Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 18:48, доклад
Потребительская кооперация в России начала развиваться в 60-е гг. ХIХ в. Возникавшие в этот период потребительские кооперативы делились на две группы: зависимые и независимые. Первые основывали владельцы заводов, они же возглавляли и финансировали кооперативы. Первым независимым потребительским кооперативом в России стало основанное в 1864 г. на Петровском заводе общество для борьбы с местными торговцами, продававшими мясо по высоким ценам. Одним из организаторов его был декабрист И.И. Горбачевский.
Студента 3 курса, гр. К-3
Руководитель
Качалкина В.В.
Смоленск
2015
– все потребительские кооперативы в городах и волостях объединялись в одну организацию единое потребительское общество (ЕПО), включавшее сеть лавок-магазинов;
– каждый гражданин, желавший что-либо получить в кооперативных организациях должен был стать членом местного кооператива;
– вступительные и паевые взносы отменялись;
– потребительская кооперация переводилась на централизованное государственное снабжение и финансирование;
– сохранялись выборные органы кооперации, но фактически все ее звенья полностью подчинялись государству в лице Народного комиссара продовольствия, представители которого вводились в состав правлений территориальных союзов ЕПО с правом вето (отмены любых решений).
Поскольку значительная часть
правления Центросоюза отнеслась к этим
переменам резко негативно, 3 апреля 1919
г. СНК принял постановление, подписанное
В.И. Лениным, об обновлении состава правления.
В него был введен ряд видных большевиков:
О.Ю. Шмидт (математик, будущий полярный
исследователь и автор одной из научных
гипотез о происхождении Солнечной системы),
А.М. Лежава,
Н.Л. Мещеряков, П.Л. Войков. В июле 1920 г.
на собрании уполномоченных Центросоюза
в состав его правления были избраны только
члены РКП(б).
Использование аппарата потребительской кооперации для распределения продовольственных и промышленных товаров первой необходимости позволило большевикам обеспечить определенный устойчивый минимум снабжения населения городов и тем самым удержаться у власти.
С введением новой экономической
политики, декретом СНК
от 7 апреля 1921 г. потребительская кооперация
выводилась из подчинения Наркомпроду.
Поскольку продолжало действовать нормированное
снабжение, обязательность и бесплатность
членства сохранялась. Вместе с тем внутри
ЕПО разрешалась организация добровольных
потребительских обществ, которые могли
обменивать выдаваемые их членам на фабриках
промтовары на сельскохозяйственные продукты.
Важную роль в возрождении подлинных принципов потребкооперации сыграло постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома СССР от 28 декабря 1923 г. «О реорганизации потребительской кооперации на началах добровольного членства». Отменялась обязательная приписка граждан к единым потребительским обществам, вступление в члены потребительских обществ и выход из них становились добровольными, восстанавливалось обязательное внесение вступительных и паевых взносов.
Советская власть в период нэпа рассматривала потребкооперацию, прежде всего, как некапиталистическую организацию, средство борьбы с частным предпринимательством. В конкурентной борьбе с последним потребительская кооперация опиралась на поддержку государства, состоявшую в предоставлении льготных и безвозвратных кредитов и низких налогах. В отношении же частных торговцев проводилась политика вытеснения, в основном административными методами. Поддержка государства позволяла потребительской кооперации продавать товары по ценам ниже, чем в частной торговле. В сентябре 1924 г. на промышленные товары они были ниже на 10,2%, на продовольственные - на 5,5%, в сентябре 1926 г. цены потребительской кооперации были ниже в среднем на 30-40%. Вместе с тем даже официальные издания в 1920-е гг. писали о более низком качестве работы кооперативной торговли по сравнению с частной. Кооперативные магазины критиковали за скудный ассортимент, низкое качество обслуживания, растраты и хищения.
Несмотря на успехи потребительской кооперации в первой половине 1920-х гг., она заметно отставала от довоенного (1914 г.) уровня по размерам торговой сети. К концу 1926 г. количество предприятий торговли составляло лишь 59% от зарегистрированных в 1913 г.
В первой половине 1920-х гг. расширилась сфера деятельности потребительской кооперации, она включала также заготовки и общественное питание. На ее долю приходилось 35% закупок зерна и льна, 40% - шерсти, 80% - хлопка, 90% - сахарной свеклы. С этого же времени усиливалась привязка потребкооперации к государственному сектору. Это проявлялось в расширении системы предварительных заказов товаров у государственных предприятий. Если в 1925 – 1926 хозяйственном годах система потребкооперации получила по таким заказам 30,7% товаров, то в 1927 – 1928 гг. - 96,1%. Покупка товаров у частных предпринимателей вначале только осуждалась, а с конца 1920-х гг. кооператоров за это стали наказывать.
В конце 1920-х гг. руководство СССР отказалось от нэпа и взяло курс на ускорение индустриализации. В связи с большими инвестициями в развитие промышленности пришлось ограничить потребление населения. С 1925 г. по 1935 г. действовала карточная система снабжения населения городов. Начавшись с хлеба, нормированное распределение было распространено и на другие продукты (сахар, мясо, масло, чай), а с середины 1931 г. - и на промышленные товары. В распределении товаров значительная роль отводилась потребительской кооперации. Многие городские потребительские общества были ликвидированы, а вместо них на предприятиях и в учреждениях создавались закрытые распределители (ЗР) и закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), снабжавшие продуктами по карточкам только работников своих учреждений и предприятий. При ЗРК существовали не только магазины, но и столовые.
Вначале карточки выдавали организации потребительской кооперации, с 1931 г. - исполкомы местных Советов, а с 1933 г. - администрации предприятий и учреждений. Таким образом, ЗР и ЗРК не были кооперативами в собственном смысле слова, а существовали как придаток государственной системы централизованного распределения.
Постепенно к концу 1920-х гг. установились командные методы руководства потребкооперацией времен «военного коммунизма». В 1930 г. по указанию ЦК ВКП(б) Рабоче-крестьянской инспекцией была организована проверка и «чистка» кооперативного аппарата. В результате только из Центросоюза было уволено 546 квалифицированных работников. На их место пришли коммунисты, рекомендованные ЦК партии с местными партийными организациями из числа рабочих, крестьян, актива сельских советов, как правило, малограмотные и не имевшие опыта работы в кооперативах.
Осенью 1935 г. карточная система была отменена, в городах к тому времени вместо ЗРК и ЗР сложилась система государственных торговых организаций - ведомственных отделов рабочего снабжения (ОРС), а также магазинов, столовых и ресторанов, подчиненных Народному комиссариату торговли.
29 сентября 1935 г. Совнарком и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление «О работе потребительской кооперации в деревне». В нем отмечались недостатки сельской потребкооперации: скудный ассортимент в лавках сельпо, многие лавки существовали только формально, растраты и убыточность многих сельпо, недостаточное участие пайщиков в разрешении основных вопросов работы сельпо. В городах потребкооперация также потеряла свое значение вследствие развития государственной торговли и системы рабочего снабжения. В силу этого было решено передать оставшуюся в городах торговую сеть потребкооперации Народному комиссариату торговли, а производственные предприятия - промышленным комиссариатам.
В годы последней предвоенной пятилетки значительная часть сельпо и райпотребсоюзов работали с убытками, что в определенной мере было следствием низкой заинтересованности пайщиков. Чтобы изменить такое положение, в масштабах системы потребительской кооперации СССР была разработана программа ее дальнейшего развития, укрепления материально-технической базы, принят Примерный устав потребительского общества, в котором внимание акцентировалось на демократических принципах организации кооперативов.
К концу 1940 г. потребительская кооперация СССР располагала 227,6 тыс. розничных торговых предприятий, 17,5 тыс. предприятий общественного питания, 26,5 тыс. хлебопекарен, 10,8 тыс. других производственных предприятий.
В годы Великой отечественной войны потребительская кооперация перестроила свою работу. Для удовлетворения потребностей населения, кооперация, кроме фондов, выделявшихся в централизованном порядке, привлекала значительное количество местных ресурсов, проводя заготовки сельскохозяйственных продуктов и сырья, шефствовала над госпиталями, занималась трудоустройством инвалидов войны. За работу по поставкам продовольствия Красной армии, заготовку сырья для оборонной промышленности, обслуживание населения в тяжелых условиях военного времени Президиум Верховного Совета СССР в 1944 г. наградил орденами и медалями свыше 600 работников потребительской кооперации.
Информация о работе История потребительской кооперации в России