Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:15, курсовая работа
В международной практике в зависимости от величины роста цен принято делить инфляции на:
1. Нормальная инфляция (рост цен сопровождает рост совокупного спроса и экономики, поэтому незначительное ежегодное повышение цен, при-мерно, на 3-5% не вызывает беспокойства)
2. Ползучая инфляция (когда средний темп прироста цен составляет – 10-20%. Этот вид инфляции уже вызывает серьезное беспокойство, так как существенно сказывается на доходах людей и совокупном спросе. Люди начинают больше приобретать продуктов в запас, по более низким ценам).
3. Галопирующая инфляция – это опасная инфляция, разрушающая экономику (когда средний темп прироста цен составляет – 20-200%). Доходы людей быстро обесцениваются и они стремятся покупать больше товаров впрок – это увеличивает СС и подстегивает инфляцию (инфляция кормит сама себя).
4. Гиперинфляция (когда средний темп прироста цен составляет –500 или 1000%. Международный Валютный Фонд за гиперинфляцию принимает - 50%, рост цен в месяц ). Цены, при это виде инфляции, могут расти за час или за несколько часов, то есть в течение дня меняться 2, 3 раза. Производство останавливается, безработица становиться массовой и создаются условия для революционных переворотов.
Введение 3
1 Понятие и виды инфляции. 5
1.1 Определение инфляции, ИПЦ. 5
1.2 Виды инфляции 8
2.Причины и последствия инфляции. 9
2.1 Инфляция спроса 10
2.2 Инфляция издержек, или инфляция предложения. 13
2.2.1 Инфляция, вызванная повышением зарплаты. 14
2.2.2 Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения. 14
2.3 Последствия инфляции 18
3 Инфляция в Российской Федерации. 19
3.1 История инфляции в России 19
3.3 Особенности инфляционного процесса в РФ 19
4.Борьба государства с инфляцией 27
4.1Антиинфляционная политика 28
4.2Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ. 30
4.3Ситуация и перспективы по борьбе с инфляцией на 2008 год 32
Вывод 31
Список литературы 32
В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.
Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. В частности, принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции за несколько месяцев.
За последние десять лет многие страны добились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль в 1985г., Мексика в 1987г., Польша в 1990г., Аргентина в 1991г., Эстония в 1992г.). Их опыт показывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрый экономический рост и падение безработицы.
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.
Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. и от обесценения в результате готовящегося повышения цен.
В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы.
Инфляция в РФ в 2007
составила 11,9%, а в декабре 2007 года
составила 1,1%. Между тем, изначальный
прогноз правительства
Целиком за 2007 год рост цен был равен 11,9%, что незначительно ниже последнего официального прогноза - 12%. Отметим, что инфляция в прошлом году оказалась выше, чем в 2006 году (9%), в 2005 году (10,9%), в 2004 году (11,7%), и немного ниже роста цен в 2003 году (12%). В декабре 2006 года цены повысились на 0,8%. Консенсус-прогноз по инфляции, составленный "Интерфаксом" в конце декабря, предполагал рост цен в декабре в 1,3%, в целом за год - 12%.
По сравнению с ноябрем в декабре замедлились темпы роста цен на большинство групп продовольственных товаров. В ноябре значительно ускорился темп роста цен на бензин - до 3,6% с 2,3% в ноябре. Тарифы на услуги пассажирского транспорта после повышения в ноябре на 1,2% в декабре резко подорожали на 3,8%.
13 декабря был опубликован "План мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007–2008 годы", подготовленный Министерством экономического развития и торговли. В нем представлены разработки по борьбе с растущей инфляцией. Несмотря на то, что реальный уровень инфляции в текущем году значительно превысил прогнозируемый (реальные 12% против предполагавшихся 7–8%), программа не рассчитана на принятие каких-либо срочных мер. Основные положения плана будут приведены в действие во втором квартале 2008 года.
Ситуация в целом совсем не такая радужная, какой рисуют её политики с экранов ТВ и со страниц газет. Резкий рост цен начался в конце декабря и продолжается. Растут цены на ГСМ, что еще более подстегнет рост цен в других отраслях. Цифры Роскомстата не отражают действительность, так как являются усредненными. Грубо говоря, бутылка масла стоила в ноябре 38 р., а в конце января – 50-55 р., а это около 50 % удорожания. По моему мнению, правительство не выполнило задачи, поставленным президентом. Впрочем, чиновники это осознают и готовят на вторую половину 2008 года целый комплекс серьезных мер по борьбе с инфляцией. Создана спецгруппа в правительстве для решения этого важнейшего вопроса. Ведомства и министерства предлагают различные комплексы мер по ”укрощению” инфляции в этом году.
Однако все это похоже на борьбу со стихией, а не на выполнение госаппаратом своих прямых обязанностей. Вдруг нежданно – негаданно обрушилась на нас инфляция и мы бросаем все силы на борьбу с ней, как ЖКХ зимой после снегопада. Очень хочется чтобы, правительство наше усердно работало каждый день, не крича на каждом углу о своих усилиях, и чтобы обещания заменялись реальными, заметными каждому жителю государства фактами. А пока, проезжая мимо автозаправочной станции или заходя в магазин, хочется только выругаться покрепче. Появляется опять тот страх перед будущим, который неотступно преследовал всех не так давно и стал затихать после прихода к власти В. В. Путина. Остается, как всегда, работать и надеяться на лучшее.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России