Государственный кредит и его роль в формировании бюджета казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы государственного кредитования
2 Управление государственным кредитом
3 Роль государственного кредита в формировании бюджета Казахстана

Файлы: 1 файл

государственный кредит и его роль в формировании бюджета казахстана.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

- Беспроцентные (дисконтные) займа: государственные ценные  бумаги реализуются по цене  ниже их номинальной стоимости; разница между ценой приобретения и номинальной стоимости облигации, которая возмещается владельцу при погашении, составляет доход по ценным бумагам.

- Выигрышные займы:  государственные ценные бумаги  реализуются без установления  фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения.

В бывшем СССР был организован  выпуск на 20 лет 3%-й внутренней выигрышной ссуды 1966 Облигации этого займа  свободно продавались и покупались сберегательными кассами за наличные. Облигации 3%-й займы приносили их владельцам доход, который выплачивался в форме выигрышей. Тиражи выигрышей по этим облигациям проводились ежемесячно.

Специфическое место  в системе государственного финансирования и кредитования занимают государственные лотереи - розыгрыш государством денежных сумм или вещей посредством платных билетов. Лотерея выступает как форма привлечения в соответствующий бюджет средств населения через продажу нумерованный лотерейных билетов, когда лишь часть собранных средств разыгрывается в виде выигрышей. Государство получает при этом доход, который равен разнице между средствами, которые поступают в результате выпуска и реализации лотерейных билетов, и средствами, которые использованы на выплату выигрышей (учитывается и финансирование расходов организаций, которые проводят лотереи).

История и практика проведения государственных лотерей выявила  самые разнообразные их разновидности: числовые, простые, классные, спортивные, вещественные, денежные, Алегри т.д.

 

 

 

2 Управление государственным кредитом

 

 

Министерство финансов Республики Казахстан от имени Правительства  Республики Казахстан может предоставлять  государственные кредиты в пределах сумм и на цели, предусмотренные  в республиканском бюджете, как  правило, через государственные банки. Порядок и условия предоставления кредитов определяются Правительством Республики Казахстан.

Для покрытия временного Кассового разрыва Министерством  финансов Республики Казахстан по ходатайству  Акимов областей и городов республиканского значения могут выдаваться бюджетные кредиты (ссуды) из республиканского бюджета местным бюджетам.

На эти же цели вышестоящие  местные бюджеты могут выдавать бюджетные кредиты (ссуды) нижестоящим  бюджетам. Указанные кредиты (ссуды) выдаются под гарантию соответствующих местных бюджетов.

Порядок и условия  их предоставления определяются в Правилах составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, утверждаемых Министерством финансов Республики Казахстан.

Управление государственным  кредитом – одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РК и Национальный банк РК, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Управление государственным  кредитом направленно на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей – обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современного Казахстана.

Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые  предназначена решить система управления государственным кредитом в Казахстане переходного периода: минимизация стоимости долга для заемщика; эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля; усиление инвестиционного характера займов; регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса; привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях; определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и  погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление  операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним  и, в-третьих, погашения долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонда погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга РК производится Нацбанком РК и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РК. НацБанк Казахстана осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное  получение доходов и погашение  займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т. п.

Рефинансирование –  это погашение старой государственной  задолженности путем выпуска  новых займов.

Конверсия – традиционно  это изменение доходности займов (понижение – в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация – изменение  срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов –  это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее  выпущенных займов обмениваются на облигации  нового займа. Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

В ряде случаев правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения  займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства  обычно осуществляются только в отношении  внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательна предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Основная задача управления государственным долгом Казахстана – изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоятельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к своевременному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких и адекватных современному состоянию и кредитным возможностям Казахстана.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит  в ликвидации части внешней задолженности  путем ее обмена на национальные активы – национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т. п. Наиболее приемлемым для Казахстана могут быть следующие варианты.

Долг в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать  новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал, которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы  приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции  приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для Казахстана курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких  налоговых льгот для инвесторов – держателей внешнего долга, которые  побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики Казахстана. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум – через год).

Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга  с дисконтом на вторичном рынке  внешних долговых обязательств. В  этом случае уменьшается номинальный  долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолженности  весьма распространен в современных  условиях. Под реструктуризацией  понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

 

3 Роль государственного  кредита в формировании бюджета  Казахстана

 

3.1 Государственный  кредит как источник финансирования  дефицита бюджета

 

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. Однако в условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства происходит снижение поступлений в государственный бюджет из названных источников. Возможна и иная ситуация, когда при стабильных поступлениях в казну увеличиваются расходы государства. При этом увеличение государственных расходов может происходить и за счет роста обыкновенных расходов, и за счет появления непредвиденных, чрезвычайных расходов (война, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.п.). Как известно, потребности способны развиваться до безграничности, в то время как средства, необходимые для их удовлетворения, имеют свои границы. Названные явления приводят к дефициту бюджета. Дефицит государственного бюджета, превышение государственными расходами государственных доходов, – весьма распространенное явление в современной экономике. Однако причины возникновения дефицита государственного бюджета могут существенно различаться в зависимости от экономической природы процессов, породивших увеличение расходной части государственного бюджета при одновременном уменьшении его доходной части.

Информация о работе Государственный кредит и его роль в формировании бюджета казахстана