Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.
Для достижения поставленной цели необходимо:
раскрыть понятие государственного кредита
определить состав государственного долга
определить функции государственного кредита
определить формы государственного долга
рассмотреть сбалансированность регионального бюджета за ряд лет

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3
Сущность и функции государственного кредита……….. 4
1.1 Государственный кредит как экономическая категория…… 4
1.2 Функции государственного кредита……………………………..... 7
1.3 Формы государственного кредита……………………………..… 9

2 Состав государственного долга, его классификация………….. 13

3 Управление государственным долгом, его основные…………. 16
проблемы в РФ
3.1 Методы управления государственным долгом……………………….. 16
3.2 Проблемы государственного долга РФ и зарубежных стран………. 18

4 Сбалансированность региональных бюджетов……………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:                           

1) тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

2)  охватывает движение  стоимости в двустороннем порядке  поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3)  осуществляется не  только финансовыми структурами,  но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процентов.

1.3 Формы государственного кредита

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные  займы.

Сберегательное дело принадлежит  к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в  доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому  оформлению подразделяют государственные  займы, которые предоставляются  на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление  государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями  и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет  номинальную стоимость – обозначенную сумму долга – и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности.

Казначейские  обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного  только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные.

В зависимости  от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву  эмиссии подразделяют государственные  и местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы  выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

В зависимости  от установления обеспеченности государственные  займы подразделяются на залоговые  и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства

По характеру  выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в  виде заемного процента. Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально.

При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей  выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные  займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен  на создание благоприятных условий  для привлечения средств как  для государства, так и для  ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.

         2 Состав государственного долга, его классификация

Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный долг.

Государственный долг подразделяется на две части — капитальный и текущий.

Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.

Текущий государственный  долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году)2.

Понятие внутреннего  государственного долга России, представляющего собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права закреплен в главе 14 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетный кодекс РФ закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ3.

В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий и т.д.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это  обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации.

С формальной точки  зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных  биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ

3.1 Методы управления государственным долгом

 

Методы управления государственным долгом включают реструктуризацию и конверсию.

Термин "реструктуризация" означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период.

Однако реструктуризировать  весь долг практически невозможно.

Реструктуризация  долга может быть систематизирована  как по институциональному, так и  по техническому принципу.

В институциональном  плане различают соглашения с  Парижским и Лондонским клубами. В Парижском клубе предметом  соглашения являются государственные кредиты или кредиты, предоставленные под государственные гарантии. В Лондонском же клубе речь всегда идет о реструктуризации сроков погашения частных кредитов, выданных коммерческими банками.

В техническом  плане различается реструктуризация, включающая списание долгов, и не включающая. Соглашения о реструктуризации как с Парижским, так и с Лондонским клубами не включают списание долгов. Это вытекает из того, что Россия не относится к беднейшим странам с высокой задолженностью и обладает огромными сырьевыми ресурсами. Частичное списание долга странами-кредиторами ведет не только к снижению размера российской задолженности, но и к уменьшению сумм платежей по обслуживанию долга. Однако этому преимуществу противостоит потеря кредитоспособности, так что страны, которым частично списан долг, сталкиваются с проблемой получения новых кредитов. Но такая проблема перед Россией не стоит. Значит, облегчение российского платежного баланса может быть достигнута с помощью таких инструментов, как отсрочка погашения задолженности и выплат процентов по кредитам на основе соглашений о реструктуризации.

Существуют и другие опробированные в мировой практике механизмы, позволяющие  уменьшать долговое давление. Это конверсионные операции.

Под конверсией принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника. При всем разнообразии конверсионных операций главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена свопа в национальные активы - национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы. Схема базируется на принципе "непарного обмена": номинальный долг свапируется по специальному курсу погашения, который ориентируется на котировки вторичного рынка соответствующих долговых требований .

Возможны различные формы  конверсионных операций: конверсия  долга в инвестиции, погашение  его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и другое.

Необходимой предпосылкой для  введения программы конверсии долга  является завершение процесса переоформления задолженности.

Информация о работе Государственный кредит