Инфляция и антиинфляционная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в России, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.

Содержание работы

Введение - 1
Часть 1. Сущность и причины инфляции 3
1.1. Понятие инфляции и закономерность инфляционного
процесса 3
1.2. Основные причины инфляционного роста цен - 6
1.3. Альтернативные концепции инфляции - 8
1.4. Уровни и типы инфляции - 11
1.5. Антиинфляционная политика - 13
Часть 2. Инфляция и антиинфляционная политика в Российской
Федерации - 17
2.1. История инфляции в России - 17
2.2. Особенности инфляционного процесса в РФ - 22
2.3. Этапы формирования и модель антиинфляционной
политики в РФ - 28
2.4. Инфляция России на 2012 год 32
Заключение - 34

Файлы: 1 файл

Инфляция и антиинфляционная политика в России 13.docx

— 60.83 Кб (Скачать файл)

В менее отчетливых формах инфляция наблюдалась в советской  экономике практические постоянно  с 1955 г., хотя и в скрытой форме. Негативные черты централизованной экономики требовали огромных расходов, которые нельзя было нести, не прибегая к инфляции. Одной из ошибок планоцентрализованной экономики была ошибочная концепция о неприменимости к ней самого понятия “инфляция” и о неуклонном повышении покупательной способности рубля. Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны были связаны с развитием и модернизацией добывающих отраслей - нефти и газа, что недопустимо, поскольку в отношении сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не может быть перспективной. В общем, экономическая политика административно-командной системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала.

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов  инфляции. В России, как и в  большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции резко возросли.

В 1992 году Правительство  России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации  цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой  нарастания платежного кризиса жесткая  финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос  на валюту повысился, валютные резервы  были исчерпаны за короткий срок и  курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

В 1993 году сохранялся высокий  уровень инфляции (в среднем 22% в  месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса  доллара то ускорялся до 15-20% в  месяц, то снижался почти до нуля.

Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная  способность доллара снизилась  до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось  вытеснение отечественных товаров  импортными.

Весной 1994 года инфляция снизилась  до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.

Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц  летом при запланированном 15%-ном  среднемесячном росте цен), что привело  к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты. Инфляционная волна, поднятая летней кредитной  эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции помогла  компенсировать убытки.

В 1995 году правительство  сделало еще несколько шагов  вперед в управлении финансами. Повышение  норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело  к увеличению продажи валюты, что  стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.

Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко  сократился рост внебиржевых оптовых  цен. Сохранился относительно высокий  рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий  рост оптовых цен по сравнению  с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 - 1994 и 130% - в 1995 году.

Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в  динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась  общая тенденция последовательного  снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских  цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен  предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.

Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная  инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и  услуг) превратилась в открытую.

Перевод инфляции из подавленной  форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен  на товары и услуги в десятки и  сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года по данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже более 50 %, то есть экономик страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция вес равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике.

К 1998 году ситуация, как казалось, стабилизировалась, но на самом деле иллюзия стабильности была обманчива. Страна, по существу, объявила себя банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии  осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а  российские банки не в состоянии  погасить свои обязательства перед  вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствий краха, естественно, стал рост цен. Потребительские  цены выросли только за сентябрь 1998г. на 38%, за октябрь на 5%. В общей  сложности за 1998 г. рост цен превысил 60%. Основные причины - это и несоответствие проводимой антиинфляционной политики, и не желание реформаторов сопоставить  реформы с социально-политической обстановкой и реальным экономическим  состоянием в обществе. Следствием разбалансированности экономики и  политической нестабильности явилось  усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.

В январе 1999 г. рост потребительских  цен составлял 8,5%, в феврале - 4,1%, в марте - 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением платежеспособного  спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов  населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997 г.), контролем  за денежной эмиссией и динамикой  денежных агрегатов относительной  стабилизацией валютного курса  рубля. Однако за первые восемь месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5%.

В 2000 году, с приходом к  власти новой команды правительства  уровень инфляции удалось взять  под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 - 18,6%, в 2002 – 15,1%, а в 2003 году – всего 12% Снижению инфляции в немалой  мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2003 гг. С 2002 года повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции.

В 2005 году темпы инфляции несколько замедлились (10,9 процента) по сравнению с 2004 годом (11,7 процента), хотя целевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим. Прогнозом социально-экономического развития России на 2006 год установлено, что потребительская инфляция должна составить не более 8,5 процентов, но с учетом высокого роста потребительских  цен в первом квартале года Минэкономразвития  РФ скорректировал прогноз и назвал новую цифру – не более 10%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности инфляционного процесса в РФ

 

Обобщая результаты исследования инфляционных процессов в процессе рыночной трансформации российской экономики, можно выделить следующие  особенности инфляции.

1) С позиции характеристики  типов инфляции следует отметить, что инфляция спроса, которая  преобладала на начальном этапе  рыночных преобразований в России, в результате либерализации цен  и проведения жесткой денежной  политики преобразовалась в 1990-е  годы в инфляцию издержек, которая  происходила в условиях спада  производства и роста безработицы.  С конца 1990-х годов повысилось  значение инфляции спроса, которая  сочеталась с инфляцией издержек. В отраслевом разрезе особенно  выделяется в этом отношении  топливно-энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек  в российской экономике.

Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономике  лежат в недалеком прошлом, а  ее механизм постоянно подпитывается  современным типом экономического развития страны, ее экономической  политикой. Следует вспомнить систему  планового ценообразования, а также  закрытость, относительную изолированность  российской экономики от мирового рынка. В системе планового ценообразования  была заложена концепция дешевых  ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка. Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и, прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин). Экономическая политика России имеет другую направленность - скорейшей либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслей останется основным генератором инфляции издержек в современной переходной экономике. Наличие в российской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, а также довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.

2) Монетарные факторы  инфляции, играющие значительную  роль в развитии инфляционных  процессов в развитой рыночной  экономике, в России не оказывали  значительного влияния на инфляцию.

3) Инфляционные процессы  в трансформируемой экономике  России представляют собой несбалансированную  инфляцию. Это нашло отражение  как в опережающих темпах роста  цен на материальные ресурсы,  так и цен на платные услуги.

4) На протяжении всего  периода рыночных преобразований  в российской экономике проявлялось  действие внешнеэкономической инфляции, связанной с динамикой валютного  курса, чистого экспорта, мировых  цен на вывозимую продукцию,  структурой экспорта и импорта.  В наибольшей степени она проявилась  после августовского кризиса  1998 г. и в последующий период  в связи с ростом мировых  цен на топливно-энергетические  ресурсы.

5) В трансформируемой  экономике России наблюдалась  скрытая инфляция, связанная с  задолженностью государства по  заработной плате работникам  бюджетных организаций и социальным  трансфертам населению, и частных  фирм по оплате труда наемным  работникам. Вследствие значительной  суммы долгов по зарплате в  1990-е годы официальные темпы  инфляции были ниже потенциальных,  которые были бы при своевременном  поступлении доходов населению.

6) Инфляция в России  происходила в 1990-е годы при  значительном сокращении совокупного  спроса субъектов экономики. Произошло  уменьшение всех элементов совокупного  спроса, за исключением чистого экспорта: потребительских расходов домашних хозяйств, валовых частных инвестиций, государственных расходов, что также подтверждает решающую роль немонетарных факторов инфляции в России. Снижение потребительских расходов было связано с обесценением личных сбережений, накопленных в СССР в результате либерализации цен, и уменьшением текущих реальных доходов населения. Существенное сокращение инвестиционных расходов фирм в 1990-е годы было обусловлено значительным удельным весом убыточных предприятий, высоким уровнем налогов и процентных ставок, вывозом капитала, инфляционными ожиданиями. Существенное сокращение государственных расходов было связано с сокращением налогооблагаемой базы предприятий, уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов, присвоением в результате приватизации значительной части природной ренты частными собственниками.

7) Значительное влияние  на инфляционные процессы в  России оказывает теневая экономика.  Ее воздействие обусловлено прежде всего тем, что в связи с неуплатой налогов в этой сфере относительно увеличивается совокупный спрос в экономике. Кроме того, сокращаются доходы государственного бюджета и возможность при соответствующих экономических условиях возникновения его дефицита.

8) Инфляционные процессы  в России усилили процесс существенной  дифференциации доходов населения  в результате реализации программы  приватизации государственного  имущества. Коэффициент дифференциации  доходов в России (в 2004 г. –  15,0 раз) значительно превышает  его значение в развитых странах  (3–8 раз) и бывших странах  с плановой экономикой Восточной  и Центральной Европы (4,5–5,5 раз).

9) В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым "открытием" экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.

Взаимосвязь спада производства и инфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут издержки на единицу  продукции, поскольку существенную их долю составляют "фиксированные  затраты". В частности, спад не сопровождался  адекватным сокращением численности  занятых. Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.

Традиционное представление  об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России