Инфляция и антиинфляционная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в России, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.

Содержание работы

Введение - 1
Часть 1. Сущность и причины инфляции 3
1.1. Понятие инфляции и закономерность инфляционного
процесса 3
1.2. Основные причины инфляционного роста цен - 6
1.3. Альтернативные концепции инфляции - 8
1.4. Уровни и типы инфляции - 11
1.5. Антиинфляционная политика - 13
Часть 2. Инфляция и антиинфляционная политика в Российской
Федерации - 17
2.1. История инфляции в России - 17
2.2. Особенности инфляционного процесса в РФ - 22
2.3. Этапы формирования и модель антиинфляционной
политики в РФ - 28
2.4. Инфляция России на 2012 год 32
Заключение - 34

Файлы: 1 файл

Инфляция и антиинфляционная политика в России 13.docx

— 60.83 Кб (Скачать файл)

– Кредитная экспансия  банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994 г. объем кредитов, предоставленных  Банком России Правительству, составил 27665 млрд. руб. или 38,9% его сводного баланса;

– Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота  при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом;

– Чрезмерные инвестиции в  тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются  элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает  дополнительные денежный эквивалент.

2) Инфляция издержек

Это явление выражается в  росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут  стать:

– олигополистическая практика ценообразования,

– экономическая политика государства,

– рост цен на сырье и  т.д.

Инфляция издержек характеризуется  воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

– Лидерство в ценах. Оно  наблюдалось с середины 60-х годов  до 1973 года, когда крупные компании отраслей при формировании и изменении  цен ориентировались на цены, установленные  крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.

– Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих  условий воспроизводства, вызванное  как циклическими, так и структурными кризисами.

– Возросшее значение сферы  услуг. Оно характеризуется, с одной  стороны, более медленным ростом  производительности труда по сравнению  с отраслями материального производства, а с другой – большим удельным весом заработной платы в общих  издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг  во второй половине 60-х – начале 70-х годов стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные  товары.

– Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу  продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций  не позволяют крупным компаниям  снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования  крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста  цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата – цены".

– Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание  нефти и других энергоресурсов. В  результате, если в 60-е годы среднегодовой  рост мировых цен на продукцию  промышленно развитых стран составлял  всего 1,5%, то в 70-е годы – более 12%.

На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого. Они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек.

Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это  происходит потому, что они связаны  между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой  продукции.

Инфляция считается опасной  болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, т.к. они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.  Уровни и типы  инфляции

 

В теории и практике различают  несколько уровней инфляции, которые  можно квалифицировать следующим  образом (табл. 1.1)

Таблица 1.1

Изменение цен за год в % до

Индекс инфляции за год (разы)

Название уровня инфляции

1

1.01

низкая

10

1.1

ползучая

100

2

галопирующая

1 000

11

гиперинфляция

10 000 и более

101

суперинфляция


Небольшая инфляция считается  допустимой и даже полезной, потому что способствует росту активности владельцев денег, побуждая их вкладывать в прибыльные мероприятия, поскольку  деньги, находящиеся без движения, быстро теряют в цене.

Остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и  действующих в экономике уровнях инфляции.

1. Ползучая инфляция

Это инфляция, темпы роста  цен в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство – как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.

2. Галопирующая  инфляция

Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год.

Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство  сделок и контрактов учитывает такой  рост цен.

3. Гиперинфляция

Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег  обращения и уровня цен. Современный  рекорд принадлежит Никарагуа: во время  гражданской войны среднегодовой  рост цен в этой стране достиг 33 000%.

В условиях гиперинфляции  наносится огромный ущерб населению: целые слои населения лишаются богатств в результате обесценивания денег, урон наносится даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство. Само производство и социальный порядок дезорганизуются. Должники требуют с кредиторов уплаты по обязательствам в обесцененных деньгах. Наступает расцвет спекуляции. Население стремиться как можно быстрее истратить получаемые деньги, пока цены не подскочили. И именно подобные действия подстегивают цены дальше.

Все эти три типа относятся  к так называемой открытой инфляции.

Существуют также подавленная инфляция, при которой рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.

Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего  СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном  состоянии и проявлялась в  дефицитах и прогрессирующем  снижении качества продукции. Ситуация кардинально изменилась при переходе страны на рыночные рельсы и произошедшими в этой связи процессами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Антиинфляционная политика.

 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется  сдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения  рынка товарами. Управление инфляцией  предполагает использование комплекса  мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты  управления процессом, применяемые  в странах Запада, различаются  в зависимости от характера и  уровня инфляции, особенностей хозяйственной  обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально  развитых странах (в частности, в  США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после  периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких  пределах.

Целью антиинфляционной политики является установление контроля над  инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины  инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

  • уменьшение денежной эмиссии;
  • повышение учетной ставки по сбережениям населения;
  • сокращение государственных расходов;
  • повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.

Если инфляционная спираль  раскручивается в результате роста  издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать  инвестиции. А поскольку правительства  развитых стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение налоговых ставок.

Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки  помогает программа стабилизации, которая  включает набор взаимосвязанных  мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как  правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства  и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные  меры:

  • сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
  • повышение налогов;
  • снижение объемов кредитования коммерческих банков;
  • увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
  • повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
  • фиксация обменного курса национальной валюты.

В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой  требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов  является крайне непопулярным шагом  любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому  она должна быть скомпенсирована  увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить  ее работать, так как на этом тернистом  пути существует опасность возврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных  расходов вносить изменения в  экономическое законодательство. Это  касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты  правительству или коммерческим банкам. В частности, принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции за несколько  месяцев.

За последние десять лет  многие страны добились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль  в 1985г., Мексика в 1987г., Польша в 1990г., Аргентина в 1991г., Эстония в 1992г.). Их опыт показывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрый экономический рост и падение безработицы.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста  цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий  «нефтяного шока», ударившего по экономике  США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены  требования к размерам резервных  фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного, роста  цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979г. они снизились до 4% спустя примерно три года — в 1982 г. Как свидетельствует  опыт, остановить инфляцию с помощью  одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная  реформа, направленная на преодоление  возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Инфляция может носить монетарный или преимущественно  структурный характер, ее источниками  могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может  стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство  от дешевых денег) или неоправданным  снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Инфляция и антиинфляционная политика в Российской Федерации.

2.1. История  инфляции в России

 

Инфляция в России имела  место не только в новейшей истории  страны, в четко выраженных формах она проявляется, по крайней мере, в третий раз. Сначала это было в период первой мировой войны, последовавшей  за ней гражданской, в годы послевоенного  восстановления, завершившегося на первом этапе НЭПа (1914-1924г.). Второй раз инфляция проявилась уже в советское время  – в годы индустриализации и формирования системы централизованного планирования, фактически на протяжении всех довоенных  пятилеток, в годы Великой Отечественной  войны и начале послевоенного  восстановления (1928-1947г.), по существу в  течение двух десятилетий. Третий раз  она проявилась в период экономических  реформ, направленных на воссоздание  рыночной экономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распада СССР (1992-1996г.).

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России