Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Главная цель банковского регулирования и надзора поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Центробанк не управляет другими банками, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и по закону Банка России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность коммерческих банков. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений.

Содержание работы

Введение 3
1Законодательная и нормативная база создания банка 4
1.1Организационно-правовые формы и органы управления банками 4
1.2 Особенности регистрации и лицензирования банков с капиталами нерезидентов 8
2Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур 11
2.1 Понятие реорганизации банка 11
2.2 Критерии необходимости реорганизации банка и порядок предъявления ему требования об этом 15
Заключение 20
Глоссарий 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

курсовик Макса.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1Законодательная и  нормативная база создания банка 4

1.1Организационно-правовые  формы и органы управления  банками 4

1.2 Особенности регистрации и  лицензирования банков с капиталами  нерезидентов 8

2Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур 11

2.1 Понятие реорганизации  банка 11

2.2 Критерии необходимости реорганизации банка и порядок предъявления ему требования об этом 15

Заключение 20

Глоссарий 21

Список использованных источников 23

Приложение А 24

Введение

В России в настоящее время возникает мало новых банков, однако проблемы создания банков нельзя считать неактуальными. Во-первых, банки создаются и будут создаваться, а во-вторых, в процессе учреждения банка приходится решать много таких вопросов, ответы на которые важны такие для постоянной организации эффективной работы как вновь создаваемых, так и действующих банков.

Банк России является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью  коммерческих банков.1

Контролирование деятельности банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Центробанк не управляет другими банками, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий  по управлению коммерческими банками и по закону Банка России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность коммерческих банков. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений.

Основная часть

1Законодательная и нормативная база создания банка

 

 

1.1 Организационно-правовые формы и органы управления банками

 

В Российской Федерации банк может  быть образован на основе любой формы  собственности как хозяйственное  общество. По организационно-правовыми  формами различают банки, созданные  как общества с ограниченной ответственностью, и акционерные банки.

Банк в форме общества с ограниченной ответственностью – банк, учрежденный  одним или нескольким лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами  размером. Участники банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью банка в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники такого банка, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, создаваемый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно более пятидесяти. В том числе, если число участников такого банка превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в судебном порядке. 2

Участник банка в форме ООО  вправе продать или иным образом  уступить свою долю (или часть ее) в уставном капитале банка одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника  третьим лицам должна быть особо оговорена в уставе банка. Участник такого банка вправе в любое время выйти из банка независимо от согласия других его участников, за исключением учредителей банка, которые не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня регистрации банка. Банк обязан выплатить своему участнику, подавшему заявление о выходе из банка, действительную стоимость его доли в течении шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого было подано заявление о выходе, если меньший срок не предусмотрен уставом банка. Действительная стоимость доли выбывающего участника определяются на основании данных бухгалтерской отчетности банка за этот год и выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов банка и размером его уставного капитала. Если суммы разницы окажутся недостаточно для выплаты этой доли, банк обязан уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму. Если по уставу доля не может быть отчуждена третьим лицам, а другие участники банка от ее приобретения отказываются, банк обязан выплатить участнику действительную стоимость его доли либо выдать в натуре имущество, соответствующей этой стоимости. Такое положение содержит в себе потенциальную угрозу финансовой устойчивости банк, поскольку выплата участнику действительной стоимости его доли приводит к уменьшению имеющегося у банка собственного капитала и, как следствие, к нарастанию риска неплатежеспособности.

Банки, созданные в форме обществ  с ограниченной ответственностью, составляют примерно 36% от общего числа действующих в Российской Федерации банков. Акционерный банк – это банк, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников банка (акционеров) по отношению к этому банку. 3

Акционеры не отвечают по обязательствам банка и несут риск убытков, связанных  с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акции.

Акционерный банк, как и любое другое акционерное общество, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Акционерный банк может быть открытым или закрытым акционерным обществом, что отражается в его уставе и  фирменном наименовании.

Акционеры банка – открытого  акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров банка. Такой банк вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Он может также вправе проводить и закрытую подписку, если это не запрещено его уставом или требованием правовых актов Российской Федерации. Число акционеров такого банка не ограничено.

Банк, акции которого распределяются только среди его учредителей  или иного заранее определенного  круга лиц, признается закрытым обществом. Такой банк не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка – закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Если же число акционеров становится больше пятидесяти, то банк в течении 1 года должен преобразовываться в отрытое общество. В противном случае он подлежит ликвидации в судебном порядке.

В Российской Федерации акционерная  форма является преобладающей при  создании банков, акционерные банки  составляют примерно 64% от общего числа действующих банков, в том числе в форме ЗАО – 26%, в форме ОАО – 38%.4

Новые возможности для диверсификации структуры банковской системы открывает  такая организационно-правовая форма  банков, разрешенная российским банковским законодательством, как общества с дополнительной ответственностью. Уместно напомнить, что общество с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществам в одинаковом для всех кратном размере стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам (если иное порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества).

Мировой опыт показывает, что форма  общества с дополнительной ответственностью характерна для таких кредитных  организациях, как общества взаимного  кредита, взаимно-сберегательные банки, кооперативные банки и др.

 В СССР да кредитной реформы  1930-1932гг. существовали кредитные кооперативы, созданные на принципах общества с дополнительной ответственностью. В настоящее время банков в форме ОДО, а Российской Федерации нет.

Органы управления банком создаются  в соответствии с избранной и  закрепленной в уставе организационно-правовой формой. Высшим органом управления банком, созданным в любой форме хозяйственного общества, является общее собрание акционеров или участников.

Совет директоров (наблюдательный совет) должен создаваться только в акционерном  банке. Однако уставом общества с ограниченной ответственностью также может быть предусмотрено его создание. В совет директоров банка, как правило, входят его учредители. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью банка (определяет приоритетные направления деятельностью банка, утверждает повестку дня общего собрания, годовой отчет банка, рекомендации по размеру дивиденда, использованию резервного фонда, созданию филиалов и представительств, заключению крупных сделок, выдаче крупных кредитов). В акционерном банке при числе акционеров более тысячи в совете директоров должно быть не менее 7 членов, а если акционеров более 10 тыс., то в совете должно быть не менее 9 членов. Возглавляет совет директоров председатель, который организует его работу.5

Руководство текущей деятельностью банка осуществляется либо единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором), либо единоличным и коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией), при этом директор осуществляет также функции председателя правления банка. В состав правления кроме его председателя, входят высшие руководители (менеджеры) банка: заместители председателя по различным направлениям, руководители важнейших подразделений банка. В компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства его текущей деятельностью, за исключением отнесенных к исключительной компетенции общего собрания. Исполнительные органы банка подотчетны общему собранию и совету директоров банка. Банковским законодательством установлены особые требования к участникам исполнительных органов банка. Так, руководитель кредитной организации, его заместители, члены правления (дирекции) банка, главный бухгалтер, руководитель филиала не имеют права занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работает ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.6

Каждый банк с учетом выбранной  стратегии развития и структуры  собственности определяет, в каком  порядке будут принимать решения  в банке – единолично директором или на коллективной основе, т.е коллегиальным исполнительным органом (правлением или дирекцией), и закрепляет выбранный порядок в уставе.

Для осуществления контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью банка общим собранием  акционерам (участников) избирается ревизионная  комиссия или ревизор банка, причем членом ревизионной комиссии может быть также лицо, не являющееся участком банка. Ревизионная комиссия проводит проверки по итогам деятельности банка за год и в другое время, как по своей инициативе, так и по решению общего собрания или совета директоров. Общее собрание акционеров (участников) утверждает также аудитора банка и размер оплаты его услуг. В тех банках, где это предусмотрено уставом, аудитор может выполнять функции ревизионной комиссии. Аудитор не должен быть связан имущественными интересами с банком, членами совета директоров с лицами, работающими в исполнительных органов банка.

 

1.2 Особенности регистрации и лицензирования банков с капиталами нерезидентов

 

В России в соответствии с законодательством  действуют банки, капитал которых  частично или полностью сформирован за счет средств нерезидентов, и филиалы иностранных банков (далее в этом параграфе – банки с капиталами нерезидентов). Регулирование их создания и последующего функционирования имеет ряд особенностью. При этом подход к регулированию деятельностью иностранных банков или банков с иностранными инвестициями, более или менее отличный от регулирования деятельности банков отечественных, - явление, распространенное по всему миру, что обусловлено, с одной стороны, необходимостью защиты национальных экономических, информационных и иных интересов и интересов отечественного банковского сектора, а с другой – развития здоровой конкуренции в этом секторе. Естественно, такая политика должна иметь законодательную и нормативно-правовую базу, отвечающую коренным интересам страны.

Закон «О банках и банковской деятельности» не только допускает, но и прямо предписывает применение некоторых особых процедур регистрации и лицензирования таких банковских организаций (ст.17), а также предъявление дополнительных требований к их созданию и последующей деятельности (ст.18). Так, для регистрации в России банка с капиталом нерезидентов и получения им лицензии дополнительно к стандартному перечню должны быть представлены следующие надлежащие оформленные документы:

Иностранным юридическим лицом:

    • решение о его участии в создании кредитной организации на территории РФ или об открытии филиала банка;
    • письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие филиала банка (если такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания);
    • иностранным физическим лицом: подтверждение платежеспособности, данное первоклассным иностранным банком.7

Законодательно устанавливается квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ. В последние годы это квота, рассчитываемая как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в УК кредитных организаций с капиталами нерезидентов, к совокупному УК кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ, составляет 12%. При достижении этого предела Банк России обязан прекратить выдавать лицензии банкам с капиталами нерезидентов. Следовательно, любая кредитная организация обязана получить предварительное разрешения Банка России на увеличение своего УК за счет средств нерезидентов, а также на отчуждение (в том числе продажу) своих долей в капитале в пользу нерезидентов. Последнее относится и к участникам кредитных организаций – резидентам. Отсюда вытекает, что Банк России имеет право запретить увеличение УК банка за счет средств нерезидентов и отчуждать доли капитала в пользу нерезидентов, если в результате указанных действий будет превышена квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ.

Банк России имеет право предъявлять  дополнительные требования к банкам с капиталами нерезидентов в части  минимального размера необходимого капитала (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), утверждения  состава руководства, перечня осуществляемых банковских операций, обязательных нормативов, порядка представления отчетности.

Наконец, Банк России вправе (по согласию с Правительством РФ) устанавливать  для банков с капиталами нерезидентов дополнительные ограничения на осуществления банковских операций, если существующие иностранные государства применяют ограничения в отношении создания и деятельности банков с российскими капиталами.

Информация о работе Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур