Европейский Центральный банк: функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является - исследование деятельности Европейского Центрального Банка, его функции, цели и задачи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, встающие перед раскрытием данной темы:
1. Рассмотреть основные этапы развития европейской экономической и валютной интеграции.
Изучить организацию деятельности Европейского центрального банка.
Проанализировать организационную структуру, цели и принципы деятельности Европейского ЦБ.
4. Рассмотреть независимость Европейского ЦБ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Основная часть. Европейский Центральный банк……………………5
1.1. Этапы образования Европейского центрального банка…….……..5
1.2. Организационная структура Европейского ЦБ…………...…..….10
1.3. Цели и задачи Европейского ЦБ…………………………..……….14
1.4. Функции Европейского ЦБ………………………………………...18
1.5 Независимость Европейского ЦБ……………………………..……20
Заключение…………………………………………………….…….…..23
Список использованной литературы……………………………..…….25
Задачи по теме…………………………………………………..………26

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЦБ РФ.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Генеральный Совет включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС. К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие:

- осуществление консультационных функций ЕСЦБ;

- сбор и обработка статистической информации;

- подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;

- разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;

- принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;

- разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;

- организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих  органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ.

Национальные центральные  банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных  банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка.

Совет Управляющих ЕЦБ  уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция - претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В период разработки и  создания ЕСЦБ подготовительные работы проводились, в частности, тремя комитетами и шестью специализированными рабочими группами, объединяющими представителей Национальных центральных банков и Европейского Валютного Института. Этот опыт тесного сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми изменениями. Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

- Комитет внутренних аудиторов;

- Комитет по банкнотам;

- Бюджетный комитет;

- Комитет внешней коммуникации;

- Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;

- Юридический комитет;

- Комитет по рыночным операциям;

- Комитет по денежно-кредитной политике;

- Комитет международных отношений;

- Статистический комитет;

- Комитет банковского надзора;

- Комитет информационных систем;

- Комитет платежно-расчетных систем.

Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить  в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные  учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

- в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;

- в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро». ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;

- финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);

- контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.

1.3. Цели и задачи Европейского ЦБ

Его цели определены Соглашением  об Уставе Европейской системы центральных  банков и ЕЦБ. В ст. 2 Устава сказано, что « в соответствии со статьей 105 данного Соглашения первой целью должно быть поддержание ценовой стабильности». Там же говорится, что, не противореча цели стабильности цен, стратегия ЕЦБ поддерживает основные экономические направления политики Европейского сообщества с целью внесения вклада в достижение целей Сообщества.

Для достижения основной цели ЕЦБ решает следующие конкретные задачи, определенные в статье 3 его Устава:

1. Определение и проведение единой денежно-кредитной политики.

Совет управляющих ЕЦБ определяет единую денежно-кредитную политику, которую Национальные центральные  банки внедряют децентрализованным и гармоничным образом. Оперативные рамки единой денежно-кредитной политики должны удовлетворять следующим принципам: соответствие рыночным принципам, равноправный режим для всех, простота, поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости, децентрализация, непрерывность, согласование и соответствие с управленческими решениями ЕСЦБ.

В основном для проведения денежно-кредитной политики используются те процедуры и инструменты, которые  использовались большинством центральных  банков до становления Европейского экономического и валютного союза.

2. Хранение и управление официальными валютными резервами стран-участниц, а также осуществление валютных операций.

Европейская система  центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными  резервами стран-участниц ЕЭВС. Взнос  каждого Национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка.

Согласно уставу ЕЦБ  центральные банки должны передать ему (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд. евро (в дальнейшем эта сумма  по решению Совета Управляющих может быть увеличена). Объем резервов, переведенных одиннадцатью центральными банками стран - участниц ЕЭВС 1 января 1999г. в Европейский центральный банк, составил 39,46 млрд. евро. Из них 85% суммы - в валюте, остальные 15% - в золоте.

Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами, сверх лимита, устанавливаемого Советом Управляющих, должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается необходимым для обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках ЕЭВС.

Валютные резервы могут  быть использованы Европейским центральным  банком для проведения валютных интервенций, причем ему дано право самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций. Это, однако, не означает, что ЕЦБ намерен добиваться установления каких-либо курсовых ориентиров в отношении любой чужой валюты, так как подобный подход может привести к противоречию с приоритетной задачей обеспечения стабильности цен. Тем не менее, Европейская система центральных банков оснащена техническими возможностями для интервенций на валютных рынках с целью противостоять чрезмерным или хаотичным колебаниям курса евро в отношении валют основных стран вне Европейского Экономического Сообщества.

3. Обеспечение правильного функционирования платежно-расчетных систем.

Для обеспечения успеха новой валюты на третьем этапе  становления ЕЭВС крайне важно наличие  эффективной технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база полезна для содействия формированию общих краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей «зоне евро». Это предполагает, в свою очередь, создание системы, при посредстве которой основные крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня.

Для осуществления платежей в пределах Европы с первого же дня 1999 года задействованы две общеевропейские  системы банковских расчетов: ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer system) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов - RTGS (Real Time Gross Settlements) и ЕВА (система Европейской банковской ассоциации).

ТАРГЕТ - это система  межбанковских расчетов для евро, функционирующая в режиме реального времени. ТАРГЕТ состоит из связанных между собой 15 национальных автоматизированных систем оптовых расчетов в режиме реального времени - RTGS, размещенных в каждой из стран-участниц ЕЭВС и действующих на базе общей инфраструктуры, процедур, и платежной системы Европейского центрального банка в виде механизмов взаимного кольцевания этих центров (Interlinking System). Правительства стран - участниц ЕЭС, не вошедших на данный момент в «зону евро», также сочли необходимым создание на базах своих Национальных центральных банков центров RTGS.

Основной целью системы  является обеспечение универсальной  основы для осуществления межнациональных  расчетов в евро. По мнению ее разработчиков, ТАРГЕТ представляет собой не просто платежную инфраструктуру, а является механизмом снятия противоречий в платежных системах отдельных стран ЕЭС.

ТАРГЕТ был разработан для решения трех основных задач:

- обеспечения безопасности и надежности межнациональных банковских расчетов в евро в режиме реального времени;

- повышения эффективности межбанковских операций в рамках ЕЭВС;

- создания технической основы для осуществления Европейской системой центральных банков своих функций.

Предпосылкой создания системы ТАРГЕТ явилась необходимость  организации безналичного оборота  единой европейской валюты, для которой не существует национальных границ. Использование национальными кредитными учреждениями различных форм банковских документов, разработанных для национальных валют, не могут быть применимы при введении евро, поскольку условия обращения евро значительно отличаются от условий обращения национальных валют. Так возникла идея создания интегрированной платежной системы, позволяющей разрешить национальные противоречия и обеспечить эффективное осуществление межнациональных банковских расчетов в евро.

Центры RTGS спланированы как расчетные палаты, где дебетовые  и кредитовые зачисления балансируются  не в конце дня, а обрабатываются по мере поступления. В тоже время, система  кольцевания, связывающая эти национальные центры, состоит из телекоммуникационной сети, выходящей в каждой стране на местный интерфейс. К преимуществам системы относят скорость расчетов (они проводятся в рамках ЕЭС в течение одного дня), а также увеличение длительности осуществления расчетов для НЦБ.

Система обслуживает  только операции, номинированные в евро. К ней могут быть присоединены и центры RTGS, расположенные вне «зоны евро», но лишь при условии, что они могут работать с евро, как с иностранной валютой.

Что касается второй системы  расчетов - Европейской банковской ассоциации (ЕВА), то она представляет собой систему горизонтального многостороннего клиринга. Система сальдовая, а точнее, многосальдовая, платежи принимаются к исполнению без покрытия.

Важно учесть, что ЕВА  имеет свой собственный центральный  расчетный счет во Франкфурте. Фактически это означает, что за корреспондентскими счетами коммерческих банков установлен двойной контроль, как по системе ЕВА с ее интегральным корсчетом во Франкфурте, так и через RTGS, Национальные центральные банки и контролирующий их ТАРГЕТ. Понятно, что текущие остатки Национальных центральных банков по данным обеих систем должны совпадать. ТАРГЕТ и ЕВА используют единые стандарты сообщений и форматы проверенной технологии SWIFT. Обе эти системы работают только в евро. Никаких параллельных проводок в национальных валютах нет и быть не может, ибо с 1 января 1999г. безналичные национальные валюты исчезли, преобразовавшись в евро.

Таким образом, в пределах «зоны евро» решается задача создания прозрачной системы международных расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Функции Европейского ЦБ

Европейская система  центральных банков в процессе своей  деятельности осуществляет следующие функции:

1. Эмиссия банкнот и монет.

ЕЦБ является единственной организацией, имеющей право разрешить  эмиссию банкнот, выраженных в евро. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты, которые станут единственным законным платежным средством в странах ЕЭВС.

2.  Отрудничество в области банковского надзора.

Роль ЕСЦБ в осуществлении  банковского надзора достаточно ограничена. Система должна лишь вносить вклад в организованное проведение соответствующих мероприятий, и может предлагать свои рекомендации по сферам действия применимого здесь законодательства и порядку его применения. Устав ЕСЦБ включает в себя положения, дающие ей право и на более прямое участие в банковском надзоре, однако такая передача полномочий потребовала бы единогласного решения Совета ЕЭС.

3. Консультативные функции.

ЕЦБ консультирует Совет  Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д.

Информация о работе Европейский Центральный банк: функции и задачи