Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа
Факторинг – достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются либо банки, либо специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами.
В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является определение факторинга (от англ. factor – "агент, посредник") как «разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним»
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты факторинговых операций………………………6
Сущность понятия «факторинговые операции»……………………….6
История и предпосылки возникновения факторинговых операций...10
Классификация факторинговых операций и сфера функционирования факторинга…………………………………………………………………...15
Организационно-правовые аспекты факторинга……………………..23
Глава 2. Исследование развития рынка факторинговых услуг в России……….40
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг
в России………………………………………………………………………40
2.2. Проблемы развития факторинга в России…………………………….44
2.3. Перспективы развития факторинговых операций в России………....49
2.4. Осуществление факторинговых операций на примере ОАО
АКБ "Металлинвестбанк"…………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы……………………………………………...61
Приложения…………………………………………………………………………63
Еще одна проблема развития факторинга в российской экономике – неплатежи предприятий. Высокая доля неплатежей снижает привлекательность факторинга для банков, так как в этом случае высок риск задержки или неоплаты дебитором поставщика сумм по выставленным платежным требованиям, что может повлечь снижение ликвидности активов банка. Поэтому решение вопроса неплатежей будет способствовать широкому развитию факторинга.
Одной из основных проблем, мешающих развитию факторинга, является недостаточное понимание сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки.
Запуск факторинга требует немалых капиталозатрат, связанных с постановкой дела. Больших инвестиций требуют высококлассное программное обеспечение как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика, оплата опытного персонала, привлечение консалтинговых и юридических служб в случае необходимости. Для построения факторингового подразделения в банке, отлаживания механизмов и технологий проведения факторинговых операций требуется в среднем от 8 до 12 месяцев, что является одним из препятствий для банков, желающих как можно быстрее выйти на точку окупаемости и выходу на определенный уровень рентабельности деятельности.
Еще одна проблема развития факторинга в России – проблема неинформированности предпринимателей как потенциальных клиентов о факторинге.
Очень часто наблюдается ситуация элементарного незнания о данном понятии, о механизме его работы, о его положительных и отрицательных сторонах.
Также факторинг является одним из инструментов мошенников. Довольно часто клиенты факторинговых компаний осознают, что факторинг позволяет получить свободные от обязательств средства путем подделки документов, подтверждающих возникновение дебиторской задолженности, либо, вступив в сговор с дебитором, который за определенное вознаграждение согласится поставить подпись под накладной.
Несмотря на сложность проведения факторинговых операций, они пользуются большой популярностью, а спрос на факторинговые услуг со стороны компаний превышает предложение. Поэтому, существующие проблемы, связанные с оказанием факторинговых услуг, будут преодолеваться, а уровень качества их оказания повышаться.
Можно выделить несколько направлений в перспективах развития факторинговых операций в России.
Во-первых, предоставление
полного набора услуг в области
международного факторинга. Потенциальный
выход на международный рынок
малых и средних предприятий-
Во-вторых, развитие внутреннего факторинга за счет использования различных вариантов факторингового обслуживания, которое будет предусматривать предоплату, полное страхование сомнительных долгов, обеспечение гарантированного притока денежных средств и учет реализации продукции поставщика. Кроме того, будет производиться факторинговое обслуживание не только платежных поручений, но и других долговых инструментов, в первую очередь коммерческих векселей.
В-третьих, диверсификация деятельности фактор-фирм. Помимо операций с долговыми требованиями в перспективе фактор-фирмы будут оказывать консультационные услуги.
В-четвертых, использование фактор-фирмами нового, прогрессивного программного обеспечения для анализа и оптимизации собственных издержек, повышения качества обслуживания поставщиков и контроля за кредитом [17, с.109].
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что рынок факторинга в ближайшее время будет по-прежнему весьма привлекательным. При этом естественно, что усиление конкуренции обернется повышением качества продуктов и сервиса. Будет возрастать число участников факторингового рынка за счет появления как российских, так и прихода иностранных компаний. Фактор-фирмы будут развивать неценовые конкурентные преимущества: сокращать сроки принятия решений о возможности финансирования, предоставлять факторинг клиентам вне зависимости от территориального расположения клиента и его дебиторов, расширять ассортимент услуг, повышать качество сервиса для клиентов.
Представители всех банков
сходятся во мнении, что факторинг
– очень перспективное
Каждый банк по-своему
прогнозирует перспективы развития
факторинга в России и по-своему
планирует развивать эти
Относительно Промсвязьбанка, то он в первую очередь делает сейчас ставку на региональную экспансию – в ряде городов России он является единственной кредитной организацией, предоставляющей факторинговое обслуживание с финансированием.
Генеральный директор компании «ТрансКредитФакторинг» Вадим СОЛЯКОВ считает, что «перспективы у факторинга в России самые многообещающие. Все больше компаний, работающих с отсрочкой платежа, видят в факторинге наиболее быстрый и эффективный инструмент пополнения оборотных средств. Факторинг все чаще становится реальной альтернативой овердрафту и кредиту, тем более что ставки по факторингу практически приблизились к кредитным. Будет наблюдаться планомерный рост объемов уступленного требования и финансирования на фоне развития оптовой и розничной торговли и увеличения потребительского спроса. Возможно, появятся новые игроки факторингового бизнеса, а у действующих факторов, вероятно, начнет меняться тарифная политика».
«ТрансКредитФакторинг» планирует сохранить лидирующие позиции среди факторов, повысив объемы портфеля, оборота и прибыли за счет совершенствование существующих услуг, разработку и внедрение новых продуктов, развитие факторинга в регионах с помощью филиалов ТрансКредитБанка.
Генеральный директор компании «ФакторРус» Борис МЕЛЬНИКОВ считает, что «динамика на рынке целиком и полностью будет зависеть от общеэкономической ситуации в России. На данный момент благодаря постепенному восстановлению экономики, выходу из кризисного состояния восстанавливаются и объемы факторингового рынка. Возможно, мы увидим появление новых факторов или станем свидетелями очередных слияний, что будет способствовать изменению позиций существующих игроков на рынке факторинга».
«ФакторРус» ставит задачу на увеличение объемов факторинговых операций. Для этого компанией постоянно проводятся разнообразные маркетинговые исследования, выявляются потребности клиентов, обновляется продуктовая линейка с учетом выявленных потребностей, разрабатываются новые подходы к работе. Предлагаются все основные продукты факторинга, в том числе и реверсивный. Также в планах «ФакторРус» – начать активные операции по международному факторингу. Для этих целей компанией постоянно ведутся взаимодействия с иностранными партнерами, результаты которых ведут к улучшению качества услуг и снижению их стоимости для клиентов [2].
Директор по маркетингу МФК «Траст» отметил, что будут происходить дальнейшая концентрация игроков факторингового рынка и усиление принадлежности к банковским группам, так как без постоянного притока финансирования факторинг развиваться не может. Продолжится ориентация на средний и малый бизнес, развитие сервиса и специальных предложений для данного сегмента клиентов, а также ориентация на работу с регионами как наиболее перспективным рынком для развития факторинговых услуг.
В целом можно заключить, что в настоящий момент наблюдаются следующие тенденции развития российского рынка факторинга: повышается региональная и отраслевая диверсификация, увеличивается доля денежных требований, уступленных предприятиями малого и среднего бизнеса, продолжают развиваться такие продукты, как факторинг без права регресса и реверсивный факторинг.
Рассмотрим по шагам, что происходит при факторинге на примере ОАО АКБ "Металлинвестбанк". Схематично процесс факторинга выглядит следующим образом:
Поставщик уступает банку требование к покупателю по номиналу, со следующими условиями:
Для банка сумма вознаграждения по договору факторинга подлежит обложению НДС, поэтому клиенту выдается счет-фактура, НДС по которой может быть в последствии принят к вычету в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ.
Сумма финансовых услуг в виде вознаграждения банку по договору факторинга в бухгалтерском учете включается в состав операционных расходов (согласно п. 11 ПБУ 10/99). Вознаграждение банку в целях налогообложения прибыли включается в состав внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В бухгалтерском учете продавца операции по факторингу отражаются следующими проводками:
Дебет 62 Кредит 90
- отражена
задолженность за проданные
Дебет 90 Кредит 68
- отражена сумма НДС по проданным товарам;
Дебет 76 Кредит 91.1
- отражена
уступка банку денежного
Дебет 91.2 Кредит 62
- списано денежное требование, уступленное банку;
Дебет 51 Кредит 76
- перечислены банком денежные средства по договору факторинга;
Дебет 91.2 Кредит 76
- отражена сумма вознаграждения банка;
Дебет 19 Кредит 76
- отражен НДС с суммы вознаграждения банка;
Дебет 68 Кредит 19
- НДС с суммы
вознаграждения принят к
Если покупатель не оплачивает свою задолженность банку, то банк обращается за погашением к клиенту.
В этом случае бухгалтерские проводки в учете поставщика выглядят следующим образом:
Дебет 76 "Расчеты с банком" Кредит 51
- возврат банку ранее перечисленные денежные средства в размере 70-90% от суммы по договору факторинга;
Дебет 76.2 "Расчеты по претензиям" Кредит 76 "Расчеты с банком"
- отражена претензия к покупателю за неоплаченный товар.
Основная идея, лежащая в основе данных проводок, факторинг - не кредит, а продажа банку дебиторской задолженности. Соответственно, продажа задолженности должна сопровождаться ее уменьшением и получением денежных средств.
Пример
Организация-продавец по
договору поставки отгрузила организации-
В бухгалтерском учете продавца эта операция отражается следующими записями:
Дебет 62.1 Кредит 90.1
- отражена
задолженность за проданные
Дебет 90.3 Кредит 68.2
- отражена
сумма НДС по проданным
После отгрузки продавец заключил с банком договор факторинга и уступил банку право требования долга с покупателя за поставленные товары. Продавец уведомляет покупателя о сделке.
По условиям договора банк сначала перечисляет 80% суммы поставки, а после оплаты ее покупателем - оставшиеся 20% за минусом вознаграждения.
В бухгалтерском учете продавца эти операции отражаются записями:
Дебет 76.5 "Расчеты с банком по договору факторинга" Кредит 91.1
Информация о работе Факторинговые операции: проблемы и перспективы развития в России