Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 18:48, доклад
Потребительская кооперация в России начала развиваться в 60-е гг. ХIХ в. Возникавшие в этот период потребительские кооперативы делились на две группы: зависимые и независимые. Первые основывали владельцы заводов, они же возглавляли и финансировали кооперативы. Первым независимым потребительским кооперативом в России стало основанное в 1864 г. на Петровском заводе общество для борьбы с местными торговцами, продававшими мясо по высоким ценам. Одним из организаторов его был декабрист И.И. Горбачевский.
Особое место в истории советской потребительской кооперации занимает период с ноября 1946 г. по август 1949 г., когда в соответствии с Постановлением правительства от 9 ноября 1946 г. «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями» потребительские общества получили более широкие возможности работать в городах, а также право закупать и продавать товары не по твердым государственным ценам, а по ценам, складывавшимся на рынке. Фактически это означало, что в условиях командной экономики в целях улучшения снабжения населения разрушенной войной страны правительство взяло на вооружение методы рыночной экономики.
После издания постановления в городах и рабочих поселках стали открываться кооперативные магазины, ларьки и киоски по торговле сельхозпродуктами. На 1 июля 1949 г. таковых в целом по СССР было 12809. Фактически же потребительская кооперация начала торговлю по рыночным ценам еще с марта 1946 г., когда стали открываться так называемые коммерческие чайные.
Кооперативные организации проводили закупки мяса и мясопродуктов, птицы, жиров, молока и молочных продуктов, овощей и фруктов, зерна, муки, круп в колхозах и у крестьян после выполнения ими обязательств по сдаче этих продуктов государству. Рыба, дичь, ягоды, грибы, вина закупались у колхозов и крестьян без ограничений. Использование механизма свободных цен позволило значительно активизировать объемы заготовок: в 1947 г. было закуплено больше, чем в 1940 г. овощей - на 57%, фруктов - в 2,9 раза, меда - в 4,2 раза.
Во многом благодаря потребительской кооперации в большинстве промышленных центров снизились цены на продукты на колхозных рынках. В 1948 г. рыночные цены на мясо снизились по сравнению с предыдущим годом более, чем вдвое, на яйца - в полтора-два раза, на картофель - в два-три раза. Увеличение рыночного предложения продовольственных товаров позволило в декабре 1947 г. отменить введенную в начале войны карточную систему снабжения.
Таким образом, советская власть во второй раз использовала рыночные механизмы для восстановления разрушенной экономики. Это противоречило ее идеологическим установкам, отрицавшим свободный рынок. Кроме того, в ходе реализации программы продаж и закупок по рыночным ценам выявилось противоречие между государственным регулированием, действующей законодательной базой и реальной практикой.
По мере восстановления народного
хозяйства государство оказалось в состоянии
обеспечить более или менее сносный уровень
снабжения жителей городов и без широкого
применения рыночных механизмов, путем
централизованного регулирования. В связи
с этим, а также для того, чтобы сохранить
всеобъемлющий контроль государственно-
После этого на основные сельскохозяйственные продукты государством были установлены предельные закупочные цены, сниженные вдвое против действовавших ранее. Сельскохозяйственную продукцию организации потребкооперации продавали по ценам не выше розничных в государственной торговле. В ряде случаев предельные закупочные цены были даже ниже себестоимости продуктов в колхозах. В результате по предельным закупочным ценам в 1950 г. было закуплено картофеля в 3 раза, яиц - в 2 раза меньше, чем в 1948 г.
Положение изменилось после сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС, когда был взят курс на повышение государственных закупочных цен. В последующие десятилетия государство хотя и устанавливало в административном порядке уровень закупочных цен для предприятий и организаций потребительской кооперации, но не допускало их необоснованного занижения. В 1956 г. потребительской кооперации была передана заготовка шерсти, кожевенного сырья, пушнины, каракуля, металлического лома, которой раньше занимались государственные организации. Однако в 1957 г. государству потребкооперацией были переданы предприятия бытового обслуживания (швейные и сапожные мастерские, парикмахерские, фотоателье, прачечные, бани и т.д.), а также около 1 тыс. гостиниц.
Последние десятилетия советской потребительской кооперации, пожалуй, самый противоречивый этап в ее развитии. С одной стороны, продолжался рост товарооборота, открывались новые магазины и предприятия общественного питания. С другой стороны, продолжало оставаться низким по сравнению с городом качество обслуживания, около половины товаров сельские жители приобретали в городах, через потребкооперацию реализовывалось лишь около трети излишков продукции личных подсобных хозяйств. За 1980-1990 гг. рентабельность розничной торговли снизилась с 1,49% до 1,02%.
Большие надежды возлагались на принятый в мае 1988 г. Закон «О кооперации в СССР». Основными сферами деятельности потребительской кооперации он определял торговлю, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, производство продуктов питания и непродовольственных товаров, оказание бытовых услуг. Этот закон предоставлял кооперативным предприятиям значительные полномочия в определении стратегии и тактики хозяйственной деятельности. В октябре 1989 г. в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми цены на товары, закупаемые потребкооперацией по импорту, не могли превышать установленные для аналогичных товаров в государственной торговле. В июне 1990 г. был принят еще один закон об изменениях и дополнениях к Закону «О кооперации в СССР». Советам всех уровней было дано право устанавливать приоритеты в развитии кооперации.
Список использованных источников
Информация о работе История потребительской кооперации в России