Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:51, контрольная работа
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
Целью данной работы является рассмотрение важнейшей функции Центрального банка - разработки и реализации денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-кредитного регулирования.
Введение……………………………………………………………………..….3
1.Денежно-кредитная политика…………………………………………….…4
1.1 Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, используемые Банком России………………........6
2.Разработка и реализация денежно-кредитной политики в РФ……...……18
Заключение…………………………………………………………….………19
Список использованной литературы……………………..…...…………..…20
УНИВЕРСИТЕТ» В Г. АНАДЫРЕ
Контрольная работа
Дисциплина: ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦБР
Тема: Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, используемые Банком России. Разработка и реализация денежно-кредитной политики в РФ.
Вариант: № 4
Выполнил студент: 09.01.2013. (дата) ______________________ (подпись) |
2013 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Денежно-кредитная политика…………………………………………….…4
1.1 Инструменты и методы денежно-кредитного
регулирования,
используемые Банком России…………………………………………….......
2.Разработка
и реализация денежно-
Заключение……………………………………………………
Введение
Центральный банк
- центральное звено денежно-
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Без верной денежно-кредитной политики, экономика не может эффективно функционировать.
Целью данной работы является рассмотрение важнейшей функции Центрального банка - разработки и реализации денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-кредитного регулирования.
1.Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики — поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.
В современных
условиях в основе ДКП большинства
стран лежит принцип «
*политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;
*политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.
Методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные.
Общие (косвенные) методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: регулирование официальной процентной ставки (ставки рефинансирования), управление обязательными резервами, операции на открытом рынке с ценными бумагами.
Селективные (прямые) методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики.
Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Методы контроля и регулирования денежной массы включают:
*установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;
*определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);
*операции на открытом рынке;
*рефинансирование банков и кредиты правительству;
*валютные интервенции;
*операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;
*установление целевых ориентиров роста денежной массы;
*количественные кредитные ограничения;
*эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).
Официальная процентная ставка предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:
- ставка учетного процента — условия, на которых ЦБ РФ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у коммерческих банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, так как векселя покупаются до наступления срока платежа по ним. Поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы — эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету — редисконтированием;
-процентная ставка по ломбардным операциям — кредитам под залог ценных бумаг. Такой кредит, как правило, краткосрочный (3-6 месяцев); объект регулирования в данном случае — не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).
Значение этого инструмента состоит в следующем:
- регулируя уровень процентных ставок по своим операциям, ЦБ РФ влияет на величину денежной массы через управление депозитной базой коммерческих банков, их спросом на кредит;
-официальная процентная ставка оказывает косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с рынком кредитных ресурсов. При этом официальная процентная ставка может отклоняться от рыночной в ту или иную сторону.
В отечественной
практике официальная ставка ЦБ РФ
как метод денежно-кредитного регулирования
начала использоваться с 1988 г. одновременное
началом децентрализации
Ставка рефинансирования — это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. Реформирование банковской системы, развитие межбанковского кредитного рынка, самостоятельность банков в проведении кредитной политики привели к отказу от административных методов регулирования процентных ставок. Развитие рынка ценных бумаги вексельного обращения позволили расширить понятие официальной процентной ставки в российской практике денежно-кредитного регулирования. В частности, в новом законодательстве о Банке России зафиксировано, что под рефинансированием коммерческих банков понимаются как прямые кредиты, так и учет и переучет векселей.
К инструментам денежно-кредитного регулирования отнесены и процентные ставки по операциям Банка России, в том числе по краткосрочным кредитам под обеспечение ценными бумагами. Списки ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов, определяются Советом директоров Банка России.
Центральным банком РФ разработан порядок представления переучетных и ломбардных кредитов.
Переучетный кредит - это предоставление Банком России кредита коммерческому банку путем покупки у него векселей предприятий-поставщиков по установленной ставке переучетного кредита. Кредит предоставляется на основании договора о вексельном кредитовании, заключенного с коммерческим банком. Требования к векселям, предъявленным к переучету, состоят в следующем:
*это должны быть простые векселя предприятий-поставщиков, составленные по единой форме;
*вексельная сумма (номинал векселя) должен быть не менее 100 млн руб.;
*векселями должны быть платежеспособные предприятия, имеющие расчетный счет в данном коммерческом банке;
*вексель должен быть выписан под реально произведенную отгрузку товаров или оказание услуг, т.е. должен быть товарным.
По требованию Банка России коммерческий банк должен представлять информацию о товарной основе векселя: договор поставки продукции, оказания услуг, отгрузочные документы. Цель данного условия состоит в ограничении возможности эмиссии денег под финансовые долговые обязательства, во взаимосвязи эмиссии кредитных денег и потребностей товарооборота.
Кредиты предоставляются на условиях обратного выкупа векселей. Срок, на который Банк России покупает векселя у коммерческих банков, составляет от 10 до 90 дней. Операция обратного выкупа векселей коммерческим банком проводится не позднее чем за два рабочих дня до наступления срока платежа по векселю.
С 1996 г. Банк России предоставляет коммерческим банкам ломбардные кредиты в целях регулирования их ликвидности.
Ломбардный кредит предоставляется под залог государственных ценных бумаг в двух вариантах:
*путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке;
*через проведение аукциона заявок банков но сложившейся на аукционе ставке отсечения.
Кредит предоставляется банком на срок до 30 календарных дней. Банк России обеспечивает учет ценных бумаг, принимаемых в залог в качестве обеспечения ломбардного кредита в специальном депозитарии (депозитарий — это специальная организация, обеспечивающая хранение ценных бумаг и учет прав собственности на них). Ценные бумаги, передаваемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:
-они должны быть государственными ценными бумагами, включенными в ломбардный список Банка России;
-должны принадлежать банку, испрашивающему кредит, на праве собственности и не могут быть обременены другими обязательствами банка;
-должны иметь срок погашения не ранее чем через 10 дней после наступления срока погашения ломбардного кредита.
Испрашиваемая банком сумма ломбардного кредита (в том числе и процента за весь срок кредитования) не должна превышать рыночную цену заложенных ценных бумаг, сложившуюся на момент предоставления кредита. При этом учитывается риск изменения рыночных цен. Для этого используется специальный поправочный коэффициент, устанавливаемый Банком России. Проверка достаточности обеспечения ломбардных кредитов проводится при рассмотрении заявления банка на получение кредита.
Рыночная стоимость ценных бумаг определяется на основе биржевой информации на соответствующую дату. Если банк не исполняет обязательства по погашению кредита, то заложенные ценные бумаги реализуются по сложившимся рыночным ценам. Если выручки от реализации недостаточно, то разница взыскивается с банка-заемщика по мере поступления денежных средств на его корреспондентский счет в расчетно-кассовом центре Банка России.
Важной особенностью
процесса регулирования ставок процента
в экономике является использование
косвенных методов воздействия.
Влияние Банка России на уровень
ставок процента осуществляется путем
регулирования денежного
Резервные требования. Обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.