Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.
В работе поставлены следующие задачи:
1 Раскрыть понятия государственного кредита, его сущность и особенности.
2 Характеризовать государство как кредитора, заёмщика и гаранта.
3 Определить функции государственного кредита.
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Государственный кредит: сущность, функции, управление…………….7
1.1 Государство как заемщик…………………………………………………..7
1.2 Понятие и функции Государственного кредита………………………11
1.3 Управление Государственным кредитом…………………………….....15
2 Анализ структуры внешнего долга……………………………………….18
2.1 Анализ внешнего долга……………………………………………………19
2.2 Анализ внутреннего долга………………………………………………...22
3 Пути повышения эффективности управления государственным долгом………………………………………………………………………..…28
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………………………………….33
- добровольный, рыночный кредит — размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).
- вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактического государственного долга. Так, например, в 1996 году появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.
- дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину.
По статистике, из государственного долга на лишь менее 40% действительно по всем параметрам отвечают формальным критериям цивилизованности. Менее 30% приходится на принудительный и несколько более 30% — на административный кредит.
За балансом при таком подсчете остается неучтенный, но фактически существующий, долг бюджета разным экономическим субъектам по невыполненным обязательствам. Это — принудительный, нерыночный кредит. На федеральном уровне он составляет 10-15 % учтенного государственного долга.
В итоге на начало 2000 года внутренний государственный долг (ГД) продолжал иметь преимущественно нецивилизованный фасад, а сам рынок государственных ценных бумаг соответствует внешним критериям «цивилизованности» примерно на 60%.
3 Пути повышения эффективности управления государственным долгом
К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели.
Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием.
Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета. Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.
Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.
Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.
Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.
Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.
Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами.
Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.
Заключение
Значение государственного кредитования в нашей стране очень велико и его нельзя недооценивать. Нужно отметить, что в последнее время темпы экономического развития России очень высоки и это дает государству право использовать свободные денежные ресурсы для выдачи государственных кредитов. И этот шаг является оправданным и верным, ведь использование этих средств, при грамотном осуществлении всех операций, может приносить значительные доходы. Конечно, кредитные операции всегда связаны с определенными рисками, не исключением является и государственный кредит. Но ведь именно государственное кредитование целевых программ в регионах, отраслей промышленности, бюджетов разных уровней является рычагом установления экономической стабильности в стране. А стабильность в свою очередь является главным фактором экономического развития.
Несомненно, что развитие кредитных операций представляет собой будущее нашей страны, богатой и развитой державы. Что же касается сегодняшних дней, то нельзя не предостеречь наше правительство о целевом использовании бюджетных средств и о грамотном ведении экономической политики, в которой не последнее место должен занимать такой сильный экономический инструмент как государственный кредит.
При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Для нашей страны в современных условиях рыночной экономики абсолютно необходимо развитие регионов Сибири и Дальнею Востока на фоне уже промышленно развитых и индустриализованных западных и центральных областей нашей страны. В осуществлении этой непосильной задачи нашему государству может помочь государственный кредит. Выделение кредитов и значительные денежные вливания в социальные, и экономические проекты регионов Сибири и Дальнего Востока позволят нашей стране занять позицию мирового экономического лидера. Уже много говорилось, говорится и будет говориться об экономическом потенциале этих регионов, но реальным толчком к превращению их в центры мировой промышленности может стать государственный кредит.
Сейчас наша страна находится на недостаточном уровне экономического развития, чтобы свободно предоставлять кредиты из федерального бюджета.
Темпы роста российской экономики дают основания предполагать, что совсем скоро это станет возможным и тогда государственное кредитование выйдет на передовые позиции в экономической стратегии нашей страны.
После проделанной работы можно сделать вывод о том, что осуществлять кредитные операции в рамках государственного кредитования можно и даже нужно. В нашей стране механизм государственного кредитования нуждается в значительном усовершенствовании, и, прежде всего, эти усовершенствования должны коснуться органов исполнительной власти отвечающих за проведение ревизионной и бухгалтерско-учетной деятельности. Необходимо внедрение в систему государственного кредитования более квалифицированных специалистов, которые смогут сформировать более грамотную стратегию в области государственного кредитования. Государственный кредит может быть одним из наиболее удобных и выгодных инструментов для осуществления финансовой и кредитной политики государства.
Не оставляет сомнений тот факт, что экономическое будущее России зависит от развития кредитных операций, в которых одно из главных мест должен занять государственный кредит.
Список использованных источников
1 ФЗ №198 «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007г.//Собрание Законодательства РФ, 2007г., № 31, ст. 3995
2 Закон Российской Федерации
№3877-1 «О государственном внутреннем
долге Российской Федерации»
от 13.11.1992г.//«Российская
3 Постановление правительства РСФСР №78 «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» от 28.12.1991г.//Собрание Постановлений Правительства РСФСР, 1992 г., № 5, ст. 26
4 Постановление Правительства
Российской Федерации №931 «Об
урегулировании коммерческой
5 Постановление Правительства
Российской Федерации №980 «Об
организации работы по
6 Постановление Правительства
Российской Федерации №1007 «О
погашении государственных
7 Постановление Правительства
Российской Федерации №1306 «О
новации облигаций внутреннего
государственного валютного
8 Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184
9 Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007г. – 277 с.
10 Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2007. – 256 с.
11 Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 176 с.
12 Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.
13 Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 224 с.
14 Хейфец Б.А. Кредитная история России: Характеристика суверенного заемщика. – М.: «Экономика», 2006. – 393 с.
15 www.minfin.ru – минфин.ру
16 www.consultant.ru – консультант. ру
17 www.rian.ru – райн.ру
Информация о работе Государственный кредит: сущность, функции, управление