Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 06:29, курсовая работа
Главная цель банковского регулирования и надзора поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Центробанк не управляет другими банками, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и по закону Банка России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность коммерческих банков. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений.
Введение 3
1Законодательная и нормативная база создания банка 4
1.1Организационно-правовые формы и органы управления банками 4
1.2 Особенности регистрации и лицензирования банков с капиталами нерезидентов 8
2Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур 11
2.1 Понятие реорганизации банка 11
2.2 Критерии необходимости реорганизации банка и порядок предъявления ему требования об этом 15
Заключение 20
Глоссарий 21
Список использованных источников 23
Конкретные рабочие процедуры регистрации и лицензирования банков с капиталами нерезидентов расписаны, в частности, в Положении Банка России №437 от 23.04.1997 г. «Об особенностях регистрации кредитных организациях с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала и зарегистрированной кредитной организаций за счет средств нерезидентов» и Указании № 513-У от 19.03.1991 г. «О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой».8
2.1 Понятие реорганизации банка
Общее понятие реорганизации
Имеется в виду такие формы, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При этом в законах вопрос о цели (целях) и условиях применения в банковском секторе перечисленных форм реорганизации, как правило, прямо не ставится. Тем не менее, они обозначают некий подход к нему.
Так, в Законе «О Центральном банке РФ» термин «реорганизация» употреблен всего один раз, именно в «карательной» 75-й статье, где, в частности, сказано, что в случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении серьезных нарушений, выявленных в деятельности банка, а также, если эти нарушения и вкладчиков, Банк России вправе наряду с иными мерами наказания потребовать от банка чтобы в нем: а) начали осуществляться мероприятия, направленные на финансовое оздоровление; б) заменили руководителей; в) провели реорганизации. Что означает последнее, не объяснено (видимо, слияние, присоединение или что-нибудь еще из этого ряда), однако ясно, что данный Закон не отождествляет и не смешивает «финансовое оздоровление» с «реорганизацией».9
Рассмотрим с этой точки зрения и Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (№40-ФЗ от 25.02.1991г.), в которых установлены, в частности, порядок и условия проведения мер, имеющих целью предупреждение несостоятельности (банкротства) банков (п.1 ст.1). К таким мерам здесь (ст.3) отнесены:
Банк, его участники и Банк России
обязываются прибегать к
Смысл перечисленных оснований, при
наличии которых следует
Понятие реорганизации один раз также встречается также в Законе «О реструктуризации кредитных организаций» (№144-ФЗ от 8.07.1999 г.). Имеется ввиду ст.14 Закона, в которой «принятие решения о реорганизации» банка, находящегося под управлением АРКО» (банки, находящиеся в более критическом состоянии), значится в числе многочисленных полномочий АРКО» в отношении таких формально пока еще банков. В этом случае, как можно догадываться из дальнейшего содержания Закона (см. ст. 20), под реорганизацией понимается создание усилиями АРКО новых кредитных организаций в целях реструктуризации банков, попавших в его управление.
Таким образом, во-первых, реорганизация банков трактуется противоречиво; в одних случаях – как инструмент наказания, в других – как мера, призванная помочь им решать свои проблемы. Во-вторых, в разных законах называются разные перечни форм реорганизации. В-третьих, условия (основания) реорганизации банков в разных законах различны. В-четвертых, хотя реорганизация формально рассматривается как некий самостоятельный процесс, на самом деле она фигурирует в законах как одна из мер финансового оздоровления более или менее неблагополучных банков. При этом в данной характеристике реорганизации присутствуют мотивы как предупреждение финансовой несамостоятельности (или предупреждение ее углубление), так и восстановления платежеспособности банков. А главное, в-пятых, в официальных документов реорганизация однозначно понимает как то, что необходимо только проблемным банкам.
Отсюда вытекает, что в нормативных документов сложилась непродуктивная традиция ограниченного и потому недостаточного для реальной банковской практики понимания предназначения и существа реорганизационных процессов. Разумеется, «больные» банки в целях выправления ситуации могут попытаться применить слияние, присоединение и иных формы реорганизации, но при этом всегда остается вопрос, могут ли указанные меры дать хотя б небольшой позитивный эффект. Однако отсюда не следует, будто названные формы реорганизации ограничиваются слиянием, присоединением и т.п. формами. Таким образом, реорганизационные мероприятия необходимы и любому нормально функционирующему банку, но не в качестве «спасательных» мер, а как элемент стратегии его стабильного развития. Соответственно направлений и форм реорганизации в банковском деле гораздо больше, нежели приводится в законах и нормативных актах Банка России.
Более того, слияния и прочие «законные» формы – явление достаточно редкое, почти экзотическое, между тем как с другими формами реорганизации банкам приходится сталкиваться регулярно. Именно эти формы наиболее важны для их повседневной деятельности. А поскольку проблематика не «закрыта» ни законами, не инструкциями, ни методическими рекомендациями Центробанка, поскольку банкам приходится решать соответствующие вопросы исходя лишь из собственного понимания дела и собственного опыта, которые далеко не всегда бывают эффективными.
Типичными реорганизационными проблемами, которые постоянно должны решать банки (в том числе финансово устойчивые, а подчас только они, так как соответствующая работа часто требует наличия свободных ресурсов), являются:
На фоне перечисленных и подобных им задач проблемы «законных» форм реорганизации выглядят хотя и существенным, но все же эпизодом. Следует также отметить, что повышенный интерес к слияниям и присоединениям банков ЦБ РФ проявлял в 1997-1998гг., доводя до печального логического конца ту политику дальнейшего укрупнения крупнейших наших банков за счет малых и средних банков, история которой нами уже рассмотрена.11
2.2 Критерии необходимости
Критерии. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» решает данный вопрос неоднозначно. Первое из такие решений было представлено в предыдущем пункте данной главы (ст.3 и 4 Закона). Между тем в ст. 32 Закона мы находим второе решение, согласно которому Банк России вправе требовать реорганизации банка (напомним, в форме слияния либо присоединения) в случаях, установленных в подпунктах 1-3 п. 1 ст. 17 «Основания назначения временной администрации». Получается, что требование о реорганизации банка может быть предъявлено по тем же основаниям, по которым в банк придет временная администрация. Основания же эти следующие, только относящиеся к реорганизации:
Разница с теми основаниями, которые приводятся в ст.4, очевидна.
Имеется объемистая инструкция Банка России №84-И от 12.07.1991г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций», в которой (пп. 1.1, 1.3) подтверждаются оба названных выше решения. Видимо, это можно считать третьим решением.
Наконец, ничто не мешает Банку России потребовать реорганизовать банк в соответствии с указанием № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Содержащиеся в данном документе характеристики проблемных банков дают для этого широкие возможности. В целом к данной категории отнесены банки, отвечающие хотя бы одному из перечисленных ниже признаков:
Конкретно к группе 3-й (испытывающие серьезные финансовые трудности) относятся банки, которые имеют хотя бы один из перечисленных ниже признаков:
К этой же группе могут быть отнесены банки, которые не представили на одну отчетную дату требуемые формы отчетности, а также расчет размера обязательных резервов более чем на 5 рабочих дней, а также банки, систематически (2 и более раза) в течение последних 6 месяцев). Задерживавшие представления требуемых форм отчетности до 5 рабочих дней.
К четвертой группе (находящиеся в критическом финансовом положении) относятся банки проблемы в деятельности которой приобрели наиболее острый и/или затяжной характер, включая банки, имеющие внешние признаки банкротства. Конкретно к данной группе относят банки, имеющие, хотя б один из перечисленных ниже признаков:
К данной группе могут быть отнесены так же банки, систематически (два раза и более в течение последних 6 месяцев) не представляющие требуемые формы отчетности или представляющие их с задержкой более чем на 5 рабочих дней.
Требование о реорганизации
банка и его предъявление. Указанное
требование (предписание) Банка России
составляет и предъявляет банку
территориальное учреждение Банка
России, которое затем будет контролиро
Инициировать данный процесс может территориальное учреждение Банка России. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст.33) требует, чтобы в случае получения указанного требования Банка России руководитель исполнительного органа банка в течение 5 дней с момента его получения обратился в органы управления банка (совет или общее собрание участников) с ходатайством о необходимости реорганизации банка. Органы управления банка должны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования известить Банк России о принятом решении.
Информация о работе Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур