Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа
В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Введение _______________________________________________________ 5
1.Государственный бюджет и его функции__________________________ 7
1.1. Бюджет государства ________________________________________ 7
1.2. Функции государственного бюджета¬ __________________________ 9
2.Система доходов государственного бюджета _______________________ 12
3.Система расходов государственного бюджета_______________________16
4.Дефицит госбюджета и его финансирование________________________ 18
Заключение_____________________________________________________22
Список используемой литературы_________________________________ 24
В систему налоговых платежей в государственный бюджет включаются: прямые налоги и косвенные налоги.
В структуре доходов
Рис. 3 Структура доходов госбюджета по источникам
Налоговые доходы делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.
Косвенные налоги — основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.
К косвенным налогам, составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: НДС; акцизы; таможенные пошлины и сборы. При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов).
Акцизы — это федеральный (государственный в унитарном государстве) налог, который взимается с небольшой группы товаров, главный признак которых — высокая доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают только в государственный бюджет.
Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Прямые налоги — вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.
Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества.
Расходование средств
Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
Основной принцип
Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.
По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера.
Текущие расходы — это:
Расходы капитального характера делятся на:
Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:
Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами бюджетный дефицит (недостаток).
Выделяют следующие основные
виды бюджетного дефицита:
- циклический;
- структурный;
- операционный;
- первичный;
- квазифискальный.
Циклический дефицит государственного
бюджета является
результатом действия встроенных стабилизаторов
экономики. Циклический дефицит нередко
оценивается как разность между фактической
величиной бюджетного дефицита и структурным
дефицитом. Встроенный (автоматический)
стабилизатор – экономический механизм,
позволяющий снизить амплитуду циклических
колебаний уровней занятости и выпуска,
не прибегая к частым изменениям экономической
политики. В качестве таких стабилизаторов
в индустриальных странах обычно выступают
прогрессивная система налогообложения,
система государственных трансфертов
и система участия в прибылях. Встроенные
стабилизаторы экономики относительно
смягчают проблему без непосредственного
вмешательства правительства.
Структурный
дефицит государственного бюджета
– разность между расходами и
доходами бюджета в условиях полной
занятости.
Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане. В переходной экономике проблема дефицита государственного бюджета еще более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами – искусственное увеличение или, чаше, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году.
Операционный
дефицит – общий дефицит
Первичный дефицит государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный
(квазибюджетный) дефицит существующий
наряду с измеряемым (официальным).
Это скрытый дефицит государственного
бюджета, обусловленный квазифискальной
(квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные
операции включают, например, следующие:
- финансирование государственными предприятиями
избыточной
занятости в государственном секторе
и выплата ими заработной платы по
ставкам выше рыночных за счет банковских
ссуд или путем накопления
взаимной задолженности;
- накопление в коммерческих банках, отделившихся
на начальных стадиях экономических реформ
от Центрального Банка;
- отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству; кредиты рефинансирования коммерческим банкам.
Источниками финансирования дефицита являются:
1. Внутренние источники, а именно:
2. Внешние источники следующих видов:
В составе источников внутреннего финансирования дефицита учитываются:
В составе источников внешнего финансирования дефицита учитываются:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счёт неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.
В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.
Постоянный бюджетный дефицит
ведет к возникновению
Внутренний долг – это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг - резидентам данной страны. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит.