Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа
Факторинг – достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются либо банки, либо специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами.
В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является определение факторинга (от англ. factor – "агент, посредник") как «разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним»
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты факторинговых операций………………………6
Сущность понятия «факторинговые операции»……………………….6
История и предпосылки возникновения факторинговых операций...10
Классификация факторинговых операций и сфера функционирования факторинга…………………………………………………………………...15
Организационно-правовые аспекты факторинга……………………..23
Глава 2. Исследование развития рынка факторинговых услуг в России……….40
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг
в России………………………………………………………………………40
2.2. Проблемы развития факторинга в России…………………………….44
2.3. Перспективы развития факторинговых операций в России………....49
2.4. Осуществление факторинговых операций на примере ОАО
АКБ "Металлинвестбанк"…………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы……………………………………………...61
Приложения…………………………………………………………………………63
1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;
3) инкассирование его
4) страхование поставщика от кредитного риска.
Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят учет счетов-фактур, т.е. операцию, удовлетворяющую лишь первому признаку.
Таким образом, основными функциями факторинга являются:
- защита интересов поставщика
путем финансирования его
- контроль над предоставленным коммерческим кредитом, включая получение выручки с должника;
- ведение соответствующих
- защита от кредитных рисков (в случае факторинга без оборота).
Факторинг является одной из древнейших форм торгового кредитования. Эксперты находят некоторые его признаки в торговых отношениях еще в Вавилонском царстве в эпоху царя Хаммурапи в 4-м тысячелетии до н.э. и позднее во времена Римской империи. В сравнительно современном виде факторинг появился в Средние века в Великобритании, которая вела оживленную торговлю с колониями. Факторинг стал активно развиваться в Англии в XIV-XVII вв. Первые операции факторинга начал вести созданный в Англии в XVIII в. "Дом факторов" (House of Factors).
В то время крупные
европейские торговые дома имели
свои представительства в колониях-
Позже, по мере увеличения прибылей факторинговых компаний, у них появилась возможность досрочно, до погашения долгов покупателем, осуществлять выплаты в пользу своих принципалов. Факторинговая компания становилась единственным надежным должником поставщика вместо разрозненных покупателей с неопределенной платежеспособностью. По мере совершенствования коммуникаций у производителя отпала необходимость посылать товары торговому агенту на консигнацию: товары могли быть проданы по образцу, находящемуся у агента, и отгружены непосредственно покупателю. Однако принципалам было выгодно по-прежнему полагаться на своих агентов, которые были им хорошо известны, пользовались доверием и которые оплачивали товары сразу после их отгрузки. Вследствие этого принципалы были заинтересованы в сохранении данного вида агентского обслуживания. Так была заложена основа факторинга в его современном понимании.
Однако после введения в 1890г. в США защитных таможенных пошлин на текстиль для сдерживания его импорта из Европы агентам, специализировавшимся на импортном товарном факторинге, пришлось переориентироваться на внутренний рынок и отказаться от торговых функций. В результате резко сократились объемы факторинга и количество факторинговых компаний в США, и это продолжалось вплоть до 1930-х гг.
С 30-х гг. XX в. факториговые операции получили развитие в США. Сначала их деятельность ограничивалась обслуживанием текстильной промышленности, но в конце 20-х гг. она распространилась на мебельную и бумажную промышленность, предприятия по пошиву одежды и др.
Факторинговые услуги в их современном представлении впервые были оказаны американским First National Bank of Boston в 1947г. Постепенно в выполнение факторинговых операций все больше включались коммерческие банки, но до признания правительственной организацией – контролером денежного обращения в 1963г. факторных операций законным видом их деятельности количество таких банков было незначительным. Лишь в 60-е гг. прошлого столетия факторинг пришел в Европу. Раньше других факторинговые операции стали проводить банки Англии, а затем и коммерческие банки других стран.
Важнейшим итогом развития факторинговых компаний в географическом плане было создание в начале 1960-х гг. совместных американо-западноевропейских факторинговых компаний, которые должны были специализироваться на обслуживании внешней торговли Западной Европы в США, а также торговли между самими западноевропейскими партнерами.
В 1960г. появилась первая факторинговая ассоциация – International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплин покупателей.
В 1968г. была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией с 190 членами из более чем 50 стран мира. В 2003г. на нее приходилось 47,8% рынка внутреннего факторинга и 63,9% рынка международного факторинга.
В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. уже существовали три крупные международные факторинговые группы: Heller International Group, International Factors Group S.C., Factors Chain International. Факторинговые операции приобрели исключительно широкое распространение в международной коммерческой практике.
Эти операции пришли на смену коммерческому
кредиту в вексельной форме и
стали применяться для
Наиболее широкое
На начало 1998г. мировой оборот факторинга составил 451,869 млрд. дол. США, или 456 млрд. евро. Страны Восточной Европы за 1998-2003 гг. показали феноменальные темпы роста (434%), при этом необходимо учитывать крайне малые объемы факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода.
На сегодняшний день на рынке функционируют около 1 тыс. компаний, расположенных в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Австралии и Африке. Крупнейшим рынком является Европа.
Финансовый факторинг в
Рост объемов рынка
сопровождался и развитием
31 января 2002г. Генеральная
Ассамблея ООН приняла
В нашей стране попытка
внедрения факторинового
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу, они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г. набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже «Мосбизнесбанк». На протяжении ряда лет факторингом в России пробовали заниматься и АКБ «Менатеп», и «Международный московский банк». В силу ряда объективных и субъективных причин ни одна из вышеперечисленных попыток не закончилась успехом. Кризис 1998г. поставил крест на первых попытках факторинговых операций в России.
После кризиса 1998г. был определенный всплеск факторинга, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом. Но по-настоящему рынок стал развиваться в начале 2000-х гг. Сегодня рынок факторинга растет быстрыми темпами и приносит немалый доход своим игрокам. И если в Европе ежегодный прирост составляет 30-40%, то в России – более 100%.
В России факторинговая деятельность регулируется главой 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования». Статья 824 ГК РФ устанавливает, что по «договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование». Следовательно, предоставление денежных средств в форме предоплаты долговых требований является определяющим признаком факторинговой деятельности.
При заключении договора
факторинга Фактор и Клиент могут
как оповещать дебиторов
Открытый (конвенционный) факторинг связан с переуступкой поставщиком товарораспорядительных документов фактор-фирме с обязательным уведомлением должников (плательщиков) об участии в расчетах факторинговой компании. Уведомление должника осуществляется путем записи на счете-факторе о направлении платежа в адрес факторинговой фирмы. Кроме того, поставщик обычно посылает своему покупателю специальное письмо, в котором уведомляет покупателя о переуступке всех дебиторских задолженностей Фактору.
Закрытый (конфиденциальный) факторинг характеризуется тем, что должника не информируют о привлечении к востребованию долгов фактор-фирмы. Тариф на конфиденциальное факторинговое обслуживание выше размера оплаты открытых факторинговых услуг. В настоящее время применение закрытого факторинга в российских условиях приводит к резкому увеличению рисков Фактора, так как гл. 43 Гражданского кодекса РФ ст. 830 п. 1 гласит: «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж»
[5 ,c.230].
Следующее деление связано с тем, на кого ложится риск неплатежа дебитора (кредитный риск). По этому признаку различаются факторинг с регрессом и без регресса.
Факторинговое обязательство с правом регресса. Факторинговая компания вправе потребовать от кредитора (поставщика) возместить ей ранее переведенные суммы при отказе заемщика (плательщика) от выполнения своих финансовых обязательств по погашению кредита или оплате отгруженных товаров. В результате кредитор (получатель) при заключении факторинового соглашения с правом регресса продолжает нести кредитный риск по проданным им факторинговой компании долговым требованиям.
Договор о факторинговом обязательстве без права регресса предусматривает, что факторинговая компания при невыполнении заемщиком (плательщиком) своих финансовых обязательств в течении определенного срока (обычно от 30 до 90 дней) должна оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). Таким образом, при факторинговом соглашении без права регресса кредитор (предприятие-поставщик) не испытывает кредитного риска по проданной им фактор-компании дебиторской задолженности заемщика (покупателя). Если долговое требование признано недействительным, фактор-фирма в любом случае имеет право регресса к поставщику.
Информация о работе Факторинговые операции: проблемы и перспективы развития в России