Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, используемые Банком России. Разработка и реализация денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:51, контрольная работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
Целью данной работы является рассмотрение важнейшей функции Центрального банка - разработки и реализации денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….3
1.Денежно-кредитная политика…………………………………………….…4
1.1 Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, используемые Банком России………………........6
2.Разработка и реализация денежно-кредитной политики в РФ……...……18
Заключение…………………………………………………………….………19
Список использованной литературы……………………..…...…………..…20

Файлы: 1 файл

ДКБ.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Исторически отчисления в централизованный фонд возникли как  добровольные взносы и служили страховым  резервом банковской системы.

До Первой мировой  войны функции обязательных резервов состояли из обеспечения ликвидности  банков и сохранности депозитов. Впоследствии определяющим стало значение обязательных резервов как инструмента  денежно-кредитного регулирования.

Резервные требования выполняют несколько функций, среди которых главными являются следующие:

денежный  буфер - в случае резкого дефицита ликвидности на межбанковском рынке краткосрочная процентная ставка взмывает вверх. Чтобы стабилизировать или сгладить ее колебание, центральный банк снижает резервный коэффициент и тем самым обеспечивает банкам дополнительный приток денежных средств. Кроме того, усреднение резервов позволяет банкам получать доступ к ресурсам в случае их экстренной нехватки. Манипулирование нормой резервирования позволяет обеспечить своеобразный буфер, смягчающий конъюнктуру денежного рынка. Наиболее активно буферную функцию используют в промышленно развитых странах;

управление  ликвидностью - резервные обязательства выступают одной из главных детерминант денежной позиции коммерческих банков и спроса на заемные резервы центрального банка. Изменение резервного коэффициента позволяет регулировать ликвидность банковской системы в краткосрочном периоде;

регулирование денежного предложении - обязательные резервы играют роль ограничителя кредитной эмиссии банков. Уменьшение нормы резервирования расширяет кредитную активность банков, а сокращение резервного коэффициента, соответственно, ее снижает. Тем самым посредством резервных требований центральный банк может регулировать предложение денег в экономике. В настоящее время промышленно развитые страны не используют эту функцию резервных требований, однако ее активно продолжают эксплуатировать развивающиеся страны;

налогообложение - резервные требования представляют собой некоторый аналог налога на банки. Принудительное привлечение центральным банком дешевых ресурсов позволяет извлекать ему доход монопольного характера. Иными словами, резервные обязательства являются источником сеньоража государства;

второстепенные  регулирующие функции - в ряде случаев резервные требования выполняют функции, нехарактерные для большинства центральных банков. Например, они могут использоваться как средство страхования депозитов и регулирования международного потока капитала.

В настоящее  время резервные требования в  промышленно развитых странах используются для краткосрочного управления ликвидностью финансового сектора. Резервные требования, определяемые на основе усреднения суммы банковских вкладов за определенный промежуток времени, могут изменить ежедневную стабильность процентных ставок. Усреднение резервов позволяет банкам получать автоматический доступ к денежным средствам на счетах в центральном банке на ежедневной основе до тех пор, пока средний уровень резервов за отчетный период равняется резервным требованиям.

Применение  этого инструмента денежно-кредитного регулирования основано на нескольких правилах:

-норматив обязательных резервов находится на минимальном уровне, необходимом для эффективной реализации денежно-кредитной политики;

-резервные требования не применяются к межбанковским депозитам во избежание их двойного налогообложения и препятствия в развитии межбанковского денежного рынка;

-обязательные резервы равномерно распространяются на все виды кредитных учреждений и обязательств, чтобы исключить возможность проведения арбитражных операций;

-государственные ценные бумаги не рассматриваются как часть резервов во избежание неэффективного применения операций на открытом рынке.

В России впервые  резервные требования используются в качестве инструмента регулирования  с появлением в кредитной системе  коммерческих структур. В фонд регулирования кредитных ресурсов подлежали зачислению минимальные резервы вновь созданных акционерных (паевых, кооперативных) банков. Величина остатков средств, подлежащих резервированию, определялась в соответствии с нормативами ЦБ РФ, устанавливаемыми в процентах к объему привлеченных банками средств.

За период действия данного инструмента в банковской системе требования к минимальным  резервам менялись неоднократно. Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов закреплена в ст.25 Закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются в соответствии с целями проводимой денежно-кредитной политики.

Операции  на открытом рынке ценных бумаг заключаются в покупке или продаже ЦБ РФ ценных бумаг. Метод используется для сокращения или увеличения депозитной базы коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных процентных ставок, регулирования курса государственных ценных бумаг. Основной объем таких операций проводится на вторичном рынке ценных бумаг. Объектом операций выступают рыночные ценные бумаги: государственные долговые обязательства, бумаги крупнейших национальных корпораций и банков.

Для практики проведения Банком России операций на открытом рынке  важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь  поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

*низкий кредитный риск;

*высокая ликвидность

*обращение на организованном рынке.

Банк России использует в настоящее время  для операций на открытом рынке исключительно  ГКО — ОФЗ, а также собственные  облигации. Наибольший интерес представляет классификация операций по условиям сделок.

В их составе наиболее гибким инструментом считается сделка РЕПО (REPO, RP — repurchase agreement) — соглашение о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. Такие сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ РФ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков. Коммерческие банки обязуются через определенное время осуществить обратную сделку. Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:

  • цена покупки;
  • цена обратной продажи;
  • временной лаг (промежуток времени) между прямой и обратной сделками.

С целью сделать  операцию привлекательной для коммерческих банков ЦБ РФ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи, т.е. со скидкой. Такая  скидка может быть фиксированной или плавающей. Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели, 2-6 месяцев). В мировой практике сделки РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей ДКП.

Рефинансирование  коммерческих банков - это кредитование Банком России кредитных организаций для пополнения их ликвидности. Как было указано выше, к таким кредитам относятся прямые кредиты, переучетный и ломбардный кредиты.

Виды кредитов, используемых для рефинансирования коммерческих банков, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Виды кредита для рефинансирования коммерческих банков

Кредит Банка  России

Основание предоставления кредита

Срок кредита

Внутридневной кредит «овердэй»

 

 

Кредит «овернайт»

Положение Банка  России «0 порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг»

В течение операционного  дня

1 рабочий день

Ломбардный  кредит

Положение Банка  России «0 порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг»

От 1 до 30 дней

Переучетный кредит

Положение Банка  России «0 проведении Банком России переучетных  операций»

От 10 до 90 дней

Кредит 

банку-санатору, осуществляющему мероприятия по санации проблемной кредитной организации

Положение Банка  России «0 порядке предоставления Центральным  банком РФ кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации  проблемной кредитной организации

До 1 года

Кредит в  поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками

Условия предоставления и погашения кредита Банка  России в поддержку мер по погашению  обязательств перед вкладчиками, утвержденные решением Совета директоров Банка России

До 6 мес.

Кредит на поддержание  ликвидности

Условия предоставления и погашения кредита Банка России на поддержание ликвидности, утвержденные решением Совета директоров Банка России

От 1,2 мес. до 1 года

Кредит в  поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка

Условия предоставления и погашения кредита Банка  России в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка, утвержденные решением Совета директоров Банка России

До 1 года

Стабилизацион ный кредит

Условия предоставления и погашения стабилизационного  кредита Банка России, одобренные решением Совета директоров Банка России

 

Составная часть  проводимой Банком России политики регулирования  ликвидности кредитных организаций - депозитные операции с кредитными организациями. Цель таких операций — изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. Для проведения этих операций используются следующие механизмы:

  • проведение депозитных аукционов;
  • проведение депозитных операций по фиксированной ставке процента;
  • прием на депозит средств банков, заключивших с ЦБ РФ Генеральное соглашение о проведении депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» (осуществляется на стандартных условиях, предлагаемых ЦБ РФ);
  • прием на депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Валютные  интервенции — это операции Банка России по покупке или продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег, снижения волатильности валютного рынка.

Прямые  количественные ограничения могут применяться ЦБ РФ в исключительных случаях. К ним относятся такие административные методы, как:

  • установление лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств;
  • определение видов обеспечения активных операций;
  • введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым банками кредитам;
  • прямое ограничение кредитной маржи.

В настоящее  время прямые количественные ограничения  ЦБ РФ не применяются.

 

 

 

2. Разработка  и реализация денежно-кредитной политики в РФ

Проводником официальной  денежно-кредитной политики выступает  Центральный банк как ключевое звено  финансово-кредитной системы государства. В соответствии с законодательством  Банк России ежегодно разрабатывает  «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», которые содержат анализ текущего состояния и сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития российской экономики на предстоящий год и последующие два года, целевые ориентиры, показатели денежной программы, а также варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры.

Разработку  ДКП как составной части национальной макроэкономической политики осуществляет Банк России. Этот процесс организован следующим образом:

-Банк России разрабатывает проект ДКП и передает его на рассмотрение Национальному банковскому совету;

-Национальный банковский совет дает по проекту заключение;

-Банк России уточняет проект по рекомендациям Национального банковского совета и представляет его Президенту РФ и Правительству РФ;

-до 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год, который должен быть утвержден до 1 декабря.

Основные направления  единой государственной ДКП на предстоящий  финансовый год содержат анализ состояния  и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры, параметры и инструменты единой ДКП. Реализация утвержденной ДКП возложена на Банк России.

 

 

Заключение

Первоочередной  задачей государственного сектора  является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство  этим занимается, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк (ФРС - в США, ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

Банк России сохраняет преемственность в  определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства  на предстоящий год : снижение инфляции при обеспечении роста ВВП - по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Конституция РФ от 25.07.2003 г.
  2. Гражданский кодекс РФ от 22.12.1995 г.
  3. Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности» № 395-1-ФЗ от 03.02.1996 г. с изменениями и дополнениями.
  4. Федеральный Закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. с изменениями и дополнениями.
  5. Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков»  
    № 110-И от 16.01.2004 г. с изменениями и дополнениями.
  6. Деньги, кредит, банки: Учебник / ФИНЭК; Под ред. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2009.
  7. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая; СПбГУЭФ. - М.: ЮРАЙТ, 2011.
  8. Клочкова Е.Н. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / СПбГИЭУ. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011.

Информация о работе Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, используемые Банком России. Разработка и реализация денежно-кредитной политики