Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 01:16, курсовая работа
Однако же, если иметь в виду долгосрочную перспективу, то, как доказано мировой экономической наукой и подтверждено хозяйственной практикой, в эффектах этих ровным счетом ничего положительного. Более того, они даже не нейтральны, а наносят экономике немалый урон. Крайне непродолжительные по времени действия, указанные бумы оборачиваются лишь обострением инфляционного недуга и усложняют его течение. Они затягивают выздоровление, делают неизбежным применение радикальных и весьма болезненных в социальном отношении антиинфляционных мер, сопровождаются ростом безработицы, временным снижением уровня жизни и т.п.
Введение……………………………………………………………………………………….…….…3
1.Инфляиция……………………………………………………………………………………..……4
1.1Понятие инфляции……………………………………………………………………..……4
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………………….……6
1.3 Механизм инфляции………………………………………………………………….…….8
1.4 Инфляция спроса……………………………………………………………………….…….8
1.5 Инфляция предложения…………………………………………………………..………9
1.6 Стагфляция…………………………………………………………………………………….10
1.7 Виды инфляции……………………………………………………………………………….11
1.7.1 Открытая инфляция…………………………………………………………………..11
1.7.2 Подавленная инфляция……………………………………………………………….11
1.7.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция………………..13
1.7.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция……………………………………….14
2. Инфляционные процессы непосредственно в экономике России……15
2.1 Протекание и причины инфляции в России……………………………………15
2.2 Методы регулирования инфляции в России………………………………….19
3. Антиинфляционная политика государства………………………………………..26
3.1Антиинфляционная политика в России…………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………………….30
Список используемой литературы………………………………
Попытка проанализировать
причины инфляционной волны, привело
Министерство Финансов к выводу об
однозначном преобладании в ее структуре
монетарной составляющей. «Начиная с 2005
года монетарная инфляция не только не
сокращается, но и растет. В результате
фактический уровень инфляции складывается
выше целевых ориентиров. Превышение
целей по монетарной инфляции связанно
с ежегодным невыполнением
Однако, не смотря на положительные результаты, начиная с 2007 г. снова наметилось повышение темпов инфляции. Причиной инфляции 2007 года явился рост цен на зерно. Хлеб подорожал на 7% и все продукты питания по минимуму – на 17%. В то же время неуклонно растут цены на жилищно-коммунальные услуги. Продуктовая инфляция 2007 потянула за собой рост цен во всей сфере экономических отношений. Министр финансов по поводу инфляции 2007 года заявил, что такое повышение тарифов, особенно на газ, вполне оправдано, например тем, что «Газпром» доходами извне покрывает свои внутренние убытки, а во-вторых, в недалеком будущем нам все равно придется жить в условиях более высоких тарифов. Однако, тогда тарифы на услуги будут расти сравнительно с уже существующим положением, а не наравне.
В 2008 г. инфляция увеличилась еще на 1,4 %., что связано с мировым кризисом и увеличением цен на импортные товары и энергоресурсы, в частности на нефть и газ, так же на транспорт, тарифы жилищно-коммунальных услуг и продукты питания. Цены на них выросли на 17,6%, а хлеб и хлебобулочные изделия на 25,9%, крупы на 25,8%, макаронные изделия на 33,8%, мясо и птица на 22,2%, услуги ЖКХ на 16,4%, коммунальные услуги на 17,1%. Хотя, положение не так плачевно, потому что по сравнению с 1998-2000 гг., инфляция в России в 2008 г. существенно снизилась. Есть еще одна положительная сторона: процесс инфляции активизирует инвестиционную деятельность. Но выигрывают не все, поэтому несмотря на это, все мы до сих пор переживаем и ощущаем на себе последствия инфляции.
Инфляция в декабре 2010 года составила 8,78%, что оказались выше оценки Росстат на конец года, подготовленной 5 января на основе недельного мониторинга, который делается по более узкой корзине товаров (1% за декабрь и 8,7% за 2010 год). Таким образом, месячная инфляция разогналась до максимального в 2010 году показателя, не считая января. В результате пересмотра рост потребительских цен оказался на уровне 2009 года. Но если в конце 2009 года годовая инфляция замедлялась, то в 2010 года уровень годовой инфляции достиг исторического минимума в 5,5% в июле, а затем годовой показатель только повышался в основном из-за удорожания продовольственных товаров в результате засухи и неурожая. Так, плодоовощная продукция подорожала в целом за 2010 год на 45,6% (за 2009 год цены на плодоовощную продукцию даже снизились на 1,7%). Крупа и бобовые подорожали за весь 2010 год на 58,8% (за 2009 год подешевели на 2,5%).
Начиная с 1992 г. в стране непрерывно звучали официальные заявления о начинающейся или близкой стабилизации экономического положения. Но эти заявления не находили какого-либо серьезного практического подтверждения. Говоря о стабилизации, чаще всего ссылались на замедление инфляционных процессов. Но такое замедление с учетом следующих важных моментов, не является достаточным основанием для предположения о стабилизации.
Инфляцию не зря называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности.
В конце XX столетия российская экономика после глобальных перестроек в мире, пришла в состояние значительного спада. Положение осложнилось тем, что «наша» инфляция характеризовались, в отличии от классической модели инфляции, уникальными социально-экономическими условиями: деформированной структурой народного хозяйства с огромным преобладанием выпуска средств производства и вооружений, полная монополизация и огосударствление, низко производительное сельское хозяйство, невысокий уровень жизни, социальная и политическая нестабильность.
Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись не только экономические, но и политические и социально-экономические факторы. В этих условиях Россия встала перед необходимостью решения нескольких взаимообусловленных сложных задач, основными из которых являются:
Отсюда, стало более реальным вести борьбу не столько с причинами обесценивания денег, сколько с их последствиями, иначе говоря, сделать инфляцию управляемой, а её уровень — умеренным.
Процессы инфляции, охватывая непосредственно сферы обращения и распределения, в конечном счете, сказываются на состояниях материального производства и сферы обслуживания, вызывают структурные изменения в этих сферах, оказывают на них негативное воздействие.
Инфляция постперестроечного периода определяется конкретными особенностями развития российского общества. Смена экономических систем и хозяйственных механизмов породила разбалансированность всей социально-экономической системы России, привела к поляризации доходов различных социальных групп населения, возникновению неполной занятости, разорению фермеров и мелких кустарей.
Либерализация цен
вызвала резкое падение реальной
заработной платы. Дальнейший рост этих
двух компонентов экономики привёл
к раскручиванию спирали «
роста денежной массы сократить, то производство так же, как и инфляция,
будет падать ещё быстрее.
Поскольку рыночные отношения в России только формировались, еще не была создана в полной мере законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо было, прежде всего, определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна была быть четко определена финансовая стратегия государства, направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.
Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности. формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров.
В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.
Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:
• сокращению количества взимаемых налогов;
• отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
• пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
• изменению методики налогообложения;
• ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
• регулированию перераспределительных отношений между бюджетами федерации и бюджетами регионов.
Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.
Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций.
Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.
Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.
Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый кази деньгами, денежными суррогатами.
Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъем производства, восстановление банковской системы. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков, как это применяется в мировой практике (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов в ЦБ РФ).15
Снижение инфляции в России до уровня менее 3% в настоящее время является одной из основных задач экономической политики. Более 20 стран ввели механизм так называемого инфляционного таргетирования (ИТ). Достижение целевых ориентиров по инфляции становится важнейшим показателем экономической политики любой страны. Такая роль низкой инфляции вытекает из достигнутого консенсуса по поводу негативных последствий высокой инфляции.
Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий, как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взбешенными выступлениями в средствах массовой информации.
Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.
В странах с развитой рыночной экономикой при регулировании инфляции монетарические методы в чистом виде используется крайне редко; они, как правило, сочетаются с элементами других теорий: кейнисианской, концепцией «экономики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономического регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства товаров.
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивания инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией
предполагает использование комплекса
мер, помогающих в определенной мере
сочетать рост цен (незначительный) со
стабилизацией доходов. Инструменты
управления процессом, применяемых
в странах Запада, отличаются в
зависимости от характера и уровня
инфляции, особенно хозяйственной обстановки,
специфики хозяйственного механизма.
В целом в индустриально
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России