Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.
В работе поставлены следующие задачи:
1 Раскрыть понятия государственного кредита, его сущность и особенности.
2 Характеризовать государство как кредитора, заёмщика и гаранта.
3 Определить функции государственного кредита.
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Государственный кредит: сущность, функции, управление…………….7
1.1 Государство как заемщик…………………………………………………..7
1.2 Понятие и функции Государственного кредита………………………11
1.3 Управление Государственным кредитом…………………………….....15
2 Анализ структуры внешнего долга……………………………………….18
2.1 Анализ внешнего долга……………………………………………………19
2.2 Анализ внутреннего долга………………………………………………...22
3 Пути повышения эффективности управления государственным долгом………………………………………………………………………..…28
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………………………………….33
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Государственный кредит: сущность, функции, управление…………….7
1.1 Государство как заемщик…………………………………………………..7
1.2 Понятие и функции Государственного кредита………………………11
1.3 Управление Государственным кредитом…………………………….....15
2 Анализ структуры
внешнего долга……………………………………….
2.1 Анализ внешнего долга……………………………………………………19
2.2 Анализ внутреннего долга………………………………………………...22
3 Пути повышения
эффективности управления государственным
долгом………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….33
Введение
Темой данной курсовой работы является «Государственный кредит, его сущность и формы». Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. «В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций».
Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной основе. В нашей стране развились новые формы кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Это ускорило развитие экономики нашей страны, сделало ее более эффективной.
Актуальность темы данной работы обусловлено тем, что важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственный кредит, который является вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Чаще всего государства выступает как заёмщик, когда привлекает денежные средства у кредитных организации, иностранных государств или частных лиц. В таком случае количество денежных средств, сосредоточенных в руках государства, увеличивается. Реже государства выступает как кредитор, т.е. предоставляет деньги взаймы. Результатом такого рода отношений является сокращение количество денег, которыми располагает государство. Если же государство выступает как гарант, т.е. берёт на себя ответственность за погашения займов или выполнение обязательств третьими лицами, то количество денежных средств, которыми располагает государство, не меняется.
Государственный кредит представляет
собой важное звено финансовой системы,
обслуживающее, прежде всего централизованные
фонды денежных средств. Будучи
элементом государственных
Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.
В работе поставлены следующие задачи:
1 Раскрыть понятия государственного кредита, его сущность и особенности.
2 Характеризовать государство как кредитора, заёмщика и гаранта.
3 Определить функции государственного кредита.
4 Определить формы государственного кредита.
5 Рассмотреть управление государственного кредита в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления принимающие участие в этом процессе.
6 Рассмотреть внутренний государственный долг.
7 Рассмотреть внешний государственный долг.
Объектом исследования является – государственный кредит.
Предмет исследования –
формирование, развитие, функционирование
и особенности организации
В процессе подготовки и написания данной работы были использованы и обобщены труды специалистов в области бюджета и бюджетной системы финансового право, бюджетного право и финансов, которые указаны в библиографии. В настоящее время это тема весьма актуально, так как государственный кредит оказывает большое влияние на экономическое развитие страны и регулирования долговых проблем.
1 Государственный кредит: сущность, функции, управление
1.1 Государство как заемщик
Для финансирования бюджетного дефицита органы государственного управления вынуждены привлекать заемные средства, займы.
В соответствии с
Гражданским кодексом РФ по
договору займа одна сторона
(заимодавец) передает в собственность
другой стороне (заемщику) деньги
или другие вещи, определенные
родовыми признаками, а заемщик
обязуется возвратить
Классификация государственных займов. В основе классификации ряд признаков:
1 По эмитентам — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
2 В зависимости от места размещения — внутренние и внешние займы.
3 В зависимости от обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
4В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше).
Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев, в Японии — 60 дней, в Великобритании — 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет.
В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения два - три года, в США - от одного до десяти лет.
Привлечение средств
на более длительный период
обычно осуществляется с
1 В зависимости от обеспеченности долговых обязательств — закладные и без закладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Без закладные не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают без закладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы, не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
2 По характеру выплачиваемого дохода — долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные
3 В зависимости от метода определения дохода — долговые обязательства с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного
дефицита приходится размещать
займы при относительно
1 Покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного.
Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу.
2 Систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В этом случае решаются все названные проблемы. В качестве базы расчета обычно используется ставка по межбанковским кредитам/ в стране. Однако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы.
3 В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, — обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заем и погасив старый.
Возможны два способа погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:
1 Равными частями в течение определенного срока, например, четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, то ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.;
2 Возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй — 2 млн. долл., в третий — 3 млн. долл., в четвертый — 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлении или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;
3 Снижающимися долями. Например, в первый год гасится долг на 4 млн. долл., во второй год — на 3 млн. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов
1.2 Понятие и функции Государственного кредита
В рыночной экономике непреложным законом является то, что деньги должны находится в постоянном обороте. Временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.
Информация о работе Государственный кредит: сущность, функции, управление