Депозитная политика банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:44, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – исследовать особенности проведения депозитной политики банка, а также основы организации работы по привлечению временно свободных денежных средств во вклады (депозиты).
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
раскрыть содержание депозитной политики, порядок её разработки, цели и задачи политики банка;
исследовать нормативно-правовое регулирование депозитных операций в кредитных организациях;
охарактеризовать систему обязательного страхования вкладов населения;
изучить зарубежный опыт осуществления депозитных операций в кредитной организации;

Файлы: 1 файл

введение и 1 раздел (1).doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с  этим банк может поставить и более  конкретные цели/задачи при разработке депозитной политики, например, расширение спектра депозитных услуг, предоставляемых юридическим лицам; персонификация депозитных продуктов для особо значимых для банка клиентов и др.

Опираясь на определение цели и задачи депозитной политики необходимо разработать стратегию  развития депозитной деятельности банка, которая служит ориентиром для принятия управленческих решений, касающихся будущих рынков, банковских продуктов и услуг, организационной структуры, рисков для руководителей (менеджеров) банка. Выбор стратегии предопределяет разработку плана мероприятий по ее реализации и систему контроля за его выполнением. Приоритетные цели и задачи, уточненные в стратегии, конкретизируются при разработке тактических приемов в области организации и осуществления депозитных операций, оказания услуг для достижения поставленной цели.

В первую очередь  для определения и выработки  стратегии необходимо провести ситуационный анализ, который позволит получить полное представление, с одной стороны, о состоянии окружающей среды, в которой функционирует банк (внешний анализ), а с другой стороны, дать характеристику его внутреннего потенциала (внутренний анализ). Результаты ситуационного анализа дают возможность выявить сильные и слабые стороны банка, оценить реальные и потенциальные рыночные возможности банка и нежелательные для него обстоятельства. Сопоставление сильных и слабых сторон банка позволяет определить направления депозитной деятельности, предоставляющее банку устойчивое конкурентное преимущество (особенность банка, которой можно управлять и формировать) на рынке, за счет реализации которого будет обеспечено рентабельное и стабильное развитие кредитной организации.

Депозитные  счета могут быть самыми разнообразными и в основу их классификации положены такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение, степень доходности и т.д., однако наиболее часто в качестве критерия выступает категория вкладчика и формы изъятия вклада. Депозитные операции классифицируются:

  1. Исходя из категории вкладчиков: депозиты юридических лиц (предприятий, организаций, других банков); депозиты физических лиц.
  2. По экономическому содержанию: с учетом категорий вкладчиков; по формам изъятия; по порядку использования хранимых средств.
  3. По форме изъятия средств: срочные депозиты; депозиты до востребования; сберегательные вклады населения [10, c. 103]

Классификацию депозитов по форме изъятия более  подробно можно представить схематично в Приложении А [21, c. 206]

В целях привлечения  ресурсов для своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из целей и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Депозитная политика должна, прежде всего, отвечать следующим требованиям: экономическая целесообразность; конкурентоспособность.

Под экономической целесообразностью  здесь понимается рентабельность использования  привлеченных ресурсов населения. Этот вопрос, разумеется, должен рассматриваться в общем контексте активно-пассивного управления. При расчете относительной эффективности привлечения депозитных ресурсов частных лиц необходимо принимать во внимание как связанные с ними издержки, в том числе – резервные отчисления, а также неопределенную степень их ликвидности, так и явные выгоды. Система ставок по вкладам должна быть ориентирована на рыночную конъюнктуру при непременном учете складывающейся иерархии надежности сопоставимых инструментов. Так, банк, удерживающий ставки на более низком уровне, нежели близкие ему по степени надежности конкуренты, рискует потерять часть своей клиентуры.

Порядок формирования депозитной политики кредитной организации  представлен в Приложении Б [21, c. 208]. Классификация пассивных операций банка представлена в Приложении В [16, c. 183]

 

    1. Нормативно-правовое регулирование депозитных операций в кредитных организациях

 

Основными источниками  банковского права являются: Конституция  РФ, Федеральные законы РФ, Гражданский  кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Указы Президента, Постановления правительства, Инструкции и приказы Центрального банка РФ.

Конституция как  основной закон государства в  качестве источников банковского права  устанавливает основные начала и  принципы функционирования банковско-кредитной системы.

В качестве общих  законов следует рассматривать, прежде всего, ГК РФ, нормы которого конкретизируют и развивают нормы  конституции. С одной стороны  он регулирует отдельные отношения  в сфере банковской деятельности, такие как договоры банковского счета и банковского вклада, расчетные отношения с использованием аккредитива, инкассо, чека и некоторые другие. С другой - занимая более высокое место в иерархии нормативно-правовых актов, чем Федеральные законы, он устанавливает более общие положения, и поэтому содержание законов не должно противоречить нормам ГК РФ (п.2.ст.3).

Основные нормативные  акты, регулирующие депозитные операции:

  • Гражданский кодекс РФ: ст. 834 – 844 (глава 44), ст. 845 – 860 (глава 45), ст. 395, 809, 818 ч. 2;
  • Федеральный закон РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 г. №86-ФЗ с изменениями, который закрепляет правовое положение Центробанка как органа возглавляющего банковско-кредитную систему РФ. Его полномочия, права и обязанности в отношении банков и других коммерческих организаций, в сфере контроля и регулирования деятельности различных субъектов банковской системы;
  • Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-I, в ред. от 21.03.2002, который устанавливает основные требования к банкам при осуществлении ими банковских операций, права и обязанности банков при взаимоотношениях с государственными органами, ЦБ РФ, а также клиентами банков - физическими и юридическими лицами;
  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями).  В нем регулируются отношения физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
  • Федеральный закон  от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В законе устанавливаются правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а также порядок выплаты возмещения по вкладам. Закон также регулирует отношения между банками РФ, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти РФ в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках. Законом регулируются отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере;
  • Положение № 39-П  от 26.06.1998 (ред. от 26.11.2007)  «Положение о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками». Определяет порядок начисления процентов по активным и пассивным операциям банка, связанным с привлечением и размещением денежных средств клиентов банка, как в национальной валюте РФ, так и в иностранных валютах, а также за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах, осуществляемых на основании договоров, заключаемых в соответствии с нормами Гражданского кодекса, и порядок отражения в бухгалтерском учете указанных операций. Применяется к небанковским кредитным организациям в части, соответствующей их статусу, установленному действующим гражданским и банковским законодательством, а также нормативными актами Банка России;
  • Положение Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». В нем обновлены правила ведения бухучета в кредитных организациях, расположенных в нашей стране. Это обусловлено принятием в 2011 г. Закона о национальной платежной системе, а также нового Закона о бухучете. В новой редакции правил учтены изменения, внесенные в раннее действовавшую. План счетов, как и прежде, включает в себя балансовые и внебалансовые счета, счета доверительного управления, производные финансовые инструменты и срочные сделки, счета депо;
  • Инструкция Банка России 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (с изменениями и дополнениями),  устанавливающая порядок открытия и закрытия в РФ кредитными организациями (филиалами), подразделениями расчетной сети Банка России банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся частной практикой в валюте РФ и иностранных валютах. Инструкция не распространяется на порядок открытия и закрытия счетов кандидатов на выборные должности, счетов по вкладам военнослужащих, открываемых в полевых учреждениях Банка России, а также счетов, открываемых по иным основаниям, отличным от договора банковского счета, вклада (депозита).

 

    1. Характеристика системы обязательного страхования вкладов населения

 

Система страхования вкладов (ССВ) - это специальная государственная программа, реализуемая в соответствии c Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых в российских банках. В настоящее время она позволяет вкладчикам при наступлении страхового случая получить возмещение по вкладам в размере до 700 тысяч рублей. Механизм страхования вкладов максимально прост и не требует от вкладчика никаких предварительных действий: вклады и счета физических лиц страхуются «автоматически» со дня вхождения банка в ССВ.

Банковский  сектор рассчитывает, что система  страхования повысит привлекательность  банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным  организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.

Что касается самих  вкладчиков, то их заинтересованность в системе страхования заключается  в стремлении получить надежный, безопасный и доходный способ хранения своих  сбережений.

Российский  закон о страховании банковских вкладов в качестве целей создания системы страхования последовательно  называет цели, которые отвечают интересам  населения, банков и государства:

  • защита прав и законных интересов вкладчиков банков;
  • укрепление доверия к банковской системе;
  • стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

Концепция страхования  вкладов разрабатывалась на основе анализа как позитивного, так  и негативного опыта различных  государств в этой сфере. В основу российской системы страхования банковских вкладов положены следующие основные принципы.

Обязательность  участия в системе страхования  для банков, привлекающих вклады населения.

Обязательный  характер необходим не только для  равной защиты вкладчиков, но и для формирования одинаковых конкурентных условий для всех банков, в том числе и принадлежащих государству. В мире число добровольных систем страхования неуклонно снижается. Если в середине 90-х годов прошлого века половина систем страхования депозитов строилась на принципе добровольного участия, то сегодня их осталось только 19%.

Директива Европейского парламента и Совета «О системах гарантирования депозитов» от 16 мая 1994 г. предписывает странам - участницам Европейского союза  создание таких систем.

Допуск в  систему только финансово устойчивых банков. Одной из главных проблем  при формировании системы страхования  вкладов является ограничение принимаемых  ею финансовых рисков. Для ее решения  в систему страхования вкладов  будут допускаться только финансово-устойчивые, стабильно развивающиеся и адекватно управляемые банки. Закон о страховании вкладов предусматривает, что вхождение банков в систему страхования вкладов будет осуществляться на основании лицензии Банка России на осуществление операций со средствами физических лиц.

Для сохранения лицензии действующими банками к  ним предъявляются дополнительные требования относительно прозрачности структуры собственности, организации  системы управления рисками, качества внутреннего контроля. Их финансовая устойчивость оценивается также с учетом состояния активов, пассивов, ликвидности, доходов, расходов, финансового результата, собственных средств, состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Характерно, что  требования к участию в системе  страхования вкладов носят не разовый, а постоянный характер и обязательны для соблюдения банками все время их участия в системе страхования вкладов.

Вхождение банка  в систему страхования вкладов  является в каком-то смысле добровольным решением, вытекающим из бизнес-политики банка, и оформляется ходатайством в Банк России о проверке его соответствия к участию в системе.

Соответствие  банков установленным требованиям  будет определять Банк России по результатам  специально проводимой проверки. Банки, в отношении которых было сделано  отрицательное заключение, а также банки, отказавшиеся от участия в системе, будут в установленном порядке лишены права на работу с вкладами населения.

Накопительный характер формирования резервов системы.

В России в качестве финансовой основы системы страхования вкладов создается специальный фонд обязательного страхования вкладов.

Источниками формирования фонда будут регулярные денежные взносы банков, а также первоначальный взнос государства. Другими источниками  его пополнения станут доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств фонда, средства, получаемые в результате удовлетворения требований, приобретаемых системой страхования после выплаты возмещения по вкладам, а также пени за несвоевременную или неполную уплату банками взносов. За расчетный период уплаты страховых взносов берется календарный квартал года. Размер страховых взносов не должен превышать 0,15% средней за отчетной период суммы остатка средств на счетах граждан. При угрозе образования краткосрочного дефицита фонда для расчетов с вкладчиками страховой взнос может быть увеличен до 0,3%, но не более чем на два квартала.

Информация о работе Депозитная политика банка