Государственный бюджет и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Содержание работы

Введение _______________________________________________________ 5
1.Государственный бюджет и его функции__________________________ 7
1.1. Бюджет государства ________________________________________ 7
1.2. Функции государственного бюджета¬ __________________________ 9
2.Система доходов государственного бюджета _______________________ 12
3.Система расходов государственного бюджета_______________________16
4.Дефицит госбюджета и его финансирование________________________ 18
Заключение_____________________________________________________22
Список используемой литературы_________________________________ 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 240.67 Кб (Скачать файл)

  

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит»

                  

Студентки: 2 курса 25 группа    

 

Специальность:  080110 Банковское дело

 

Тема: «Государственный бюджет и его  функции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель: преподаватель экономических дисциплин  .

 

 

 

 

                                             2013г.

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит »

 

Ф.И.О. студентки:

Группа 

Специальность:080110 Банковское дело

Тема: «Государственный бюджет и его  функции»

1.Срок сдачи курсовой работы__________

2.Содержение работы:

    Введение;

  1. Государственный бюджет и его функции

2. Система  доходов государственного бюджета

3. Система  расходов государственного бюджета

4. Дефицит госбюджета и его финансирование

Заключение 

Список использованной литературы

3.Оформление курсовой работы:

Курсовая  работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105 -95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к тестовым документам и ГОСТ 19.106 – 78.единая система программной документации. Требования к программным документам, выполненным печатным способом.

Объём работы ____________________ страницы машинописного  текста.

Задание к исполнению______________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений______________________________________________  4

Введение _______________________________________________________  5

 1.Государственный бюджет и его функции__________________________   7

    1.1. Бюджет государства ________________________________________  7

    1.2. Функции государственного бюджета __________________________  9

2.Система доходов государственного бюджета _______________________ 12

3.Система расходов государственного бюджета_______________________16

4.Дефицит госбюджета и его финансирование________________________ 18

 Заключение_____________________________________________________22

 Список используемой литературы_________________________________ 24

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

 

На курсовую работу студентки группы: № 25

Специальность: 080110 Банковское дело

                          


Дисциплина: « Финансы, денежное обращение  и кредит»

Тема: «Государственный бюджет и его  функции»

 

1.Соответствие содержания работы  утвержденной теме и заданию

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Замечания и предложения рецензента

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Оценка работы_______________________________________________

 

 

 

Руководитель: преподаватель экономических дисциплин 

_______________

(подпись)

 

 

 

«____»_____________________2013 г.

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

Госбюджет - государственный бюджет

Госвласти - государственной власти

Госрезервы - государственные резервы

Госресурсы - государственные ресурсы

НДС - налог на добавленную стоимость

Рис. - рисунок

РФ - Российская Федерация

 

ВВЕДЕНИЕ

В любой стране государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях  экономики, бюджет дает четкую картину  того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

 

 

1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ

               1.1 БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредоточить  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.  Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Таким образом, бюджет рассматривается как триединое понятие – денежные отношения, экономическую форму существования распределительных отношений и самостоятельную экономическую категорию.

В странах с федеративным государственным устройством бюджетная  система обычно состоит из бюджетов трех уровней:

  1. Федеральный бюджет;
  2. Бюджеты субъектов федерации;
  3. Местные (муниципальные) бюджеты.

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления  им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При  помощи бюджета решаются вопросы  финансового регулирования на макроуровне  и в масштабах всей экономики.

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис.1)

Рис.1 Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели

Доходы государственного бюджета  — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 2).

 Рис. 2 Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

 

 

  1.2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Сущность государственного бюджета  проявляется через функции, которые он выполняет. Как правило, к ним относят:

1) Распределительную  функцию; 

2) Функцию  регулирования и стимулирования  экономики; 

3) Функцию  финансового обеспечения социальной  политики;

4) Контрольная  функция. 

Через распределительную функцию  реализуется общественное назначение государственного бюджета, а именно обеспечение государства финансовыми ресурсами в объеме, необходимом для выполнения им своих функций. Государственный бюджет является основным орудием перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. А также межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учётом необходимости рационального размещения производительных сил.

Функцию регулирования и стимулирования экономики и инвестиций государственный  бюджет осуществляет через систему  расходов и доходов (прежде всего  налоговых). Посредством выделения  средств государственного бюджета  оказывается государственная поддержка  отдельным приоритетным отраслям промышленности.

Государственный бюджет является организатором  распределительных и перераспределительных  процессов в экономике. Через  него перераспределяется часть дохода предприятий различных форм собственности, поступающего в него в виде обязательных, в том числе налоговых, платежей. Государственный бюджет, таким образом, влияет на размеры чистой прибыли предприятий.

Функцию финансового обеспечения  социальной политики государственный бюджет выполняет посредством финансирования наиболее приоритетных направлений социальной политики, в том числе поддержке наименее защищённых слоёв населения (пенсионеров, студентов, инвалидов, малообеспеченных и многодетных семей) и финансирования учреждений сферы здравоохранения, образования и культуры.

Контрольная функция проявляется  в осуществлении контроля над  образованием, распределением (перераспределением) и использованием централизованного фонда денежных средств. Через контрольную функцию, действующую одновременно с распределительной функцией, проявляется способность государственного бюджета количественно отображать формирование, распределение и использование бюджетных средств и контролировать складывающиеся пропорции в распределении бюджетных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

 

 

2.СИСТЕМА ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА

Государственные доходы — это часть  национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения  через различные виды денежных поступлений  в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его  задач по осуществлению социально-экономической  политики, обеспечению обороны и  безопасности страны.

Виды государственных  доходов.

Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.

К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Согласно ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные  налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов  бюджетам других уровней бюджетной  системы Российской Федерации. В  доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Согласно ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых  доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным  бюджетам.

Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных  бюджетов формируются за счет собственных  доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные  бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.

Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей:

  • налогов
  • неналоговых доходов
  • доходов целевых бюджетных фондов

К неналоговым доходам относятся доходы:

  • от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • иные неналоговые доходы.

Информация о работе Государственный бюджет и его функции