Деятельность центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - систематизация знаний в сфере деятельности Центральных банков.
Задачи исследования данной курсовой работы:
• Рассмотреть историю возникновения и сущность центральных банков, их основные функции, формы организации.
• Изучить денежно-кредитное регулирование, банковский контроль и надзор центральных банков.
• Охарактеризовать Центральный Банк России.
• Проанализировать: Центральный Банк, как орган денежно – кредитного регулирования. Законодательные основы Центрального Банка.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности центральных банков. 4
1.1 История возникновения и сущность центральных банков, их основные функции, формы организации. 4
1.2. Денежно-кредитное регулирование, банковский контроль и надзор центральных банков. 9
Глава 2. Центральный банк в современной России. 16
2.1. Характеристика Центрального банка России. 16
2.2.Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования. Законодательные основы функционирования Центробанка. 32
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 42
Приложения 44

Файлы: 1 файл

Курсовая по Д.К.Б. 2013.docx

— 127.03 Кб (Скачать файл)

Одно из основных направлений применения золотовалютных резервов — поддержание курса национальной валюты. То есть, если курс иностранной валюты резко растет в результате повышенного на него спроса, то Банк России вынужден расходовать международные резервы, используя их на покрытие спроса. И наоборот, в том случае, когда курс иностранной валюты снижается из-за ее избыточного предложения, то Банк России вынужден скупать определенный объем иностранной валюты, эмитируя под эту операцию национальную денежную единицу.

Динамику объемов международных резервов России см. приложение 1

Одной из функций Центрального банка является управление международными резервами.

Задачами Банка России в процессе управления международными резервами являются:

    • определение структуры международных резервов:
    • по видам валют,
    • по срочности размещения,
    • по доходности инструментов размещения средств;
    • определение минимальных и максимальных объемов резервов.

Необходимость определения Банком России предельных норм международных резервов состоит в следующем. Поскольку международные резервы – это резервы государства «про запас», то существовало мнение, что чем больше в стране золотовалютных резервов, тем лучше, и что много их не бывает.

Однако золотовалютные резервы являются национальным богатством особого рода. Их особенность заключается в том, что много этих резервов быть не может, поскольку национальная экономика должна питаться, а не аккумулировать денежные средства в руках государства. Таким образом, нельзя все богатство или его значительную часть направить в резервы, поскольку экономика может умереть на горах золота и иностранной валюты.

Поэтому Центральный банк, проводя политику управления международными резервами, имеет два ограничения. Первое заключается в том, чтобы экономическая мощь страны не оказалась омертвленной в золотовалютных резервах, которые в этом случае будут висеть тяжелым камнем на шее у государства. Второе – беспечное отношение к золотовалютным резервам, их расточительная трата, отсутствие заботы об их восстановлении и умножении подвергают страну большим рискам и в военной, и в экономической, и в политической сферах. В этой связи нахождение оптимального соотношения между накоплением и использованием золотовалютных резервов имеет большое экономическое и социальное значение.

Для определения минимального необходимого объема золотовалютных резервов Банк России применяет несколько критериев:

  • величина международных резервов должен быть достаточной для покрытия объема трехмесячного импорта товаров и услуг;
  • объем золотовалютных резервов должен быть достаточным для  одновременного покрытия трехмесячного импорта и годового объема выплат по внешнему долгу (критерий Редди);
  • резервы должны превосходить официальный и официально гарантированный краткосрочный долг (критерий Гринспэна);
  • объем резервов достаточен, если он позволяет обходиться без внешних заимствований в течение одного года («расширенный» критерий, или критерий Гвидотти);
  • резервы должны быть достаточными для предупреждения резких девальваций и ревальвации национальной валюты («широкий» критерий);
  • резервы должны быть достаточными для покрытия государством в случае кризиса потребностей частного сектора в средствах для уплаты внешних долгов («максималистский» критерий).16

Таким образом Центральный банк России особый публично- правовой институт, основные цели деятельности которого – защита и обеспечение устойчивости рубля. Развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России является юридическим лицом. Финансовая независимость выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

В своей деятельности он подотчетен государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации.

Высшим органом управления Банка России является совет директоров, в свою очередь в него входят: председатель Банка России и 12 членов совета директоров.

Центральный банк образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно – кассовые центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия.

Центральный банк выполняет ряд определенных функций:

  • разрабатывает и проводит единую государственную денежно – кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию денег;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;
  • устанавливает правила осуществления расчетов и правила проведения банковских операций в Российской Федерации.
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России и другие функции.

Достижение поставленных перед Центральным банком целей от имеет право осуществлять операции с российскими и иностранными кредитными организациями и правительством Российской Федерации.

Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию государственных органов и органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России. Банк России может обслуживать клиентов, которые не являются кредитными организациями, в тех регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Важным направлением денежно – кредитной политики Банка России является валютная политика. В свою очередь валютная политика – это совокупность мероприятий, проводимых в рамках национальной экономики и вне ее, и направленных на обеспечение экономического роста, поддержания равновесия платежного баланса, снижение безработицы и инфляции. Это достигается путем воздействия на национальную валюту, валютный курс и валютные отношения.

Еще одним важным фактором, определяющим состав активов центральных банков, безусловно, является объем золотовалютных резервов, который формирует центральный банк.

Золотовалютные резервы, или международные резервы – это внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно – кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей. Одно из основных направлений применения золотовалютных резервов – поддержание курса национальной валюты.

Центральный банк проводя политику управления международными резервами имеет два ограничения. Первое заключается в том, чтобы экономическая мощь страны не оказалась омертвленной в золотовалютных резервах, которые в  этом случае будут висеть тяжелым камнем на шее у государства. Второе – беспечное отношение к золотовалютным резервам, их расточительная трата, отсутствие заботы об их восстановлении и умножении подвергают страну большим рискам и в воинский, и в экономической, и в политической сферах.

В этой связи нахождение оптимального соотношения между накоплением и использованием золотовалютных резервов имеет большое экономическое и социальное значение.

2.2.Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования. Законодательные основы функционирования Центробанка.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций – это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России:

  • устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;
  • регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

  • минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
  • предельный размер не денежной части уставного капитала;
  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • максимальный размер крупных кредитных рисков;
  • максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
  • нормативы ликвидности кредитной организации;
  • нормативы достаточности капитала;
  • максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
  • размеры валютного, процентного и иных рисков;
  • минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;
  • нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
  • максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

  • взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
  • потребовать от кредитной организации:
  • осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
  • замены руководителей кредитной организации;
  • реорганизации кредитной организации;
  • изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
  • ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
  • назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
  • отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.17

Законодательные основы функционирования Центробанка

Правовой основой функционирования банковской системы, защищающей интересы населения и банковских структур, являются Федеральный закон от 3.02.1996 г. № 17-ФЗ (в редакции от 21.03.2002 г. № 31 — ФЗ) «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон от 27.06.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Правовые нормы создания коммерческих банков регламентируются законодательными актами, которые определяют типы организационно-правовых форм предприятий, а также основные положения, регламентирующие предпринимательскую деятельность.

Согласно этим законам банковскую систему России образуют Банк России, Сберегательный банк РФ, Банк внешней торговли РФ, коммерческие банки и другие кредитные учреждения, получившие лицензию Банка России на право осуществления банковской деятельности или отдельных банковских операций. На территории РФ могут создаваться банки развития для осуществления специальных региональных и иных программ, а также ассоциации, союзы и иные банковские объединения, если их создание не противоречит законодательству и требованиям антимонопольного комитета РФ.

Необходимость лицензирования банковских операций объясняется повышенным риском проводимых банковских операций, а также влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в стране.

Статус, функции, задачи, полномочия, принципы деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ» и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 71 Конституции федеральные банки (следовательно, и ЦБ РФ) относятся к федеральным экономическим службам и находятся в ведении РФ. В ч. 1 ст. 75 закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется монопольно Центральным банком РФ; в ч. 2 этой статьи определяется основная функция ЦБ РФ — защита и обеспечение устойчивости российского рубля. Эта функция осуществляется Банком России независимо от других органов государственной власти.

В рамках полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральными. законами, Банк России является независимым в своей деятельности. Федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его законных функций и полномочий.

Уставный капитал и имущество Банка России находится в федеральной собственности. ЦБ РФ является только титульным владельцем собственности. Специфической особенностью является обязанность Банка России осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения данным имуществом не в своих интересах, а в интересах государства, т. е. общества в целом.

Информация о работе Деятельность центральных банков