Инфляция и антиинфляционная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

В международной практике в зависимости от величины роста цен принято делить инфляции на:
1. Нормальная инфляция (рост цен сопровождает рост совокупного спроса и экономики, поэтому незначительное ежегодное повышение цен, при-мерно, на 3-5% не вызывает беспокойства)
2. Ползучая инфляция (когда средний темп прироста цен составляет – 10-20%. Этот вид инфляции уже вызывает серьезное беспокойство, так как существенно сказывается на доходах людей и совокупном спросе. Люди начинают больше приобретать продуктов в запас, по более низким ценам).
3. Галопирующая инфляция – это опасная инфляция, разрушающая экономику (когда средний темп прироста цен составляет – 20-200%). Доходы людей быстро обесцениваются и они стремятся покупать больше товаров впрок – это увеличивает СС и подстегивает инфляцию (инфляция кормит сама себя).
4. Гиперинфляция (когда средний темп прироста цен составляет –500 или 1000%. Международный Валютный Фонд за гиперинфляцию принимает - 50%, рост цен в месяц ). Цены, при это виде инфляции, могут расти за час или за несколько часов, то есть в течение дня меняться 2, 3 раза. Производство останавливается, безработица становиться массовой и создаются условия для революционных переворотов.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и виды инфляции. 5
1.1 Определение инфляции, ИПЦ. 5
1.2 Виды инфляции 8
2.Причины и последствия инфляции. 9
2.1 Инфляция спроса 10
2.2 Инфляция издержек, или инфляция предложения. 13
2.2.1 Инфляция, вызванная повышением зарплаты. 14
2.2.2 Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения. 14
2.3 Последствия инфляции 18
3 Инфляция в Российской Федерации. 19
3.1 История инфляции в России 19
3.3 Особенности инфляционного процесса в РФ 19
4.Борьба государства с инфляцией 27
4.1Антиинфляционная политика 28
4.2Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ. 30
4.3Ситуация и перспективы по борьбе с инфляцией на 2008 год 32
Вывод 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов  инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции резко возросли.

В 1992 году Правительство  России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации  цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

В 1993 году сохранялся высокий  уровень инфляции (в среднем 22% в  месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.

Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.

Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная  ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.

Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в  месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты. Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции помогла компенсировать убытки.

Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению  с предшествующими годами, инфляция вес равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике.

К 1998 году ситуация, как  казалось, стабилизировалась, но на самом  деле иллюзия стабильности была обманчива. Страна, по существу, объявила себя банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствий краха, естественно, стал рост цен. Потребительские цены выросли только за сентябрь 1998г. на 38%, за октябрь на 5%. В общей сложности за 1998 г. рост цен превысил 60%. Основные причины - это и несоответствие проводимой антиинфляционной политики, и не желание реформаторов сопоставить реформы с социально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием в обществе. Следствием разбалансированности экономики и политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.

В 2000 году, с приходом к власти новой команды правительства  уровень инфляции удалось взять  под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 - 18,6%, в 2002 – 15,1%, а в 2003 году – всего 12% Снижению инфляции в

 

Особенности инфляционного  процесса в РФ

 

Обобщая результаты исследования инфляционных процессов в процессе рыночной трансформации российской экономики, можно выделить следующие  особенности инфляции.

1) С позиции характеристики  типов инфляции следует отметить, что инфляция спроса, которая преобладала на начальном этапе рыночных преобразований в России, в результате либерализации цен и проведения жесткой денежной политики преобразовалась в 1990-е годы в инфляцию издержек, которая происходила в условиях спада производства и роста безработицы. С конца 1990-х годов повысилось значение инфляции спроса, которая сочеталась с инфляцией издержек. В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в российской экономике.

Корни возникновения  инфляции издержек в переходной экономике  лежат в недалеком прошлом, а  ее механизм постоянно подпитывается  современным типом экономического развития страны, ее экономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а также закрытость, относительную изолированность российской экономики от мирового рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка. Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и, прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин). Экономическая политика России имеет другую направленность - скорейшей либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслей останется основным генератором инфляции издержек в современной переходной экономике. Наличие в российской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, а также довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.

2) Монетарные факторы  инфляции, играющие значительную  роль в развитии инфляционных процессов в развитой рыночной экономике, в России не оказывали значительного влияния на инфляцию.

3) Инфляционные процессы  в трансформируемой экономике  России представляют собой несбалансированную инфляцию. Это нашло отражение как в опережающих темпах роста цен на материальные ресурсы, так и цен на платные услуги.

4) На протяжении всего  периода рыночных преобразований  в российской экономике проявлялось  действие внешнеэкономической инфляции, связанной с динамикой валютного  курса, чистого экспорта, мировых  цен на вывозимую продукцию, структурой экспорта и импорта. В наибольшей степени она проявилась после августовского кризиса 1998 г. и в последующий период в связи с ростом мировых цен на топливно-энергетические ресурсы.

5) В трансформируемой  экономике России наблюдалась  скрытая инфляция, связанная с задолженностью государства по заработной плате работникам бюджетных организаций и социальным трансфертам населению, и частных фирм по оплате труда наемным работникам. Вследствие значительной суммы долгов по зарплате в 1990-е годы официальные темпы инфляции были ниже потенциальных, которые были бы при своевременном поступлении доходов населению.

6) Инфляция в России  происходила в 1990-е годы при  значительном сокращении совокупного спроса субъектов экономики. Произошло уменьшение всех элементов совокупного спроса, за исключением чистого экспорта: потребительских расходов домашних хозяйств, валовых частных инвестиций, государственных расходов, что также подтверждает решающую роль немонетарных факторов инфляции в России. Снижение потребительских расходов было связано с обесценением личных сбережений, накопленных в СССР в результате либерализации цен, и уменьшением текущих реальных доходов населения. Существенное сокращение инвестиционных расходов фирм в 1990-е годы было обусловлено значительным удельным весом убыточных предприятий, высоким уровнем налогов и процентных ставок, вывозом капитала, инфляционными ожиданиями. Существенное сокращение государственных расходов было связано с сокращением налогооблагаемой базы предприятий, уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов, присвоением в результате приватизации значительной части природной ренты частными собственниками.

7) Значительное влияние  на инфляционные процессы в  России оказывает теневая экономика. Ее воздействие обусловлено прежде всего тем, что в связи с неуплатой налогов в этой сфере относительно увеличивается совокупный спрос в экономике. Кроме того, сокращаются доходы государственного бюджета и возможность при соответствующих экономических условиях возникновения его дефицита.

8) Инфляционные процессы  в России усилили процесс существенной  дифференциации доходов населения  в результате реализации программы  приватизации государственного имущества. Коэффициент дифференциации доходов в России (в 2004 г. – 15,0 раз) значительно превышает его значение в развитых странах (3–8 раз) и бывших странах с плановой экономикой Восточной и Центральной Европы (4,5–5,5 раз).

9) В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым "открытием" экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.

.

Традиционное представление  об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.

Неполная загрузка производственных мощностей во многих отраслях российской экономики позволяет использовать факторы увеличения спроса для замедления инфляции в результате более полного использования незагруженных мощностей и снижения на этой основе средних и предельных издержек, роста объемов национального производства и совокупного предложения продукции.

10) В системе мер  по борьбе с инфляцией в 1990–е годы преобладали монетарные методы регулирования, которые по-прежнему являются определяющими в государственной экономической политике. Жесткая денежная политика в 1990-е годы нашла отражение в существенном снижении коэффициента монетизации, развитии бартерных сделок и взаимозачетов. Вместе с тем она привела к значительному спаду производства и резкому сокращению инвестиций в основной капитал. В 2000–е годы возросло значение финансовой политики в сокращении влияния факторов инфляции издержек, что выразилось в снижении ставок налогов и формировании профицитного государственного бюджета.

11) Антимонопольная политика  как средство регулирования инфляционных процессов характеризуется недостаточной эффективностью действия, что проявляется в опережающих темпах роста цен на продукцию естественных монополий по сравнению с темпами инфляции.

  1. Борьба государства с инфляцией

 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.

    1. Антиинфляционная политика

 

Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины  инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

  • уменьшение денежной эмиссии;
  • повышение учетной ставки по сбережениям населения;
  • сокращение государственных расходов;
  • повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.

Если инфляционная спираль  раскручивается в результате роста  издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать  инвестиции. А поскольку правительства  развитых стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение налоговых ставок.

Как показывает мировая  практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России