Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать такое экономическое явление в России как инфляция, выявить природу и причины инфляции.
Для реализации этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность инфляции, основные причины и виды инфляции;
- изучить формы и методы стабилизации денежного обращения, социально-экономические последствия инфляции, особенности инфляции в России;
Введение…………………………………………………………………………3
1Инфляция, её виды и методы стабилизации денежного обращения…….....4
1.1 Сущность инфляции и факторы её определяющие…………………….....4
1.1.1 Формы проявления и причины инфляции………………………….6
1.1.2 Формы и методы стабилизации денежного обращения…………...7
1.2 Классификация инфляции ………………………………………………....9
1.2.1 Классификация инфляции в зависимости от темпов роста цен…...9
1.2.2 Типы инфляции ……………………………………………………..10
1.2.3 Формы открытой инфляции……………………………………….. 12
1.2.4 Виды современной инфляции, и её классификация по странам…13
1.3 Антиинфляционная политика……………………………………………..15
1.3.1 Цели и задачи антиинфляционной политики ……………………..15
1.4 Особенности инфляции в России…………………………………………19
1.4.1 Воздействие инфляции на деятельность коммерческих банков….24
1.4.2 Социально-экономические последствия инфляции……………….25
2 Анализ статьи «Актуальные проблемы применения статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»………...27
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованных источников………………………………………….36
Галопирующая инфляция - неравномерный, скачкообразный годовой рост цен в диапазоне от 10 до 30%. Такая инфляция даже на ранней стадии (если рост цен увеличивается с 5-7 до 15-17% в год) уже создает существенные проблемы, а при больших величинах она становится опасной, требует срочных антиинфляционных мер. Становится сложнее прогнозировать хозяйственные процессы, в расчетах начинают использоваться различные у.е., то ли доллары, то ли евро и т.д. Такая инфляция чаще встречается в развивающихся странах.
Гиперинфляция - цены растут более чем на 30-40% в год, иногда достигая нескольких сотен и даже тысяч процентов в год. Такая инфляция парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену.[9]. Гиперинфляция действует на экономику разрушительно, уничтожая сбережения и производство в целом, для нее характерно отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, эмиссия национальной валюты, постоянная индексация, систематическое снижение курсов национальных валют.[7] .
1.2.2 Типы инфляции
По степени
вмешательства государства в
рыночные процессы инфляцию
Под
подавленной инфляцией
дефиците при относительно стабильном уровне цен, устанавливаемых государством. Скрытая инфляция может иметь место и в условиях рыночной экономики, когда правительство, пытаясь снизить инфляцию, задерживает
выдачу пенсий и пособий, платежи по государственным заказам. Инфляция проявляется при этом в хронических неплатежах, развитии бартера, появлении большого количества денежных суррогатов.[7].
Открытая
- положительный рост уровня цен
в условиях свободных,
Подавленная
инфляция имеет более тяжелые
экономические последствия для
населения, чем открытая. Если
от открытой в той или иной
мере можно защититься, используя
механизм индексации, то при подавленной
инфляции этого сделать нельзя,
поскольку невозможно точно
Подавленная инфляция также вызывает такие экономические последствия:
- ломает рыночный механизм саморегуляции, экономическое равновесие между отраслями не достигается с помощью рынка;
- возникновение разрыва между административно установленными и более высокими рыночными ценами, в результате чего появляется дефицит и начинается перемещение товарных масс из официальной экономики в теневую. Образуется как бы «дыра», в которую проваливаются товары.[11].
1.2.3 Формы открытой инфляции
Факторы повышения цен, связанные с формированием потребительского спроса, предложением товаров и услуг, соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и факторы производства. Эти факторы определяют следующие виды инфляции: инфляцию спроса, инфляцию издержек и структурную инфляцию.
При инфляции спроса в платёжном обороте существует определённый «навес» избыточной массы денежных средств по сравнению с ограниченным предложением, что и вызывает повышение цен и обесценивание денег.
Инфляция издержек обусловлена немонетарными (производственными) факторами, а именно экономически необоснованным увеличением затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).[16].
Инфляция
спроса возникает в результате
избыточного спроса, т.е. спрос
на товары превышает их
- милитаризацией экономики и ростом военных расходов;
- дефицитом
бюджета и ростом
- кредитной экспансией банков;
- притоком иностранной валюты.
В
целом инфляция спроса
Инфляция
издержек производства
Причины такой инфляции служит: рост производительности труда, вызванное циклическими и структурными изменениями; расширение сферы услуг, большой удельный вес зарплаты по сравнению с производительностью труда, что ведет к росту цен; повышение оплаты труда под воздействием профсоюзов, что раскручивает инфляционную спираль; высокие косвенные налоги.[17].
Структурная
инфляция, вызванная структурными
сдвигами в производстве и
ведущая к росту цен главным
образом в отдельных отраслях,
в которых спрос на их
1.2.4 Виды современной инфляции, и её классификация по странам
В международной практике в зависимости от величины роста цен принято деление инфляции на три вида:
- ползучую (среднегодовой темп прироста цен не выше 5-10%);
- галопирующую среднегодовой темп прироста цен от 10 до 50, иногда до 100%);
- гиперинфляцию (когда рост цен превышает 100% в год (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50-процентный рост цен в месяц).
Для промышленно развитых стран характерной является ползучая инфляция, т.е. небольшое, умеренное обесценение из года в год.
В развивающихся странах преобладают галопирующая инфляция и гиперинфляция. Причем факторы, формы и социально-экономические последствия инфляции, а также подходы к выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловливаются особенностями их экономического развития.
Развивающиеся страны по экономическим условиям и факторам инфляции можно классифицировать следующим образом.
К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, где отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.
Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Иран, Египет, Сирия, Чили. Наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в «галопирующих пределах» (среднегодовой прирост цен 20 - 40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный характер. Отмечается высокий уровень безработицы.
Страны третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительным поступлением иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в том числе и скрытая.
Страны четвертой группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют достаточную степень экономического равновесия. Инфляция здесь держится в «ползучих формах» (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.
К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.). Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.[14].
1.3 Антиинфляционная политика
1.3.1 Цели и задачи антиинфляционной политики
Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. От антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путём компенсации и индексации его доходов
Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая - антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая - антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.
Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.
Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий, в частности, адаптивных ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.
Второй компонент антиинфляционной стратегии - долгосрочная денежная политика. Целью является регулирование прироста денежной массы, а методами - введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.
Третьим важнейшим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации опять же двояки. Увеличение доходов бюджета и уменьшение расходов государства.
Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.
Методы антиинфляционной тактики позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса, либо способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.
Принято различать три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.
Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она вызывает краткосрочное замедление экономического роста.
Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы.
Введение режима денежных ограничений осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка. Первая из них - регулирование ставки межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост ставки межбанковского кредита всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.
Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.
Третий антиинфляционный инструмент - операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а покупая - увеличивает. Отметим, что первые два регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования) задают всей банковской системе не инфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственного влияет на состояние денежного обращения.
В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счёт роста его доходов и снижения расходов.