История развития банков России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
История их уходит в глубину веков, а сфера деятельности не знает ни географических, ни национальных границ. Без банков немыслимо современное денежное хозяйство. Им нет альтернативы в будущем, поскольку они являются основным и связующим звеном всей экономической жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….. 3
1 Возникновение банков в России 5
2 Дальнейшее развитие российских банков 9
Заключение……………………………………………………………………… 24
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

История развития банков России.docx

— 50.70 Кб (Скачать файл)

Внешторгбанк  СССР имел небольшую сеть учреждений – 17 отделений на территории страны и одно в Швейцарии. В своей  работе Внешторгбанк широко использовал  корреспондентские отношения: в 131 стране он поддерживал связи с 1835 банками-корреспондентами.

Советская банковская система включала в себя также банки за границей с участием капитала советских организаций. Совзагранбанки и их отделения работали в следующих  странах: во Франции – Коммерческий банк для Северной Европы в Париже; в Великобритании – Московский народный банк в Лондоне с отделениями  в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в  ФРГ – Ост-Вест Хандельсбанк во Франкфурте-на-Майне; в Люксембурге – Ист - Вест Юнайтед бэнк; в Австрии – Донау банк в Вене.

Вышеназванные банки были созданы для расчетно-кредитного обслуживания предприятий и организаций  СССР и других социалистических стран. Основной задачей этих банков была поддержка развития внешнеэкономических  связей страны. Банки выполняли депозитные, кредитные, расчетные, валютные и прочие операции на международных финансовых рынках.

Функционировавшие в стране банки в полной мере отвечали требованиям командно-административной системы управления экономикой. Банки  стремились контролировать весь процесс  производства обслуживаемых предприятий  и организаций, наблюдая за правильностью  накопления и расходованием сырья, оплатой труда, состоянием собственных  оборотных средств, формированием  и использованием средств на капитальные  вложения и т.д. 

Так как  приспособленные к потребностям административно-командной системы  правила оформления банковских операций строго регламентировались подробными инструкциями и циркулярами, вся  деятельность банков превратилась в  мелочную опеку, сковывающую любую  инициативу обслуживаемых предприятий  и организаций. В итоге банковская система оказалась крайне неповоротливой, мало учитывала специфику тех  или иных отраслей и сфер экономики.

Крайне  неэластичная, лишенная необходимой  оперативности, банковская система  служила "зеркалом" функционировавшего в стране хозяйственного механизма. Длительное господство командно-административной системы вызывало все большее  отставание экономики страны от стран  с развитой рыночной экономикой. Отчетливо  вырисовывалась неутешительная перспектива  превращения СССР во второразрядное, и даже третьеразрядное государство.

В середине 80-х годов в обстановке поиска путей  более интенсивного развития экономики стали предприниматься  попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий  в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. В результате была создана система банков в следующем составе:

  • Государственный банк СССР.
  • Агропромышленный банк (Агропромбанк).
  • Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).
  • Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).
  • Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).
  • Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).

Вся низовая  сеть Госбанка (отделения) была передана специализированным банкам. За Госбанком  сохранились: в центре – Правление, в союзных республиках – республиканское  звено (Госбанк республики), в областях, краях и автономных республиках  – управления Госбанка.

Вновь созданные  специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в союзных  республиках – соответствующие  республиканские банки, а в областях, краях и автономных республиках, как и Госбанк, – управления. Каждое из управлений спецбанков получило в  свое подчинение ряд бывших отделений  Госбанка, причем прикрепление отделений  к тому или иному управлению осуществлялось в зависимости от того, клиентура  какого банка преобладала в данном отделении – Промстройбанка, Агропромбанка  или Жилсоцбанка.

Благодаря проведенной реорганизации в  одном отделении (филиале) банка  сосредоточивалось обслуживание и  текущей, и инвестиционной деятельности предприятий. В целом же реорганизация  только усугубила недостатки в работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными.

Одним из существенных недостатков реформы  банковской системы является тот  факт, что любое бывшее отделение  Госбанка, переданное в состав одного из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятия других отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Существенный недостаток заключался и в том, что  над каждым бывшим отделением Госбанка, переименованным в отделение  одного из специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры  в виде областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка. Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в отделение  соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих адреса.

Вследствие  такой “перестройки” значительно  возросло управленческое звено банковской системы на уровне области, края и  автономной республики. Поскольку реорганизация  проводилась в пределах имевшейся  штатной численности Госбанка и  Стройбанка, а областное звено  потребовало существенного увеличения числа работников, то нередко это  обеспечивалось путем сокращения штатной  численности отделений, которые  и без того были перегружены работой.

Реорганизация системы банков не затронула системы  безналичных расчетов с помошью  межфилиальных оборотов (МФО). Безналичные  расчеты между предприятиями  и организациями продолжали осуществляться так, будто в стране сохранился единый банк с разветвленной сетью своих  учреждений (филиалов). В этой ситуации разукрупнение Госбанка СССР и создание нескольких специализированных банков привело к тому, что расчеты значительно замедлились, резко возросли остатки по счетам невыясненных сумм (что было вызвано несовершенством безналичных расчетов в тех случаях, когда поставщик и покупатель обслуживались учреждениями различных специализированных банков), существенно увеличилось время обработки данных и составления сводного баланса как по каждому из банков, так и по системе банков страны в целом.

Специализированные  банки приступили к операциям  с 1 января 1988 г. И довольно быстро стало  ясно, что механизм управления системой банков усложнился, разросшийся административный аппарат своей ложной активностью  подмял низовое звено – отделения, лишив их возможности самостоятельно решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры. Ведомства, творя  реформу по своему образу и подобию, так увлеклись созданием удобных  кресел, что не заметили, как управленческая пирамида стала на "голову": внизу  одно отделение, а вверху 12 бюрократических  структур. В итоге получился "аппаратный" вариант перестройки банковской системы. Реорганизация, проведенная, казалось бы, с целью ликвидации монопольного положения Госбанка и  Стройбанка в сфере кредитных  отношений, привела на смену одним  монополистам других. Очень скоро  стало ясно, что настоящая реорганизация  банковской системы еще впереди.

На рубеже 80-х и 90-х годов в общественном мнении стала утверждаться мысль  о необходимости перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы стали  создаваться первые негосударственные  коммерческие и кооперативные банки. Тем самым возникло качественно  новое направление формирования банковской системы. Идеологически  и экономически была подготовлена почва  для возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам  управления экономикой.

Численность вновь созданных коммерческих и  кооперативных банков быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось  всего 43 коммерческих и кооперативных  банка, а через 2 года их число возросло до 1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том числе за счет образовавшихся на базе не оправдавших  себя государственных специализированных банков.

К этому  времени Госбанк СССР стал выполнять  функции Центрального банка. Одновременно те же функции постепенно обретал  Центральный банк РСФСР (Банк России). Тем самым в стране началось формирование двухуровневой банковской системы.

В этих условиях возникла необходимость в соответствующей  законодательной базе, юридически закрепляющей статус как центрального банка, так  и коммерческих банков. Необходимые  законы были приняты в декабре 1990 г. На союзном уровне Верховным Советом  СССР 11 декабря 1990 г. были приняты законы “О Государственном банке СССР”  и "О банках и банковской деятельности "; в Российской Федерации –  законы "О Центральном банке  РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (2 декабря 1990 г.). С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалась еще более  быстрыми темпами и определенной уверенностью.

В настоящее  время в Российской Федерации  преобладают мелкие и средние  банки. По форме собственности банки  делятся на паевые, акционерные и смешанные. Основная часть банков сосредоточена в Центральном районе (855), из них в Москве — 729. В основном преобладают универсальные банки, и практически не развита сеть специализированных банков, в частности ипотечных.

 

 

 

Заключение

 

Кредитная система в широком смысле слова представляет собой совокупность банковских и иных кредитных учреждений, правовые формы организации и методы осуществления кредитных операции. Дальнейшее развитие кредита и банков проявляется в развертывании, расширении, обобществлении финансово-кредитных учреждений и, появлении новых задач и функций кредитной системы. На этапе ее становления кредитной системе отводилась роль вытеснителя старомодных ростовщиков. Она формировалась, во-первых, путем создания кредитных денег и, во-вторых, посредством возрастающего привлечения свободного денежного капитала предприятий и государства и населения, самих ростовщиков.

В настоящее время происходит дальнейшее развитие кредитной системы, и прежде всего ее функций. Наряду с основной функцией — аккумуляцией свободных денежных средств и превращением их в ссудный капитал — развиваются и другие функции, такие, как прием вкладов и открытие по ним различного рода счетов, организация выпуска акций и облигаций, прием ценностей на хранение, операции посредничества в платежах. Кредитная система берет на себя выполнение операции с деньгами отдельных предприятий и организаций, создает такие орудия обращений, которые заменяют сначала золото, а затем и кредитные деньги безналичным расчет том.

Превратившись в звено финансового капитала, кредитная система проникает во все сферы хозяйственной жизни. Если говорить о ее положении и современных условиях, то с полным основанием можно сказать, что ей принадлежит центральное место в экономическом воспроизводстве. Банковская система как стержневая часть кредитной системы по своей формальной организации и централизации представляет самое искусное и совершенное творение, к которому вообще приводит развитие экономических отношений.

 

 

 

Список  используемой литературы

Специальная литература

    • Лаврушин О.И. Банковское дело - М, Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2006.
    • Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
    • Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы// Деньги и кредит 2005.

Интернет ресурсы

    • www.wikipedia.org

 


Информация о работе История развития банков России