История потребительской кооперации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 18:48, доклад

Описание работы

Потребительская кооперация в России начала развиваться в 60-е гг. ХIХ в. Возникавшие в этот период потребительские кооперативы делились на две группы: зависимые и независимые. Первые основывали владельцы заводов, они же возглавляли и финансировали кооперативы. Первым независимым потребительским кооперативом в России стало основанное в 1864 г. на Петровском заводе общество для борьбы с местными торговцами, продававшими мясо по высоким ценам. Одним из организаторов его был декабрист И.И. Горбачевский.

Файлы: 1 файл

История потребительской кооперации в России.docx

— 35.96 Кб (Скачать файл)

Особое место в истории советской потребительской кооперации занимает период с ноября 1946 г. по август 1949 г., когда в соответствии с Постановлением правительства от 9 ноября 1946 г. «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями» потребительские общества получили более широкие возможности работать в городах, а также право закупать и продавать товары не по твердым государственным ценам, а по ценам, складывавшимся на рынке. Фактически это означало, что в условиях командной экономики в целях улучшения снабжения населения разрушенной войной страны правительство взяло на вооружение методы рыночной экономики.

После издания постановления в городах и рабочих поселках стали открываться кооперативные магазины, ларьки и киоски по торговле сельхозпродуктами. На 1 июля 1949 г. таковых в целом по СССР было 12809. Фактически же потребительская кооперация начала торговлю по рыночным ценам еще с марта 1946 г., когда стали открываться так называемые коммерческие чайные.

Кооперативные организации проводили закупки мяса и мясопродуктов, птицы, жиров, молока и молочных продуктов, овощей и фруктов, зерна, муки, круп в колхозах и у крестьян после выполнения ими обязательств по сдаче этих продуктов государству. Рыба, дичь, ягоды, грибы, вина закупались у колхозов и крестьян без ограничений. Использование механизма свободных цен позволило значительно активизировать объемы заготовок: в 1947 г. было закуплено больше, чем в 1940 г. овощей - на 57%, фруктов - в 2,9 раза, меда - в 4,2 раза.

Во многом благодаря потребительской кооперации в большинстве промышленных центров снизились цены на продукты на колхозных рынках. В 1948 г. рыночные цены на мясо снизились по сравнению с предыдущим годом более, чем вдвое, на яйца - в полтора-два раза, на картофель - в два-три раза. Увеличение рыночного предложения продовольственных товаров позволило в декабре 1947 г. отменить введенную в начале войны карточную систему снабжения.

Таким образом, советская власть во второй раз использовала рыночные механизмы для восстановления разрушенной экономики. Это противоречило ее идеологическим установкам, отрицавшим свободный рынок. Кроме того, в ходе реализации программы продаж и закупок по рыночным ценам выявилось противоречие между государственным регулированием, действующей законодательной базой и реальной практикой.

По мере восстановления народного хозяйства государство оказалось в состоянии обеспечить более или менее сносный уровень снабжения жителей городов и без широкого применения рыночных механизмов, путем централизованного регулирования. В связи с этим, а также для того, чтобы сохранить всеобъемлющий контроль государственно-бюрократического аппарата над экономикой, было признано целесообразным отменить закупку и продажу товаров по рыночным ценам и одновременно прекратить торговую деятельность потребительской кооперации в городах. В 1947 г., как и в 1935 г., Министерству торговли СССР была передана торговая розничная сеть и предприятия общественного питания потребкооперации со всеми товарно-материальными ценностями, инвентарем и оборудованием в 496 городах и рабочих поселках. С 20 августа 1949 г. были отменены также закупки сельскохозяйственных продуктов кооперативными организациями по ценам, складывавшимся на рынке.

После этого на основные сельскохозяйственные продукты государством были установлены предельные закупочные цены, сниженные вдвое против действовавших ранее. Сельскохозяйственную продукцию организации потребкооперации продавали по ценам не выше розничных в государственной торговле. В ряде случаев предельные закупочные цены были даже ниже себестоимости продуктов в колхозах. В результате по предельным закупочным ценам в 1950 г. было закуплено картофеля в 3 раза, яиц - в 2 раза меньше, чем в 1948 г.

Положение изменилось после сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС, когда был взят курс на повышение государственных закупочных цен. В последующие десятилетия государство хотя и устанавливало в административном порядке уровень закупочных цен для предприятий и организаций потребительской кооперации, но не допускало их необоснованного занижения. В 1956 г. потребительской кооперации была передана заготовка шерсти, кожевенного сырья, пушнины, каракуля, металлического лома, которой раньше занимались государственные организации. Однако в 1957 г. государству потребкооперацией были переданы предприятия бытового обслуживания (швейные и сапожные мастерские, парикмахерские, фотоателье, прачечные, бани и т.д.), а также около 1 тыс. гостиниц.

Последние десятилетия советской потребительской кооперации, пожалуй, самый противоречивый этап в ее развитии. С одной стороны, продолжался рост товарооборота, открывались новые магазины и предприятия общественного питания. С другой стороны, продолжало оставаться низким по сравнению с городом качество обслуживания, около половины товаров сельские жители приобретали в городах, через потребкооперацию реализовывалось лишь около трети излишков продукции личных подсобных хозяйств. За 1980-1990 гг. рентабельность розничной торговли снизилась с 1,49% до 1,02%.

Большие надежды возлагались на принятый в мае 1988 г. Закон «О кооперации в СССР». Основными сферами деятельности потребительской кооперации он определял торговлю, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, производство продуктов питания и непродовольственных товаров, оказание бытовых услуг. Этот закон предоставлял кооперативным предприятиям значительные полномочия в определении стратегии и тактики хозяйственной деятельности. В октябре 1989 г. в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми цены на товары, закупаемые потребкооперацией по импорту, не могли превышать установленные для аналогичных товаров в государственной торговле. В июне 1990 г. был принят еще один закон об изменениях и дополнениях к Закону «О кооперации в СССР». Советам всех уровней было дано право устанавливать приоритеты в развитии кооперации.

 

Список использованных источников

 

  1. Сахарова Д.Б. История и теория кооперативного движения.: учеб. пособ. для студ. экон. спец./ Д.Б. Сахарова, И.С. Котов. – Минск: Новое знание, 2005. – 248 с.
  2. Билимович А.Д. Кооперация в России до, во время и после большевиков /А.Д. Билимович. – М.: Наука, 2005. – 191 с.
  3. Кооперация. Страницы истории: Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков: В 3 т. / Ин-т экономики РАН. – М.: Наука, 2001.

 

 


Информация о работе История потребительской кооперации в России