Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретическое обоснование государственного регулирования банковской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть теоретические основы денежно-кредитного регулирования банковской деятельности ;
- рассмотреть методы государственного регулирования банковской системы.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические вопросы исследований государственного регулирования банковской деятельности
1.1. Экономическое содержание государственного регулирования банковской деятельности…………………………………………………………………5
1.2. Методы, сущность и инструменты регулирования банковской деятельности………………………………………………………………………..8
Глава 2. Система регулирования банковской деятельности в РФ на примере ОАО «АК БАРС» банка
2.1. Общая характеристика банка и анализ организационной деятельности банка………………………………………………………………………………..15
2.2. Регулирование банковской деятельности на примере ОАО «АК БАРС» банка………………………………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………….36
Кроме того, в Программе государственного регулирования ипотечного кредитования пересмотрена программа перекредитования.
Перекредитование - получение нового ипотечного кредита для погашения уже существующего.. Перекредитование может использоваться в случае снижения процентных ставок по ипотечным кредитам в будущем, а также предоставляется молодым семьям при рождении ребенка и получении целевых субсидий из федерального и регионального бюджетов на частичное погашение долга.
Перекредитование осуществляется не автоматическим снижением процентной ставки по существующему ипотечному кредиту, а путем погашения имеющегося кредита и получения нового кредита с меньшей процентной ставкой. При этом оформление нового кредита возможно как до, так и после государственной регистрации ипотеки.
На основании новых изменений законодательства в банке предусмотрено увеличение предельного размера ипотечного кредита по общефедеральным стандартам. Теперь максимально допустимая сумма ипотечного кредита в доступная гражданам Татарстана составляет 4 млн. рублей.
Таким образом на основании данной главы можно сделать следующие выводы, что от Центробанка России зависит работа АК БАРС банка.
Вопросы инспектирования кредитных организаций предусмотрены ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».
Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован. Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях (проведение проверок без достаточных оснований). Как показывает практика, такие предположения не лишены оснований. Здесь может быть два вида злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для общества. Во-первых, некоторые банки годами не проверялись и есть все основания предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руководителей, не имеет законных оснований. Такая проверка резко снижает рейтинг кредитной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основании планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанными в инструкции структурными подразделениями Банка России и его территориальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориалього учреждения Банка России. Заметим, что как внеплановые, так и плановые проверки всегда могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые в свою очередь от подчиненных им подразделений и специалистов получают соответствующую информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому на практике круг инициаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.
Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территориальными учреждениями более двух лет». Инструкция не объясняет, что понимается под терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки кредитной организации.
Решение о назначении проверки кредитной организации и ее филиалов оформляется письменным распоряжением, подготавливаемым структурным подразделением, уполномоченным проводить проверки. В распоряжении указываются: полное наименование, место нахождения и регистрационный номер проверяемой кредитной организации и ее филиалов, вид проверки, состав рабочей группы, даты начала и окончания проверки; задание для рабочей группы, участки деятельности кредитной организации (ее филиалов), подлежащие обязательной проверке. При необходимости в задании указываются: номера балансовых и внебалансовых счетов; операции, которые должны быть проверены; перечень документов, подлежащих выборочной проверке, период, за который эти документы и операции будут проверяться. В подготовке задания для рабочей группы по отдельным конкретным направлениям могут участвовать другие подразделения Банка России и его территориальных учреждений. Распоряжением может быть установлено право руководителя рабочей группы в период проверки самостоятельно или по согласованию с руководителем, назначившим проверку, дополнять иди уточнять задание.
Банк активно участвует в ипотечном кредитовании в РТ. Предлагая не только свои, но и Федеральные программы ипотечного кредитования. Кроме того, банк участвует в Программе государственного регулирования ипотечного кредитования пересмотрена программа перекредитования.
Заключение
Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы – объект наиболее жесткого регулирования со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это связано с теми характеристиками банков, которые объективно присущи им и определяет их положение в качестве ключевых элементов финансовой системы. В зарубежной юридической науке выделяют три такие характеристики: высокий уровень финансовой взаимозависимости; возможность легко изымать денежные средства и недостаточная открытость.
В этом контексте термин «банковское регулирование» можно определить как систему специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами (например, парламентом в виде законов), иными властными структурами (Центральным банком в виде инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми организациями (например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской практики), которые своей целью имеют ограничение банковской активности и, главным образом, банковских операций.
Или другими словами, банковское регулирование- система мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья).
3. О Центральном банке РФ (Банке России): Федеральный закон РФ № 86 – ФЗ. С.3, № 28. Ст.2790.
4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». № 395-1, в ред. Федерального закона № 17-ФЗ.
5. Положение ЦБР № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета».
6. Положение ЦБР № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».
7. Батракова Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. М.: Логос, 2009. 344 с.
8. Бабанов В. В., Шемпелев В. А. Новый подход к управлению ликвидностью // Банковское дело. 2010 № 3.
9. Банковское дело: Учебник для вузов / Под редакцией д-ра экономических наук, профессора Г. Г. Коробовой. М.: Юристъ, 2010. 751 с.
10. Банковская система России. Настольная книга банкира: В 3 кн. Кн. 1. М.: ДеКА, 2010. 688 с.
11. Бандурин А. В., Романов А. И., Щедров В. И. Кредитная стратегия субъектов рынка ссудных капиталов.: Учебник. М.: 2008. 347 с.
12. Бабичева Ю.А. Банковское дело.: Справочное пособие. 2009. 402 с.
13. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. 192 с.
14. Беляков А. В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования: Разработка по управлению банком. М.: БДЦ-пресс, 2008. 256 с.
15. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2011.
16. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. М.: Финансы и статистика, 2010. 147 с.
17. Герасимов Б.И. Управление кредитным риском коммерческого банка / Б.И. Герасимов, И.Г. Самохвалова, Е.Б. Герасимова; Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 2009. 63 с.
18. Гришанов Г.М., Лотин В.В. Алгоритмы выбора оптимальных оперативных депозитно-кредитных стратегий. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ 2008. 152 с.
19. Грюнинг Х. ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском. М.: Весь Мир, 2008. 304 с.
20. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.
21. Плисецкий Д.Е. Стабилизационные механизмы валютно-финансовой политики в условиях дефицита платежного баланса / Д.Е. Плисецкий // Финансы и кредит.-2007.-№18.
22. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. - М.:
ЮНИТИ,2009.
23. Смыслов Д.В. Тернистый путь валютной либерализации в России / Д.В. Смыслов // Банковское дело.-2009.-№3.
2
Информация о работе Государственное регулирование банковской деятельности