Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа
В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.
Введение 3
Функции, роль и формы международного кредита 6
Функции международного кредита 6
Роль кредита 7
Формы международного кредита 8
По назначению: 8
По видам: 8
По технике предоставления 8
По валюте займа 11
По срокам 12
По обеспечению 13
В зависимости от категории кредитора 14
По объектам кредитования 15
По источникам 16
Лизинг 17
Факторинг 18
Форфейтинг 20
Вексельный кредит 22
Акцептный кредит 24
Кредитование экспорта и импорта 25
Кредитование экспорта 26
Кредитование импорта 30
Кредитование экспортно-импортных операций в России 33
Межправительственные займы 35
Международные валютно-кредитные организации 38
Международный валютный фонд 39
Банк международных расчетов 45
Всемирный банк 46
Международный банк реконструкции и развития 47
Международная ассоциация развития 49
Международная финансовая корпорация 51
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций 54
Международный центр урегулирования инвестиционных споров 55
Европейский банк реконструкции и развития 56
Региональные валютно-кредитные организации 57
Проблемы внешней задолженности России 59
Заключение 63
Список использованных источников 65
К основным региональным организациям ЕС относится:
Европейский инвестиционный
банк (ЕИБ, Люксембург) создан в 1958 г., предоставляет
кредиты на срок от семи до двадцати
лет, а развивающимся странам
до сорока лет Цель ЕИБ — развитие
отсталых регионов стран ЕС, реконструкция
предприятий, создание совместных хозяйственных
объектов, развитие приоритетных отраслей,
осуществление
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы. Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. ЕФВС выполняет в рамках ЕВС функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов [15];
Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;
Европейский валютный институт
(ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г) заменил
Европейский фонд валютного сотрудничества,
созданный в 1973 г —это наднациональный
орган в составе управляющих
двенадцати центральных банков, осуществляющий
координацию денежной и кредитной
политики этих банков, содействует
созданию системы европейских
Российская Федерация
— правопреемника СССР по его зарубежным
активам и пассивам. СССР привлекал
среднесрочный и долгосрочный иностранный
капитал преимущественно в
Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга СССР. Внешняя задолженность страны в переходный период резко возросла. Если в 1985 г. она составляла 28,3 млрд. долл., то в 1990 г. увеличилась до 59,8 млрд. долл., в 1993 г. — до 80 млрд. долл., в 1999 г. превысила 140 млрд. долл., а по состоянию на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд долл.
По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10% к ВВП страны. Это является самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр, США и т.д.)
Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5% ВВП страны. Согласно принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП.
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 ноября 2011 года.
Наименование |
Сумма, млн. долларов США |
Эквивалент, млн. ЕВРО |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшегоСССР, принятые Российской Федерацией) |
35 964,5 |
25 369,9 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1 043,1 |
735,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
57,8 |
40,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 626,7 |
1 852,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
29 183,4 |
20 586,5 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
1,8 |
1,2 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
24,6 |
17,3 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
966,8 |
682,0 |
Динамика государственного внешнего долга России.
В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.
Дата |
Сумма, млрд долл. США |
1991, 25 декабря |
67,9 |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158,7 |
2001, 1 января |
143,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января |
114,1 |
2006, 1 января |
76,5 |
2007, 1 января |
52,0 |
2008, 1 января |
44,9 |
2009, 1 января |
40,6 |
2010, 1 января |
37,6 |
2011, 1 ноября |
36,0 |
2012, 1 января |
33,5 |
Внешний долг частного и федерального сектора.
По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2009 года составил 479,9 млрд. долл. США. По данным всемирного банка, внешний долг в первом квартале 2008 года составляет 477 млрд долларов США.
Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).
Дата |
Сумма, млрд. долл. США. источник ЦБРФ |
1994, 1 января |
117,8 |
1995, 1 января |
126,7 |
1996, 1 января |
132,7 |
1997, 1 января |
153,0 |
1998, 1 января |
182,8 |
1999, 1 января |
188,4 |
2000, 1 января |
178,2 |
2001, 1 января |
160,0 |
2002, 1 января |
146,3 |
2003, 1 января |
152,3 |
2004, 1 января |
186,0 |
2005, 1 января |
213,5 |
2006, 1 января |
257,2 |
2007, 1 января |
313,2 |
2008, 1 января |
471,0 |
2009, 1 января |
479,9 |
2010, 1 января |
467,2 |
2011, 1 января |
488,9 |
2012, 1 января |
545,3 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преобладавшая до недавнего
времени государственная форма
собственности предполагала в основном
централизованное бюджетное финансирование
предприятий. Существовавшая ранее
система, при которой бюджетные
средства выделялись в рамках государственного
планирования развития экономики, не учитывала
необходимости четкого
С развитием в нашей
стране рыночных отношений, появлением
предприятий различных форм собственности
(как частной, так и государственной,
общественной) особое значение приобретает
проблема четкого правового
При столь быстром развитии
международного кредита возрастает
роль его межгосударственного
регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;
совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений;
согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы и бывшего СССР.
Межгосударственное
координация условий экспортных кредитов и гарантий;
согласование размера помощи развивающимся странам;
регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;
рециклирование нефтедолларов и др.
Государство стремится встроить рыночные силы, конкуренцию в сфере международного кредита в механизм государственного регулирования, придать ему гибкость.[13]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Примечание:
так же использовалась информация из сети Интернет
www.rbc.ru;
www.minfin.ru;
www.cbr.ru.
Информация о работе Функции, роль и формы международного кредита