Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:05, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.
Для достижения поставленной цели необходимо:
раскрыть понятие государственного кредита
определить состав государственного долга
определить функции государственного кредита
определить формы государственного долга
рассмотреть сбалансированность регионального бюджета за ряд лет
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3
Сущность и функции государственного кредита……….. 4
1.1 Государственный кредит как экономическая категория…… 4
1.2 Функции государственного кредита……………………………..... 7
1.3 Формы государственного кредита……………………………..… 9
2 Состав государственного долга, его классификация………….. 13
3 Управление государственным долгом, его основные…………. 16
проблемы в РФ
3.1 Методы управления государственным долгом……………………….. 16
3.2 Проблемы государственного долга РФ и зарубежных стран………. 18
4 Сбалансированность региональных бюджетов……………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 30
ПРИЛОЖЕНИЯ
4 Сбалансированность региональных бюджетов
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, баланса между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность.
Если расходы
превышают бюджетные поступлени
Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета.
Для того, чтобы лучше рассмотреть состояние краевого бюджета Хабаровского края, мною был проведен анализ доходной и расходной части бюджета.
Анализ доходов и расходов краевого бюджета Хабаровского края проводится по следующим направлениям:
1) анализ доходной
части бюджета (соотношение
2) анализ расходной
части бюджета (анализ
В Таблице А.1 (Приложение А) представлены доходы бюджета Хабаровского края за 2007-2009 годы.
Как видно из таблицы, в 2009 году имеет место снижение уровня доходов бюджета практически по всем источникам, за исключением по доходам от предпринимательской деятельности. Так, по сравнению с 2008 годом, в 2009 году налоговые доходы снизились на 13,3%, неналоговые доходы снизились на 18,7%, безвозмездные поступления снизились на 18,6%. Всего доходы бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизились на 14,7%.
Следует отметить, что по сравнению с 2007 годом уровень доходов бюджета в 2008 годом остаётся выше.
Проанализируем расходную часть бюджета Хабаровского края за 2007-2009 года.
Анализ расходов включает в себя:
1) анализ функциональной структуры расходов бюджета;
2) анализ экономической структуры расходов бюджета.
Структура расходов бюджета представлена в Таблице Б.1 (Приложение Б).
Как следует из таблицы, уровень расходов бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом снижен в целом на 4,5%. Снижение наблюдается практически по всем видам расходов, за исключением расходов на правоохранительную деятельность, на образование и межбюджетных трансфертов. По этим показателям наблюдается рост на 11,4%, 4% и 14,9% соответственно.
Чтобы провести более глубокий анализ, мною была рассчитана структура доходной и расходной части бюджета в Таблице В.1 (Приложение В) и Таблице Г.1 (Приложение Г).
Проанализировав более детально доходную и расходную части бюджета Хабаровского края, можно сделать вывод, что основные доходы бюджета Хабаровского края – это налоговые доходы и безвозмездные поступления. Среди налоговых доходов основная доля приходится на прямые налоги. Основная же доля расходов бюджета Хабаровского края приходится на трансферты бюджетам нижестоящих уровней. На втором месте - расходы на здравоохранение. На третьем - вопросы национальной экономики. Такая структура сохраняется на протяжении двух последних лет.
Проведенные исследования расходной и доходной части бюджета Хабаровского края за 2007 – 2009 годы показали, что действительно , определенные расходные приоритеты соблюдаются, но в 2009 году имеет место снижение уровня расходов на образование по сравнению с 2008 годом. Но следует отметить, что объем расходов снижен не за счет средств на оплату труда, а за счет совершенствования самой системы оплаты труда, ее оптимизации.
Анализ сбалансированности бюджета включает в себя количественную и качественную оценку дефицита (профицита) бюджета, определение источников
покрытия дефицита бюджета.
Сведения о профиците (дефиците) бюджета в 2007-2009 годах представлены в Таблице Д.1 (Приложение Д).
В таблице видно, что определённая тенденция по состоянию профицита (дефицита) бюджета отсутствует. В 2008 году бюджет был принят с профицитом.
Доходы бюджета превышали его расходы на 923493 тыс. рублей. В 2007 и 2009 годах, наоборот, расходы бюджета превышали его доходы соответственно на 2237952 тыс. рублей и 3108725 тыс. рублей.
В состав источников внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета Хабаровского края включаются:
В Таблице Д.2 (Приложение Д) рассмотрены источники внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета Хабаровского края за 2007 и 2009 года.
Источники внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета Хабаровского края составили 2237952 тыс руб в 2007 году и 3108725 тыс руб в 2009 году.
Таким образом, можно проследить динамику роста дефицита с 2007 по 2009 года:
Дефицит = 3108725 – 2237952= 870773, т.е. дефицит бюджета в 2009 году вырос по сравнению с 2007 годом.
Причем в 2007 году основными источниками покрытия дефицита были бюджетные кредиты (75,65% от обще суммы источников покрытия) и доходы от операций с акциями (19,88% от обще суммы источников покрытия).
А в 2009 году основными источниками покрытия дефицита краевого бюджета были так же бюджетные кредиты (59,54% от обще суммы источников покрытия) и остатки средств бюджета (40,46% от обще суммы источников покрытия).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет Хабаровского края за рассматриваемый период (2007-2009 гг.) не смотря на наличие дефицита бюджета, вызванного превышением расходной части бюджета над доходной, является сбалансированным, поскольку суммарный объем доходной части бюджета и источников внутреннего финансирования дефицита бюджета покрывает расходную часть бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Главными задачами системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
Как мы можем проследить, на практике государственный кредит является неотъемлемой частью современной методики ведения бюджета.
В условиях складывающейся, крайне благоприятной для России, конъюнктуры цен мирового рынка на энергоносители предприятия-экспортеры и федеральный бюджет получают дополнительные доходы. Однако, даже при предельно ограниченных государственных расходах, средств федерального бюджета будет недостаточно для осуществления внешних выплат в полном объеме. Увеличение налогообложения экспортных операций способно существенно улучшить состояние бюджета, и при этом физические объемы экспортных поставок не претерпят заметных изменений. В ходе исполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью введения процедуры санкционирования бюджетных расходов, строгого соблюдения.
Государственный долг РФ как внутренний, так и внешний, требует детального рассмотрения и грамотного управления, ведущего к его сокращению, а также к сокращению стоимости его обслуживания, что отчасти можно решить, лишь создав имидж надежного партнера на международной арене.
Лишь сбалансированная, бездефицитная бюджетная политика позволит проводить политику уменьшения внешних долгов. Реальную возможность существование сбалансированного, бездефицитного бюджета я попыталась показать на примере краевого бюджета Хабаровского края.
Необходимо, чтобы такая же бюджетная политика проводилась и на федеральном уровне, тогда это позволит избежать ошибок составления несбалансированных бюджетов, а следовательно, заведомо невозможного их исполнения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
27.11. 2006 г. №97// СПС «Консультант Плюс»
28.11. 2007 г. №166// СПС «Консультант Плюс»
26.11. 2008 г. №216// СПС «Консультант Плюс»
Приложение Д – Профицит (дефицит) бюджета Хабаровского края и
источники его финансирования
Таблица Д.1 Профицит (дефицит) бюджета Хабаровского края в 2007-2009 годах, тыс.руб.
Наименование показателя |
Период (год) | ||
2007 |
2008 |
2009 | |
Профицит (дефицит) бюджета |
-2237952 |
923493,24 |
-3108725 |
Таблица Д.2 Источники финансирования
дефицита
краевого бюджета Хабаровского края в
2007 и 2009 годах, тыс. руб.
Наименование показателя |
Период (год) |
||
2007 |
2009 |
||
Дефицит бюджета |
2237952 |
3108725 |
|
Внутр.ист-ки покрытия,
в |
2237952 |
3108725 |
|
Бюджетные кредиты |
1692952 |
1850804 |
|
Остатки средств бюджета |
100000 |
1257921 |
|
Операции с акциями |
445000 |
- |
Приложение А – Анализ доходов бюджета Хабаровского края.
Таблица А.1 Динамика доходов бюджета
Хабаровского края за
2007-2009 года, тыс. руб.
Наименование доходов |
Период (год) |
Темпы роста в 2009 году, % | |||
Доходы |
2007 |
2008 |
2009 |
к 2008 |
к 2009 |
Налоговые доходы, тыс. руб в том |
16444985 |
22706487 |
19686565 |
119,7 |
86,7 |
Прямые, тыс. руб |
11330222 |
15941567 |
13948275 |
123,1 |
87,5 |
Косвенные, тыс. руб |
5114763 |
6764920 |
5738290 |
112,2 |
84,8 |
Всего |
17563833 |
25640103 |
22071485 |
125,7 |
86,1 |
Неналоговые доходы, тыс. руб в том |
1118848 |
2933616 |
2384920 |
213,2 |
81,3 |
Безвозмездные |
|||||
Дотации, тыс. руб |
4634214 |
4302046 |
3193068 |
68,9 |
74,2 |
Субвенции, тыс. руб |
926487 |
2226848 |
1905787 |
205,7 |
85,6 |
Субсидии, тыс. руб |
449723 |
5526347 |
4714314 |
1048,3 |
85,3 |
Прочие, тыс. руб |
- |
4907 |
3827 |
78 |
- |
Всего |
6010424 |
12060148 |
9816996 |
163,3 |
81,4 |
Доходы от предпринимательской и иной деятельности, тыс. руб |
|||||
Всего |
570141 |
1445002 |
1546372 |
271,2 |
107 |
ИТОГО |
24144398 |
39197381 |
33434853 |
138,5 |
85,3 |