История потребительской кооперации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 18:48, доклад

Описание работы

Потребительская кооперация в России начала развиваться в 60-е гг. ХIХ в. Возникавшие в этот период потребительские кооперативы делились на две группы: зависимые и независимые. Первые основывали владельцы заводов, они же возглавляли и финансировали кооперативы. Первым независимым потребительским кооперативом в России стало основанное в 1864 г. на Петровском заводе общество для борьбы с местными торговцами, продававшими мясо по высоким ценам. Одним из организаторов его был декабрист И.И. Горбачевский.

Файлы: 1 файл

История потребительской кооперации в России.docx

— 35.96 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ

СМОЛОБЛПОТРЕБСОЮЗА»

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

ИСТОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ТЕМА: ИСТОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ  

 

по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

 

 

 

                                                                  

                                                                                    

 

 

 

 

         Студента 3 курса, гр. К-3

                                                                                                Хорликова Александра Павловича

  Руководитель

     Качалкина  В.В.

 

 

 

 

 

Смоленск

2015

История потребительской кооперации в России

Потребительская кооперация в России начала развиваться в 60-е гг. ХIХ в. Возникавшие в этот период потребительские кооперативы делились на две группы: зависимые и независимые. Первые основывали владельцы заводов, они же возглавляли и финансировали кооперативы. Первым независимым потребительским кооперативом в России стало основанное в 1864 г. на Петровском заводе общество для борьбы с местными торговцами, продававшими мясо по высоким ценам. Одним из организаторов его был декабрист И.И. Горбачевский.

К 1890 г. в России было зарегистрировано 234 потребительских общества, но треть из них фактически не работала. В 1897 г. действовало уже 307 потребительских кооперативов, объединявших 55,3 тыс. членов.

Создание потребительских кооперативов ускорилось после принятия российским правительством 13 мая 1897 г. Нормального устава потребительских обществ. В соответствии с ним право регистрации потребительских кооперативов было передано от Министерства внутренних дел губернаторам, что значительно упростило соответствующие процедуры.

Первая мировая война способствовала росту потребительской кооперации, использовавшейся государством в условиях нараставшего дефицита товаров в качестве инструмента снабжения населения. В 1915 г. царское правительство поручило потребительской кооперации распределение нормированных продовольственных товаров, главным образом, сахара и соли. Доля товарооборота потребкооперации в общем товарообороте страны по основным нормированным продуктам питания и товарам первой необходимости достигала 46%. На 1 января 1918 г. в стране существовало 35 тыс. потребительских обществ с 11,55 млн. пайщиков. В марте 1917 г. Московский союз потребительских обществ был преобразован в Центральный союз потребительских обществ России (Центросоюз).

Вместе с тем стремительный рост кооперативов в этот период скорее был искусственным. Выделение кооперативным организациям центральными и местными государственными органами фондов нормированных товаров по твердым ценам привлекли в потребительские кооперативы миллионы людей с единственной целью - отоварить карточки.

После Февральской революции 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло первый в России универсальный кооперативный закон - «О кооперативных товариществах и их союзах». Он охватывал все важнейшие аспекты функционирования кооперации, разрешал регистрировать уставы в окружных судах, создавать различные кооперативные союзы, вести культурно-просветительную деятельность. Продолжило создание кооперативного законодательства Временное правительство 21 июня 1917 г. принятием Закона «О регистрации товариществ, обществ и союзов» и 1 августа 1917 г. - закона «О съездах представителей кооперативных учреждений».

Временное правительство – высший исполнительно-распорядительный орган, сформированный в ходе Февральской революции после отречения императора Николая II Временным комитетом членов Государственной думы.

К началу 1918 г. в систему Центросоюза, кроме основной торговой отрасли, входили (по неполным данным) 78 мельниц, 41 пекарня, 40 кузниц, 26 мыловаренных и 25 кожевенных заводов, 25 маслобоен, 16 лесопильных, 7 чугунолитейных и 2 сахарных завода, 17 кондитерских и 4 табачные фабрики, 19 заводов сельскохозяйственных машин.

Таким образом, к концу первого большого этапа своего развития (с 1860-х гг. по 1917 г.) российская потребительская кооперация имела весьма широкую сеть организаций и предприятий, игравших существенную роль в социально-экономической жизни страны.

С установлением советской власти большевики использовали аппарат потребительской кооперации с двоякой целью. С одной стороны, в условиях нараставших экономических трудностей по примеру царского правительства и правительств других стран Европы, участвовавших в Первой мировой войне, советская власть попыталась превратить сложившуюся систему потребительских кооперативов в аппарат по нормированному снабжению населения. С другой стороны, исходя из задач создания бесклассового общества, в котором вместо товарно-денежных отношений будет налажен прямой продуктообмен между производителями и потребителями, городом и деревней, большевики решили сделать потребкооперацию инструментом построения такой системы.

Эти цели нашли отражение в двух декретах Совнаркома: от 10 апреля 1918 г. «О потребительских кооперативных организациях» и от 16 марта 1919 г. «О потребительских коммунах». Данные документы положили начало огосударствлению и фактической ликвидации потребительской кооперации.

В соответствии с декретом от 10 апреля 1918 г. потребительские общества должны были обслуживать все население в районе своей деятельности, ставилась задача скорейшего кооперирования всех трудящихся. Кооперация должна была, прежде всего, заниматься распределением продуктов по указанию органов советской власти.

В марте 1919 г. состоялся VIII съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Принятая им новая программа партии предусматривала окончательную замену товарно-денежных отношений и торговли прямым планомерным распределением продуктов. Важная роль в этом отводилась потребительской кооперации. В соответствии с декретом СНК от 16 марта 1919 г. ее работа коренным образом перестраивалась:

– все потребительские кооперативы в городах и волостях объединялись в одну организацию единое потребительское общество (ЕПО), включавшее сеть лавок-магазинов;

– каждый гражданин, желавший что-либо получить в кооперативных организациях должен был стать членом местного кооператива;

– вступительные и паевые взносы отменялись;

– потребительская кооперация переводилась на централизованное государственное снабжение и финансирование;

– сохранялись выборные органы кооперации, но фактически все ее звенья полностью подчинялись государству в лице Народного комиссара продовольствия, представители которого вводились в состав правлений территориальных союзов ЕПО с правом вето (отмены любых решений).

Поскольку значительная часть правления Центросоюза отнеслась к этим переменам резко негативно, 3 апреля 1919 г. СНК принял постановление, подписанное В.И. Лениным, об обновлении состава правления. В него был введен ряд видных большевиков: О.Ю. Шмидт (математик, будущий полярный исследователь и автор одной из научных гипотез о происхождении Солнечной системы), А.М. Лежава,  
Н.Л. Мещеряков, П.Л. Войков. В июле 1920 г. на собрании уполномоченных Центросоюза в состав его правления были избраны только члены РКП(б).

Использование аппарата потребительской кооперации для распределения продовольственных и промышленных товаров первой необходимости позволило большевикам обеспечить определенный устойчивый минимум снабжения населения городов и тем самым удержаться у власти.

С введением новой экономической политики, декретом СНК  
от 7 апреля 1921 г. потребительская кооперация выводилась из подчинения Наркомпроду. Поскольку продолжало действовать нормированное снабжение, обязательность и бесплатность членства сохранялась. Вместе с тем внутри ЕПО разрешалась организация добровольных потребительских обществ, которые могли обменивать выдаваемые их членам на фабриках промтовары на сельскохозяйственные продукты.

Важную роль в возрождении подлинных принципов потребкооперации сыграло постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома СССР от 28 декабря 1923 г. «О реорганизации потребительской кооперации на началах добровольного членства». Отменялась обязательная приписка граждан к единым потребительским обществам, вступление в члены потребительских обществ и выход из них становились добровольными, восстанавливалось обязательное внесение вступительных и паевых взносов.

Советская власть в период нэпа рассматривала потребкооперацию, прежде всего, как некапиталистическую организацию, средство борьбы с частным предпринимательством. В конкурентной борьбе с последним потребительская кооперация опиралась на поддержку государства, состоявшую в предоставлении льготных и безвозвратных кредитов и низких налогах. В отношении же частных торговцев проводилась политика вытеснения, в основном административными методами. Поддержка государства позволяла потребительской кооперации продавать товары по ценам ниже, чем в частной торговле. В сентябре 1924 г. на промышленные товары они были ниже на 10,2%, на продовольственные - на 5,5%, в сентябре 1926 г. цены потребительской кооперации были ниже в среднем на 30-40%. Вместе с тем даже официальные издания в 1920-е гг. писали о более низком качестве работы кооперативной торговли по сравнению с частной. Кооперативные магазины критиковали за скудный ассортимент, низкое качество обслуживания, растраты и хищения.

Несмотря на успехи потребительской кооперации в первой половине 1920-х гг., она заметно отставала от довоенного (1914 г.) уровня по размерам торговой сети. К концу 1926 г. количество предприятий торговли составляло лишь 59% от зарегистрированных в 1913 г.

В первой половине 1920-х гг. расширилась сфера деятельности потребительской кооперации, она включала также заготовки и общественное питание. На ее долю приходилось 35% закупок зерна и льна, 40% - шерсти, 80% - хлопка, 90% - сахарной свеклы. С этого же времени усиливалась привязка потребкооперации к государственному сектору. Это проявлялось в расширении системы предварительных заказов товаров у государственных предприятий. Если в 1925 – 1926 хозяйственном годах система потребкооперации получила по таким заказам 30,7% товаров, то в 1927 – 1928 гг. - 96,1%. Покупка товаров у частных предпринимателей вначале только осуждалась, а с конца 1920-х гг. кооператоров за это стали наказывать.

В конце 1920-х гг. руководство СССР отказалось от нэпа и взяло курс на ускорение индустриализации. В связи с большими инвестициями в развитие промышленности пришлось ограничить потребление населения. С 1925 г. по 1935 г. действовала карточная система снабжения населения городов. Начавшись с хлеба, нормированное распределение было распространено и на другие продукты (сахар, мясо, масло, чай), а с середины 1931 г. - и на промышленные товары. В распределении товаров значительная роль отводилась потребительской кооперации. Многие городские потребительские общества были ликвидированы, а вместо них на предприятиях и в учреждениях создавались закрытые распределители (ЗР) и закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), снабжавшие продуктами по карточкам только работников своих учреждений и предприятий. При ЗРК существовали не только магазины, но и столовые.

Вначале карточки выдавали организации потребительской кооперации, с 1931 г. - исполкомы местных Советов, а с 1933 г. - администрации предприятий и учреждений. Таким образом, ЗР и ЗРК не были кооперативами в собственном смысле слова, а существовали как придаток государственной системы централизованного распределения.

Постепенно к концу 1920-х гг. установились командные методы руководства потребкооперацией времен «военного коммунизма». В 1930 г. по указанию ЦК ВКП(б) Рабоче-крестьянской инспекцией была организована проверка и «чистка» кооперативного аппарата. В результате только из Центросоюза было уволено 546 квалифицированных работников. На их место пришли коммунисты, рекомендованные ЦК партии с местными партийными организациями из числа рабочих, крестьян, актива сельских советов, как правило, малограмотные и не имевшие опыта работы в кооперативах.

Осенью 1935 г. карточная система была отменена, в городах к тому времени вместо ЗРК и ЗР сложилась система государственных торговых организаций - ведомственных отделов рабочего снабжения (ОРС), а также магазинов, столовых и ресторанов, подчиненных Народному комиссариату торговли.

29 сентября 1935 г. Совнарком  и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление «О работе потребительской кооперации в деревне». В нем отмечались недостатки сельской потребкооперации: скудный ассортимент в лавках сельпо, многие лавки существовали только формально, растраты и убыточность многих сельпо, недостаточное участие пайщиков в разрешении основных вопросов работы сельпо. В городах потребкооперация также потеряла свое значение вследствие развития государственной торговли и системы рабочего снабжения. В силу этого было решено передать оставшуюся в городах торговую сеть потребкооперации Народному комиссариату торговли, а производственные предприятия - промышленным комиссариатам.

В годы последней предвоенной пятилетки значительная часть сельпо и райпотребсоюзов работали с убытками, что в определенной мере было следствием низкой заинтересованности пайщиков. Чтобы изменить такое положение, в масштабах системы потребительской кооперации СССР была разработана программа ее дальнейшего развития, укрепления материально-технической базы, принят Примерный устав потребительского общества, в котором внимание акцентировалось на демократических принципах организации кооперативов.

К концу 1940 г. потребительская кооперация СССР располагала 227,6 тыс. розничных торговых предприятий, 17,5 тыс. предприятий общественного питания, 26,5 тыс. хлебопекарен, 10,8 тыс. других производственных предприятий.

В годы Великой отечественной войны потребительская кооперация перестроила свою работу. Для удовлетворения потребностей населения, кооперация, кроме фондов, выделявшихся в централизованном порядке, привлекала значительное количество местных ресурсов, проводя заготовки сельскохозяйственных продуктов и сырья, шефствовала над госпиталями, занималась трудоустройством инвалидов войны. За работу по поставкам продовольствия Красной армии, заготовку сырья для оборонной промышленности, обслуживание населения в тяжелых условиях военного времени Президиум Верховного Совета СССР в 1944 г. наградил орденами и медалями свыше 600 работников потребительской кооперации.

Информация о работе История потребительской кооперации в России