Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Главная цель банковского регулирования и надзора поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Центробанк не управляет другими банками, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и по закону Банка России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность коммерческих банков. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений.

Содержание работы

Введение 3
1Законодательная и нормативная база создания банка 4
1.1Организационно-правовые формы и органы управления банками 4
1.2 Особенности регистрации и лицензирования банков с капиталами нерезидентов 8
2Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур 11
2.1 Понятие реорганизации банка 11
2.2 Критерии необходимости реорганизации банка и порядок предъявления ему требования об этом 15
Заключение 20
Глоссарий 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

курсовик Макса.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Конкретные рабочие процедуры  регистрации и лицензирования банков с капиталами нерезидентов расписаны, в частности, в Положении Банка  России №437 от 23.04.1997 г. «Об особенностях регистрации кредитных организациях с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала и зарегистрированной кредитной организаций за счет средств нерезидентов» и Указании № 513-У от 19.03.1991 г. «О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой».8

2 Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур

 

 

2.1 Понятие реорганизации банка

 

 

Общее понятие реорганизации юридического лица вообще и банка в частности не дается ни в одном официальном документе. Гражданский кодекс (ст.57), а вслед за ним и банковские законы и нормативные акты Банка России, в которых так или иначе затрагивается данная проблема, начинают сразу м перечисления форм (способов) реорганизации, как их понимали составители ГК и других нормативных документов.

Имеется в виду такие формы, как  слияние, присоединение, разделение, выделение  и преобразование. При этом в законах  вопрос о цели (целях) и условиях применения в банковском секторе перечисленных форм реорганизации, как правило, прямо не ставится. Тем не менее, они обозначают некий подход к нему.

Так, в Законе «О Центральном банке  РФ» термин «реорганизация» употреблен всего один раз, именно в «карательной» 75-й статье, где, в частности, сказано, что в случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении серьезных нарушений, выявленных в деятельности банка, а также, если эти нарушения и вкладчиков, Банк России вправе наряду с иными мерами наказания потребовать от банка чтобы в нем: а) начали осуществляться мероприятия, направленные на финансовое оздоровление; б) заменили руководителей; в) провели реорганизации. Что означает последнее, не объяснено (видимо, слияние, присоединение или что-нибудь еще из этого ряда), однако ясно, что данный Закон не отождествляет и не смешивает «финансовое оздоровление» с «реорганизацией».9

Рассмотрим с этой точки зрения и Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (№40-ФЗ от 25.02.1991г.), в которых установлены, в частности, порядок и условия проведения мер, имеющих целью предупреждение несостоятельности (банкротства) банков (п.1 ст.1). К таким мерам здесь (ст.3) отнесены:

    • финансовое оздоровление банка (хотя понятно, что если банк нуждается в финансовом оздоровлении, то он в большей или меньшей мере реально уже является финансово несостоятельным и, следовательно, речь уже должна идти не о предупреждении несостоятельности, а о восстановлении состоятельности);
    • назначение в банк временной администрации;
    • реорганизация банка. При этом Закон (п.2 сто.32) признает лишь 2 формы реорганизации – слияние или присоединение.

Банк, его участники и Банк России обязываются прибегать к названным  мерам в случаях, указанных в  ст. 4 Закона, а именно, когда банк:

    • на протяжении последних 6 месяцев неоднократно не смог удовлетворить денежные требования отдельных кредиторов и/или выполнить обязательные платежи в срок до 3 дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;
    • по той же причине не удовлетворяет требования отдельных кредиторов и/или не выполняет обязательные платежи в срок, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения и/или выполнения;
    • допустил абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20%, одновременно нарушив хотя бы один из обязательных нормативов;
    • нарушает норматив достаточности собственного капитала;  
    • нарушает нормативов текущей ликвидности в течение последнего месяца более, чем на 10%.

Смысл перечисленных оснований, при  наличии которых следует принимать  указанные выше меры, совершенно очевиден. Банки, для которых реализация таких мер стала необходимостью, по классификации ЦБ РФ относятся к категории проблемных, т.е. в лучшем случае к группе 3-й – «испытывающих серьезные финансовые трудности», в худшем – к группе 4-й, где числятся банки, «находящиеся в критическом финансовом положении» (см. указание Банка России №766 –У от 31.03.2000г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций»).10

Понятие реорганизации один раз  также встречается также в  Законе «О реструктуризации кредитных организаций» (№144-ФЗ от 8.07.1999 г.). Имеется ввиду ст.14 Закона, в которой «принятие решения о реорганизации» банка, находящегося под управлением АРКО» (банки, находящиеся в более критическом состоянии), значится в числе многочисленных полномочий АРКО» в отношении таких формально пока еще банков. В этом случае, как можно догадываться из дальнейшего содержания Закона (см. ст. 20), под реорганизацией понимается создание усилиями АРКО новых кредитных организаций в целях реструктуризации банков, попавших в его управление.

Таким образом, во-первых, реорганизация  банков трактуется противоречиво; в  одних случаях – как инструмент наказания, в других – как мера, призванная помочь им решать свои проблемы. Во-вторых, в разных законах называются разные перечни форм реорганизации. В-третьих, условия (основания) реорганизации банков в разных законах различны. В-четвертых, хотя реорганизация формально рассматривается как некий самостоятельный процесс, на самом деле она фигурирует в законах как одна из мер финансового оздоровления более или менее неблагополучных банков. При этом в данной характеристике реорганизации присутствуют мотивы как предупреждение финансовой несамостоятельности (или предупреждение ее углубление), так и восстановления платежеспособности банков. А главное, в-пятых, в официальных документов реорганизация однозначно понимает как то, что необходимо только проблемным банкам.

Отсюда вытекает, что в нормативных  документов сложилась непродуктивная традиция ограниченного и потому недостаточного для реальной банковской практики понимания предназначения и существа реорганизационных процессов. Разумеется, «больные» банки в целях выправления ситуации могут попытаться применить слияние, присоединение и иных формы реорганизации, но при этом всегда остается вопрос, могут ли указанные меры дать хотя б небольшой позитивный эффект. Однако отсюда не следует, будто названные формы реорганизации ограничиваются слиянием, присоединением и т.п. формами. Таким образом, реорганизационные мероприятия необходимы и любому нормально функционирующему банку, но не в качестве «спасательных» мер, а как элемент стратегии его стабильного развития. Соответственно направлений и форм реорганизации в банковском деле гораздо больше, нежели приводится в законах и нормативных актах Банка России.

Более того, слияния и прочие «законные» формы – явление достаточно редкое, почти экзотическое, между тем как с другими формами реорганизации банкам приходится сталкиваться регулярно. Именно эти формы наиболее важны для их повседневной деятельности. А поскольку проблематика не «закрыта» ни законами, не инструкциями, ни методическими рекомендациями Центробанка, поскольку банкам приходится решать соответствующие вопросы исходя лишь из собственного понимания дела и собственного опыта, которые далеко не всегда бывают эффективными.

Типичными реорганизационными проблемами, которые постоянно должны решать банки (в том числе финансово  устойчивые, а подчас только они, так как соответствующая работа часто требует наличия свободных ресурсов), являются:

    • изменение организационных структур (открытие новых служб и обособленных структурных подразделений, включая филиалы, сокращение и ликвидация части прежних служб и подразделений, изменение, обновление состава и численности сотрудников и руководителей);
    • изменение состава участников, реже – организационно-правовой формы;
    • вхождение в те или иные банковские группы и пулы (в том числе неформальные), холдинги, финансово-промышленные группы и т.п. структуры и выходы из них;
    • изменение существующих бизнес-процессов, технологического уклада обслуживания клиентов, менеджмента в целом (по степени нарастания «радикальности»: улучшение, перестройка, реинжиниринг).

На фоне перечисленных и подобных им задач проблемы «законных» форм реорганизации выглядят хотя и существенным, но все же эпизодом. Следует также отметить, что повышенный интерес к слияниям и присоединениям банков ЦБ РФ проявлял в 1997-1998гг., доводя до печального логического конца ту политику дальнейшего укрупнения крупнейших наших банков за счет малых и средних банков, история которой нами уже рассмотрена.11

 

 

2.2 Критерии необходимости реорганизации  банка и порядок предъявления  ему требования об этом

 

 

Критерии. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» решает данный вопрос неоднозначно. Первое из такие решений было представлено в предыдущем пункте данной главы (ст.3 и 4 Закона). Между тем в ст. 32 Закона мы находим второе решение, согласно которому Банк России вправе требовать реорганизации банка (напомним, в форме слияния либо присоединения) в случаях, установленных в подпунктах 1-3 п. 1 ст. 17 «Основания назначения временной администрации». Получается, что требование о реорганизации банка может быть предъявлено по тем же основаниям, по которым в банк придет временная администрация. Основания же эти следующие, только относящиеся к реорганизации:

    • банк не удовлетворяет денежные требования отдельных кредиторов и/или не выполняет обязательные платежей в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения и/или выполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;
    • банк допустил снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% и одновременно нарушил хотя бы один из обязательных нормативов;
    • банк нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%.

Разница с теми основаниями, которые  приводятся в ст.4, очевидна.

Имеется объемистая инструкция Банка  России №84-И от 12.07.1991г. «О порядке  осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций», в которой (пп. 1.1, 1.3) подтверждаются оба названных выше решения. Видимо, это можно считать третьим решением.

Наконец, ничто не мешает Банку  России потребовать реорганизовать банк в соответствии с указанием № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Содержащиеся в данном документе характеристики проблемных банков дают для этого широкие возможности. В целом к данной категории отнесены банки, отвечающие хотя бы одному из перечисленных ниже признаков:

    • наблюдается хоть одно из оснований, указанных в ст.4 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
    • имеется хотя бы один неустраненный факт нарушений Правил ведения бухгалтерского учета и/или представления недостоверной отчетности;
    • не обеспечивается представление предусмотренной законодательством информации о деятельности либо финансовом положении банка либо допускаются действия (кроме представления недостоверной отчетности), препятствующие получению органами банковского надзора, а также физическими и юридическими лицами полной и/или достоверной информации о деятельности либо финансовом положении банка (отсутствие транспарентности банка);
    • систематически (2 и более раза в течение последних 12 месяцев) не выполняются  требования территориального учреждения Банка России и/или взятых на себя обязательств устранить имеющиеся недостатки, в период до истечения срока действия предписания не принимаются реальные меры к устранению указанных в нем недостатков.

Конкретно к группе 3-й (испытывающие серьезные финансовые трудности) относятся банки, которые имеют хотя бы один из перечисленных ниже признаков:

    • не выполняют нормативы достаточности собственного капитала (при этом значение показателя Н1 не ниже 5% и/или мгновенной (Н2), и/или текущей (Н3) ликвидности;
    • допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более трех рабочих дней и/или два случая нарушений за последние 3 месяца при расчете размера обязательных резервов.

К этой же группе могут быть отнесены банки, которые не представили на одну отчетную дату требуемые формы отчетности, а также расчет размера обязательных резервов более чем на 5 рабочих дней, а также банки, систематически (2 и более раза) в течение последних 6 месяцев). Задерживавшие представления требуемых форм отчетности до 5 рабочих дней.

К четвертой группе (находящиеся  в критическом финансовом положении) относятся банки проблемы в деятельности которой приобрели наиболее острый и/или затяжной характер, включая  банки, имеющие внешние признаки банкротства. Конкретно к данной группе относят банки, имеющие, хотя б один из перечисленных ниже признаков:

    • не удовлетворяют денежные требования отдельных кредиторов и/или не выполняют обязательные платежи, в том числе Банка России, в течение одного месяца и более с момента наступления даты их удовлетворения или выполнения.
    • не выполняют норматив достаточности собственного капитала;
    • допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более одного месяца и/или более двух случаях нарушений за последних 6 месяцев;
    • при расчете размера обязательных резервов.

К данной группе могут быть отнесены так же банки, систематически (два раза и более в течение последних 6 месяцев) не представляющие требуемые формы отчетности или представляющие их с задержкой более чем на 5 рабочих дней.

Требование о реорганизации  банка и его предъявление. Указанное  требование (предписание) Банка России составляет и предъявляет банку  территориальное учреждение Банка  России, которое затем будет контролировать его исполнение.

Инициировать данный процесс может  территориальное учреждение Банка  России. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст.33) требует, чтобы в случае получения  указанного требования Банка России руководитель исполнительного органа банка в течение 5 дней с момента его получения обратился в органы управления банка (совет или общее собрание участников) с ходатайством о необходимости реорганизации банка. Органы управления банка должны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования известить Банк России о принятом решении.

Информация о работе Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур