История развития практического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей наиболее эффективным способом, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Возникновение и развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей, которые невозможно достичь в результате индивидуальной работы. Управление уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в первобытном обществе предприимчивые члены общины получали в свое личное пользование всевозможные орудия труда и с их помощью добивались более высокой эффективности хозяйства, а значит, и более полного удовлетворения своих потребностей. Уже тогда ценились такие предпринимательские черты, как инициативность, ответственность, способность к риску. Все это требовало четкой организации труда, учета природных условий, контроля за качеством работы, умения воздействовать на человека – всего того, что мы сегодня называем управлением. Уже в те времена наблюдалось разделение труда: одни люди непосредственно занимались трудовой деятельностью, другие - управляли ими. Между этими двумя группами людей постепенно складывались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по сути, в менеджеров.

Файлы: 1 файл

Министерство науки и образования РФ.docx

— 36.67 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в центре рыночной экономики оказывается человек–производитель и потребитель товаров с его интересами , а главной ее задачей – наилучшее удовлетворение потребностей человека. Свидетельством успешности такого удовлетворения и является получение прибыли предпринимателем. Следовательно, прибыль – не только стимул для предпринимателя (о чем уже говорилось), но и важнейший показатель успешности его деятельности в интересах человека и общества.

Сферой рыночной деятельности предпринимателя становится как  создание товаров и услуг, так и их реализация, прежде всего – торговля. Предпринимательство охватывает и такие области жизненного цикла товаров, как исследование и проектирование, необходимое для их создания, транспортировка, эксплуатация и потребление, восстановление и утилизация.

Понятие «предпринимательство»  все более обретает современный  смысл. Уже в толковом словаре  В. Даля, созданном в 1863–1866 годах, написано: «Предпринимать – затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»; «предприимчивый» означает «склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам; смелый, решительный, отважный на дело этого рода».

С этого периода предпринимательство  неразрывно связывается с наличием и использованием капитала, а предприниматель  отождествляется с капиталистом.

Мощный толчок развитию предпринимательства  дала промышленная революция XVIII века, знаменовавшая переход к крупным предприятиям. Вместо ремесленника, мастера-виртуоза центральной фигурой стал наемный рабочий, часто не имеющий приличной квалификации. Английская политическая экономия в лице А. Смита и Д. Рикардо уделяла значительное внимание вопросам управления в новых условиях – фабричному разделению труда, организации производственного контроля и т. д.

Большой интерес к управлению трудом людей на капиталистической фабрике проявляли социалисты-утописты, в частности Роберт Оуэн. Он обращал особое внимание на то, что мы сегодня называем «человеческим фактором». Оуэн не ограничивался чистой теорией. В начале XIX века на своей текстильной фабрике он провел смелый эксперимент, в ходе которого на предприятии было организовано питание рабочих, а в заводском поселке построена новая школа и проведено благоустройство. Наши сегодняшние устремления к сильной социальной политике имеют, таким образом, глубокие исторические корни и достойных предшественников. Оуэну принадлежит и попытка использовать для повышения производительности труда моральные стимулы: естественное желание человека быть не хуже остальных он реализовал в организации на производстве здорового соревнования: у лучших рабочих на станках появлялись красные ленты, у средних – зеленые, у плохих – желтые.

Предпринимательская деятельность побуждает бизнесменов к постоянному поиску форм и способов ведения дела. Наряду с индивидуальными и семейными капиталистическими предприятиями появляются объединения владельцев капитала – акционерные компании. Их предшественниками были торговые общества, которые начали формироваться в Европе в XVI веке. Одно из таких обществ – «Москови компани» – работало в нашей стране уже в 1555 году!

Объединение капиталов в  акционерные общества давало возможность сложить усилия для решения крупных предпринимательских задач.

В начале нашего века на крупнейших предприятиях таких обществ в  США работало около четверти всех рабочих и служащих, которые производили до 40 % промышленной продукции страны.

Вместе с тем продолжает развиваться и мелкий бизнес –  предприятия с численностью работающих до нескольких сотен человек. Они пользовались государственной поддержкой и льготами в области налогообложения, кредитования и другими.

В связи с ростом предпринимательства, развитием торговли возникают колоссальные торговые предприятия, магазины-супермаркеты, способные одеть и накормить население целого небольшого города.

Организуется банковская система, основу которой составляют частные коммерческие банки. Они принимают деньги на хранение, выплачивая за это определенный процент, одновременно ссужают деньгами под более высокие проценты своих клиентов-предпринимателей. Возникают и так называемые банковские дома или «деловые банки», занимающиеся куплей-продажей, а порой и выпуском ценных бумаг. Особые банки – их называют ипотечными – осуществляют операции с недвижимостью: строениями, жильем, землей, дорогами и т. п.

С развитием капитализма, совершенствованием технических средств, концентрацией производства значение управления и управляющих существенно увеличивается. Аппарат управления разделяется, специализируется. Наряду с линейными руководителями появляются органы функционального управления. Уже в конце прошлого века складывается отношение к руководству предприятием как к науке и искусству, которым надо учиться. К решению задач управления производством привлекаются экономика, психология, социология, математика. Появляются оригинальные труды по управлению производством. Закладываются основы современного менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Эволюция управления на основе выделения различных школ менеджмента

До 20 века никто не задумывался  над тем, чтобы организацией управлять системно. Идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилось в США на рубеже 19-20 веков. С этого же времени управление признаётся самостоятельной деятельность требующей специальных знаний.

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования. Каждая школа внесла свой вклад в развитие науки управления.

1. Школа  научного управления. 
 
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. 
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их обучение. 
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. 
4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. 
5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. 
 
II. Классическая школа управления. 
 
1. Развитие принципов управления. 
2. Описание функций управления. 
3. Систематизированный подход к управлению всей организации. 
 
III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. 
 
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности. 
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом. 
 
IV. Школа науки управления. 
 
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. 
2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях. 
 
В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести: такие подходы:  

·  научного направления; 

·  административный; 

·  с точки зрения человеческих отношений; 

·  с точки зрения науки о поведении; 

·  с точки зрения количественных методов; 

·  к управлению как к процессу; 

·  системный, 

·  ситуационный.

 

 

      1. Научные подходы к управлению.

 


Информация о работе История развития практического менеджмента