чем выше цены, тем больше требуется денег);
- Скорости обращения денег (связь обратная
поскольку, чем
выше скорость обращения денег, тем меньше
их требуется) [17, с. 165].
(1.3)
где Кд - количество
денег в обращении;
Цт - сумма цен
товаров;
Vд.ед. - скорость
обращения денежной единицы [17, с. 167].
Исходя из этого, закон денежного
обращения будет иметь следующую формулировку:
количество денег, необходимое для выполнения
ими функций средства обращения, должно
быть прямо пропорционально количеству
проданных товаров и услуг и уровню цен
на них, и обратно пропорционально скорости
обращения денег.
Из закона денежного обращения
вытекает требование сбалансированности
денежной и товарной массы в обращении.
Эта сбалансированность выражается уравнением
обмена, которое предложено американским
экономистом Фишером и сводится к следующему:
произведение величины денежной массы
на скорость оборота денег равно произведению
суммы цен всех произведенных в стране
товаров, что можно отразить формулой:
,
(1.4)
где М - масса денег;
V - скорость обращения денег;
Р - цена товара;
Q - реальная величина валового национального
продукта [17, с. 166].
Из уравнения следует, что количество
денег в обращении равняется сумме цен
всех товаров, поделенной на скорость
оборота денег, то есть формула закона
денежного обращения:
, (1.5)
В основе действия объективного
экономического закона лежат факторы
производства. Классик политической экономии
Жан Батист Сэй трактовал это так: «Если
нет денег, чтобы купить продукты, это
значит, что вы не произвели количество
товаров, достаточное для обмена на требующиеся
вам деньги» [10, с. 287].
Классическое уравнение обмена
принимает во внимание только одну функцию
денег – средства обращения. Другие функции
(средства накопления, средства платежа,
мировых денег) остаются без внимания.
Все это вызывает потребность
совершенствования уравнения обмена,
приближение его к практическим задачам
регулирования экономики и стимулирования
экономического роста [8, с. 170].
ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИ
БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
2.1. Организация системы страхования банковских
вкладов
в Российской Федерации
Система страхования вкладов - это комплекс
мер, направленных на защиту вкладов и
обеспечивающих их гарантированный возврат
в полном объеме (или частично) в случае
банкротства финансового учреждения.
Основная задача системы обязательного
страхования банковских вкладов – это
защита сбережений населения, размещаемых
во вкладах и на счетах в банках.
Идея о необходимости введения
системы страхования вкладов в нашей стране
возникла более 10 лет назад, тем не менее,
реальная работа по выработке данного
закона была начата правительством РФ
только в 2002 г. Результатом этой работы
стал закон «О страховании вкладов физических
лиц в банках РФ» от 23.12.2003. Принятие этого
закона является значительным шагом в
направлении реорганизации российской
банковской системы по западным образцам.
Финансовой основой системы
страхования банковских вкладов является
фонд обязательного страхования вкладов.
Данный фонд формируется за счет:
1) Страховых взносов;
2) Пеней за несвоевременную
и (или) неполную уплату страховых
взносов;
3) Денежных средств
и иного имущества, которые получены от
удовлетворения прав требования
Агентства, приобретенных в
результате выплаты им возмещения
по вкладам;
4) Средств федерального
бюджета;
5) Доходов от инвестирования
временно свободных средств фонда
обязательного страхования
вкладов;
6) Первоначального
имущественного взноса;
7) Других доходов,
не запрещенных законодательством Российской
Федерации [5, ст.34].
Страховым случаем признается
одно из следующих обстоятельств:
1) Отзыв (аннулирование)
у банка лицензии Банка России на
осуществление банковских операций
в соответствии с Федеральным
законом «О банках и банковской
деятельности»;
2) Введение Банком
России в соответствии с законодательством
Российской Федерации моратория
на удовлетворение требований
кредиторов банка [5, ст.8].
Страховое возмещение по вкладам
в банке, в отношении которого наступил
страховой случай, выплачивается вкладчику
в размере 100 % суммы вкладов в банке, но
не более 700 000 руб. (для страховых случаев).
Вклады в разных банках страхуются независимо
друг от друга.
Участниками системы страхования
вкладов являются:
1) Вкладчики, признаваемые
выгодоприобретателями;
2) Банки, внесенные
в установленном порядке в реестр банков,
признаваемые страхователями;
3) Агентство, признаваемое
страховщиком;
4) Банк России
[5, ст.4].
Агентство по страхованию вкладов
– государственная корпорация, созданная
Российской Федерацией в январе 2004 г. в
целях реализации государственной политики
по защите прав и законных интересов вкладчиков
банков, укрепления доверия к банковской
системе и стимулирования привлечения
сбережений населения в банковскую систему.
Общее число зарегистрированных
банков на 01 ноября 2013 года равно 1004, но из них 131 банков,
у которых отозвана или аннулирована лицензия
на осуществление банковских операций
и которые пока не исключены из Книги государственной
регистрации кредитных организаций.
В рамках обеспечения функционирования
системы страхования вкладов Агентство
принимало участие в проверках, проводимых
Банком России в банках-участниках ССВ.
Главная цель участия Агентства в проверках
– оценить выполнение обязанностей, возложенных
на банки Законом о страховании вкладов.
Проверки банков проводились на плановой
основе. Проверки были проведены в банках,
расположенных в 33 субъектах Российской
Федерации всех федеральных округов.
По состоянию на 01 января 2013
года в России действовало 897 банков, по
состоянию на 01 января 2012 года - 922 банка.
Так же государственная корпорация
«Агентство по страхованию вкладов» (АСВ)
провела анализ развития рынка вкладов
физических лиц в период с 2009 года по 2012
год. Наиболее значимые тенденции следующие
(рис. 2.1):
Источник: http://www.asv.org.ru
Рис.2.1 Анализ рынка вкладов
физических лиц в 2009-2012 гг.,
млрд. руб.
Динамика ежегодных приростов
вкладов показывает, что сберегательная
активность населения с каждым годом возрастает.
По мнению АСВ, такое усиление сберегательной
активности из года в год стало следствием
роста доходов различных групп населения,
увеличения процентных ставок и низкой
инфляции. Так же данные анализа свидетельствуют
о доверии к банковской системе состоятельной
части населения.
По результатам проверок можно
сделать вывод, что всеми банками денежные
средства физических лиц, привлеченные
на основании договоров банковского вклада
(счета), правильно определяются как вклады,
подлежащие страхованию, и включаются
в расчетную базу страховых взносов. Вкладчики
достаточно полно информируются об участии
банка в системе страхования вкладов и о порядке
получения возмещения по вкладам при наступлении
страхового случая.
2.2. Мировой опыт
системы страхования вкладов
По данным Международного Валютного
Фонда, страхование банковских вкладов
принято более чем в 70-ти странах: США и
Канаде, всех европейских, 10 африканских,
12 латиноамериканских и 8 азиатских государствах,
на Украине, в Казахстане и Армении
Банки, не участвующие в системе
страхования вкладов, обладают меньшей
конкурентоспособностью на рынке банковских
продуктов, так как клиенты начинают с
настороженностью относиться к таким
банкам и идут на риск внесения депозита,
рассчитывая на получение более высокого
дохода.
Одной из первых действующих
на общенациональном уровне систем страхования
вкладов стала американская Федеральная
корпорация по страхованию депозитов
(ФКСД) [22].
Первые такие системы носили
не общенациональный характер – они создавались
в рамках отдельных штатов. Первая официальная
система страхования вкладов была сформирована
коммерческими банками в 1829 г. в штате
Нью-Йорк. Эта система была построена на
принципах, заимствованных у китайских
торговцев, которые несли круговую ответственность
за оплату импортируемых товаров. Программа
страхования имела три ключевых элемента:
создание страхового фонда, в который
банки должны были платить взносы; совет
уполномоченных, который имел право проверять
банки; список разрешенных инструментов,
в которые мог инвестироваться капитал
банка [19].
Многие выступали против нее,
указывая на высокую стоимость страхования
и несправедливую поддержку плохо управляемых
банков. Тем не менее корпорация, начавшая
действовать в 1934 г., существует по сей
день. ФКСД должна была предотвратить
отток депозитов из банков в годы Великой
депрессии, с чем она успешно справилась.
В настоящее время страхование депозитов
широко используется во всем мире, в ЕС
действует специальная директива, а МВФ
разработал так называемую оптимальную
практику введения такой системы [22].
Исследователи выделяют шесть
возможных подходов к страхованию депозитов:
- Явный отказ от защиты вкладов
(практикуется в Новой Зеландии, где специальные
требования относительно прозрачности
банковских операций позволяют потенциальному
вкладчику самому оценить перспективы возврата своих средств, зная о состоянии
банка);
- Установленное законом преимущество
требованиям вкладчиков банка перед другими
требованиями при ликвидации банка-банкрота (в Австралии и Монголии);
- Неясность в отношении покрытия;
- Неявная (подразумеваемая) гарантия (нет специальных законов
или фондов, которые обеспечивают гарантию вкладов граждан, средства для выплат не резервируются, однако по прошлому опыту или по заявлениям ответственных лиц вклады граждан могут быть возмещены, причем сумма компенсаций остается на усмотрение
властей);
- Ограниченное покрытие (гарантии
распространяются на часть вклада, на
отдельные виды вкладов, существует государственный,
смешанный или частный страховой фонд
– наиболее распространенная система);
- Полное покрытие (применяется
в условиях серьезного системного кризиса,
после нормализации может быть заменена системой ограниченного покрытия, как случилось в Швеции и Финляндии) [22].
Во Франции Фонд депозитного
страхования называется «механизм солидарности»
и управляется Французской ассоциацией
банков. «Механизм солидарности» охватывает
все банки, находящиеся на территории
Франции, включая и филиалы иностранных
банков. Не подпадают под страховую защиту
депозиты зарубежных отделений французских
банков, межбанковские депозиты и вклады
в иностранной валюте. Как и в других странах,
страховой фонд формируется из взносов
банков. Их величина определяется по специальной
шкале с учетом объема депозитов каждого
банка. Сумма страхового возмещения на
одного вкладчика не может превышать 70
000 евро [23].
В Германии существует разветвленная
сеть фондов страхования банковских вкладов.
Есть фонды страхования депозитов частных
банков, сберегательных касс и кооперативных
банков. При этом центральный банк ФРГ
(Deutsche Bundesbank) не оказывает прямого воздействия
на системы страхования вкладов. В фондах
могут участвовать все частные кредитные
учреждения, имеющие генеральную лицензию
Федерального ведомства по надзору за
кредитным делом и входящие в Союз аудиторов
немецких банков. Страхуются все вклады,
кроме межбанковских и ряда долговых обязательств
на предъявителя. Не подлежат страхованию
и обязательства банка перед его руководителями
и учредителями-физическими лицами, требования
к нему со стороны членов наблюдательного
совета, а также их прямых родственников
[23].
В Японии существует корпорация
по страхованию депозитов с 1971 г. Ею управляют
комитет, куда входят также управляющий
Банком Японии и представители частных
банков. Участие в системе страхования
депозитов является обязательным для
всех городских банков, валютных и сберегательных
банков, а также кредитных кооперативов.
Система закрыта для местных отделений
иностранных банков. Страховое возмещение
выплачивается из фонда, который образуется
из ежегодных взносов в размере 0,008% застрахованных
депозитов банка. Компенсация вкладчикам
выплачивается только в том случае, если
их депозиты были выражены в иенах [23].
В Эстонии власти произвели
основательный пересмотр банковской системы,
закрыв еще в 1992г. три проблемных банка
и создав на их базе новый Северный эстонский
банк. Вкладчики закрытых банков получили
лишь частичную компенсацию [23].
В основном в большинстве стран
мира стараются придерживаться обязательной
формы участия банков в системе страхования.
Средства системы формируются за счет
отчислений коммерческих банков с учетом
риска проводимых ими операций. В случае
недостатка средств системы для полной
выплаты по вкладам, государство часто
оказывает временную финансовую поддержку
на условиях обязательной возвратности
выданных средств.
Таким образом, можно сказать,
что все экономически развитые страны
имеют сейчас систему защиты банковских
вкладов.