Инфляция и антиинфляционная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:09, контрольная работа

Описание работы

Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов инфляции, анализ антиинфляционной политики и изучение проблем инфляционных процессов в современной России.
В рамках поставленной цели предполагается решить следующие задачи: раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия; рассмотреть механизмы инфляционного регулирования; обозначить особенности борьбы с инфляцией в России; определить перспективные направления развития антиинфляционной политики для нашей страны.

Содержание работы

Введение 4
1 Сущность и виды инфляции 6
2 Понятие и цели антиинфляционной политики 10
3 Инфляция и антиинфляционная политика государства в РФ 13
3.1 Особенности инфляции в России c 1991 по 2008 гг 13
3.2 Особенности инфляции в РФ в условиях кризиса 2008 -10 гг 17
3.3 Инфляция и антиинфляционная политика в России в 2011 году 24
Заключение 30
Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

Инфляция и антиинфляционная политика государства в России.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Подготовить программу  стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам.

Как свидетельствует  опыт, остановить инфляцию с помощью  одних организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные  методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения  характера инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

3  Инфляция и антиинфляционная политика государства в РФ

3.1 Особенности инфляции в России c 1991 по 2008 гг

Исторически инфляция в экономике Российской Федерации  возникла еще в 50-х начале 60-х годов  и связана с резким падением эффективности  общественного производства. Однако она носила скрытый характер и  проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.

  Рубежным оказался 1990 год, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик, годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции резко возросли.

Высокая инфляция в России ведет отсчет с 1992 г., когда  начался переход национальной экономики  на рыночные принципы функционирования. Тогда была использована программа финансовой стабилизации, предложенная МВФ:

- был осуществлён не подготовленный ни с экономической, ни с политической, ни с социальной точек зрения отпуск цен на товары и услуги, деликатно названный их «либерализацией»;

- беспрецедентная  по своим масштабам и скорости  приватизация, охватившая примерно 80% государственной собственности;

- либерализация  внешнеэкономической деятельности, включая переход к плавающему  курсу рубля (спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре);

- борьба с инфляцией  (ежемесячная инфляция подскочила с 10 % до 27 %) путем урезания доходов широких слоёв населения.

Эти меры представляют наиболее радикальный вариант перехода к  рыночной экономике и потому называются «шоковой терапией». В стране разразился глубокий стагфляционный кризис. Производство упало более чем вдвое; инвестиции сократились до минимального объёма. Розничные цены выросли в1992г. в 26,1 раза, в 1993г. - 9,4 раза, 1994г. - 3,2 раза, 1995г. - 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций. Четыре года подряд (1992-1995 гг.) свирепствовала гиперинфляция, и только с 1996 г. она приняла умеренно галопирующий характер.

Столь устойчивое и длительное господство инфляции определялось тем, что борьба с ней велась преимущественно монетаристскими методами. Они оказались малоэффективными из-за господства инфляции издержек, прежде всего вследствие быстрого роста цен на энергетические и сырьевые ресурсы, а также транспортных тарифов. Эти факторы подорвали основы экономической деятельности в стране, разрушили былое единство её хозяйственного пространства и производственный потенциал. Сокращение денежной массы ниже потребностей денежного обращения с целью сдерживания инфляции со стороны государства вызвало в России в массовом масштабе неплатежи всех видов, причём в роли зачинщика неплатежей выступило само государство, которое не оплачивало выполненную по его же заказам продукцию (к июлю 1992-го просроченная задолженность поставщикам в промышленности достигла 23% от ВВП), бартер, долларизацию экономики, долгосрочные задержки зарплаты и пенсий, что препятствовало развитию производства [2].

Спад производства в России (в 1992 – 1996гг.) почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933гг. Доля убыточных предприятий в промышленности составила 50,1% (на 1 сентября 1998 года), строительстве - 42,3%, на транспорте 59,2%. Фактическое банкротство производственного сектора и разбалансированность экономики стали фундаментальным фактором инфляции, так как снизилось товарное обеспечение рубля.

Новое явление в России - снижение темпа инфляции с 1996г. до конца августа 1998г. (21,8% в 1996г., 11% в 1997г.). Инфляция была подавлена, но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее воспроизводственные факторы не были преодолены. Главный дефект антиинфляционной политики состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на население.

К 1998 году ситуация, как казалось, стабилизировалась, но на самом деле иллюзия стабильности была обманчива. Страна, по существу, объявила себя банкротом. Одним из первых следствий краха, естественно, стал рост цен. Потребительские цены выросли только за сентябрь 1998г. на 38%, за октябрь на 5%. В общей сложности за 1998 г. рост цен превысил 60%. Глубокие экономические и социальные потрясения: замораживание выплат по внутренним и внешним долгам, в том числе государственным; крах рынка ценных бумаг и финансовых пирамид, включая ГКО-ОФЗ; блокирование вкладов в крупных банках, кризис банковской системы и безналичных расчетов; приостановка или прекращение работы тысяч фирм и банков; увеличение безработицы; удвоение темпа «бегства» капитала за рубеж; девальвация рубля; паника на потребительском рынке. Основные причины - это и несоответствие проводимой антиинфляционной политики, и не желание реформаторов сопоставить реформы с социально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием в обществе. Следствием разбалансированности экономики и политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.

В январе 1999г. рост потребительских цен составлял 8,5%, в феврале - 4,1%, в марте - 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за первые восемь месяцев 1999г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5%.


Рисунок 1 – Динамика среднегодового уровня инфляции за период с 1990-1999 гг

 В 2000 году, с приходом к власти нового правительства уровень инфляции удалось взять под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 - 18,6%, в 2002 - 15,1%, а в 2003 году - всего 12%. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен, улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера. С 2002 года повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции.

  В 2005 году темпы инфляции несколько замедлились (10,9 %) по сравнению с 2004 годом (11,7 %), хотя целевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим.

В 2001-2005 гг. инфляция устойчиво  находилась выше «ползучего» уровня (порядка 1,1-1,15 раза в год). Начиная с 2005 года монетарная инфляция не только не сокращается, но и даже растет. В результате фактический уровень инфляции складывается выше целевых ориентиров. В 2006 году она, по официальным данным, снизилась до 9,0%. В 2007 году (11,9%) - опять рост (Приложение  Б)[1].

 

Рисунок 2 – Индекс потребительских цен в России за период с 2000 – 2007 гг  по данным Минэкономразвития

Россия сначала 9-10 лет опускалась в яму кризиса, а потом в течение опять-таки 9-10 лет выбиралась из нее. Двукратный подъем основных экономических и  социальных показателей России в  последние 10 лет, конечно, укрепил ее экономику и социальную сферу, поднял благосостояние людей и тем самым облегчил бремя кризиса 2008-2010 гг.

3.2 Особенности инфляции в РФ в условиях кризиса 2008 -10 гг

На темпах социально-экономического развития кризис стал сказываться с  сентября-октября 2008 г. Но по факту инфляция стала набирать силу еще с осени 2007 года, когда начался кризис ликвидности.

Наша страна встретила кризис при наличии  обширного слоя бедных и при небывало высокой дифференциации доходов, огромном разрыве в уровне доходов бедных и богатых. Если, например, в странах Западной Европы средний доход 10 % богатых семей превышает средний доход 10 % самых бедных семей в среднем в 6–8 раз, то в России этот показатель в первый год кризиса поднялся с 13–14 до 17,5 раза. Наибольшие трудности в такие сложные времена испытывают малообеспеченные семьи. Больше всего они страдают от инфляции, которую подхлестывают правительственные решения о повышении квартплаты, значительном повышении цен на газ, электричество и другие коммунальные услуги. Ведь в малообеспеченных семьях доля расходов на коммунальные услуги вдвое выше, чем в зажиточных семьях, и повышение цен в этом секторе на них сказывается наиболее болезненно. И это в дополнение к более высокой (20 %) инфляции продовольственных товаров, покупки которых преобладают в бюджетах малообеспеченных семей. Рост курса доллара ведет к удорожанию импортной продукции, в том числе и дешевой импортной продукции, которой малообеспеченные слои населения широко пользуются. В последние годы все больше внимания уделялось вопросам становления в России среднего класса, но в условиях наступившего кризиса ипотека практически сошла на нет, автокредиты подорожали и резко сократились, цены на автомобили (в рублях) повысились, в том числе из-за большого роста курса доллара и евро. И средний класс попал в ловушку, тем более что ее представители намного активнее, чем другие, пользовались кредитами, имея возможность их оплатить за счет обещанных бонусов, приближающихся премий и т. д. Кризис сломал всю эту ситуацию, и средний класс оказался размытым. Его возможности резко уменьшились, возникли непредвиденные трудности с выплатами долга. Это свидетельствует о неподготовленности к кризису в социальной сфере.

Неожиданным для всех явилось значительное ускорение инфляции в первый период кризиса (с июля 2007 до августа 2008 г.) В 2007 г. инфляция составила 11,9%, в 2008 г. - 13,3%. С октября 2008 г., когда рост общественного производства прекратился, стала расти безработица, а инфляция в годовом выражении превысила 13 %, Россия вступила в полосу полноценного финансово-экономического кризиса, характеризующегося стагфляцией. Стагфляция – это новый экономический феномен, появившийся в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Он характеризует своеобразный и крайне противоречивый процесс, когда стагнация или спад производства и связанный с этим рост безработицы происходят в условиях значительного роста цен – в условиях повышенной инфляции. У нас идет стагфляция с высокими кредитными ставками. Центральный банк России – едва ли не единственный из всех центральных банков известных стран, который 6 раз повышал ставку рефинансирования в 2008 г. (Приложение Г) с целью обуздать инфляционные процессы, в то время как все другие страны ее непрерывно понижали. Учетные ставки центральных банков составляли к началу 2009 г.: в США – 0–0,25 %; в Европе – 2 %; в Великобритании – 1 %; в Японии – 0,3 %,а в России – 13 %. Это привело к ужесточению требований к заемщикам и сокращению выдачи кредитов. Серьезным испытанием для ориентированных на потребительский спрос компаний стало и начавшееся замедление роста доходов населения.

В отличие от большинства  других стран Россия накануне кризиса  обладала огромными финансовыми  резервами. Золотовалютные резервы Центрального банка достигли в сентябре 2008 г. максимума в 597 млрд долларов, а профицит бюджета еще 70 млрд долларов. По объему резервов мы уступали Японии (размер резервов около 1 трлн долларов) и Китаю (около 2 трлн долларов). Четвертое место занимал Тайвань. Резервы казались необъятными. Но всего за несколько месяцев кризиса в России они стали таять буквально на глазах. Размер золотовалютных резервов всего за полгода кризиса в России сократится почти вдвое – с 597 млрд до 300 млрд долларов (с учетом помощи госбюджету). Дефицит бюджета в России в первую очередь связан с резким снижением цен на нефть и газ, которые формировали до 50 % федерального бюджета. Выделялись немалые средства, и прежде всего за счет имеющихся валютных резервов. Особенно это относится к оказанию помощи предприятиям и организациям, прежде всего Газпрому, «Роснефти» и другим госорганизациям в возврате огромных зарубежных долгов. В первый период кризиса, в частности в 2008 г., темп инфляции возрастает прежде всего еще из-за того, что на борьбу с кризисом бросают дополнительные средства, и сумма денег в обращении увеличивается [6].

Аналитики, опрошенные агентством "Интерфакс", считают, что причинами  высокой инфляции в 2008 году стали  масштабный приток капитала в 2007 году и первой половине 2008 года, высокий рост тарифов на услуги монополий и существенный рост бюджетный расходов.

Экономист "Тройки Диалог" Антон Струченевский также полагает, что "высокая инфляция стала следствием проводимой бюджетной политики, существенным ростом госрасходов. Проблема инфляции в 2008 году объясняется слишком щедрым бюджетом".

Усугубила положение вторая волна финансового кризиса, связанная с невозвратами кредитов (сентябрь 2008 г. - 2009 г.) - кризис ликвидности.

Потребительские цены на товары и услуги в 2009 году показали самый небольшой рост за всю новейшую историю России с момента распада СССР. По опубликованным данным «Росстата», за декабрь цены выросли на 0,4%. Таким образом, за весь год инфляция составила 8,8%. Инфляция за декабрь 2009 года и год в целом являются историческим минимумом с 1991г.

Таблица 1 – Индекс потребительских цен в России за период с 2008 – 2009 гг, прогноз инфляции на 2013 г  по данным Минэкономразвития

Год

Индекс потребительских цен, %

2008

13,3%

2009

8,8%

2010

6-7%

2011

6-7%

2012

5,5-6,5%

2013

5-6%

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в РФ