Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:56, реферат
Современные коммерческие банки - банки, непосредственно об¬служивающие предприятия и организации, а также население - сво¬их клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном бан¬ковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их от¬ношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.
Наряду с операциями по привлечению средств в депозиты ссудные и расчетные операции относятся к числу важнейших операций банка.
РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по зачислению и списанию средств со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами. Коммерческие банки производят расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России, при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между собой, при выполнении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.
Коммерческие банки, Банк России обязаны перечислять средства клиента и зачислять средства на его счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. В случае несвоевременного неправильного зачисления на счет списания со счета клиента денежных средств кредитная организация, Банк России выплачивают проценты на сумму этих средств по официальной процентной ставке Банка России.
КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по приему и выдаче наличных денежных средств. Более широко кассовые операции можно определить как операции, связанные с движением наличных денежных средств, а также формированием, размещением и использованием денежных средств на различных активных счетах банка (включая счет «Касса» и корреспондентские счета в других банках) и счетах клиентов коммерческого банка.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещенные в виде срочных вкладов в других кредитных организациях. Особенность инвестиционных операций коммерческого банка от кредитных операций заключается в том, что инициатива проведения первых исходит от самого банка, а не его клиента. Это инвестиционная деятельность самого банка.
ФОНДОВЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции с ценными бумагами (помимо инвестиционных).
К фондовым операциям относятся:
·
·
Кроме того, активные операции банков делятся в зависимости от:
• степени рискованности - на рисковые и риск-нейтральные;
• характера (направлений) размещения средств - на первичные (операции, связанные с размещением средств на корреспондентском счете, в кассе, с выдачей ссуд клиентам, другим банкам, некоторые иные операции), вторичные (операции, связанные с отчислениями средств в резервный и страховой фонды) и инвестиционные (операции по вложению средств банка в собственный портфель ценных бумаг, в основные фонды, по участию в хозяйственной деятельности других предприятий и организаций);
• уровня доходности - на операции, приносящие доход (высокодоходные и низкодоходные, приносящие доход стабильный нестабильный) и не приносящие дохода (к последним можно отнести операции с наличностью, по корреспондентскому счету, по отчислению средств в резервный фонд Центрального банка РФ, выдаче беспроцентных ссуд, пролонгированию и отсрочке ссуд, когда проценты за пользование ссудами не уплачиваются).
3. Активно-пассивные операции банков - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию. Именно эту группу банковских операций обычно называют услугами. Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и прочие.
КОМИССИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.
К данной категории операций относятся:
• операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);
• переводные операции;
• торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и др.);
• доверительные (трастовые) операции;
• операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг. Особое внимание при проведении доверительных операций банки уделяют счетам клиентов в иностранных валютах. Обычно рекомендуется диверсифицировать средства на таких счетах в несколько наиболее стабильных валют (например, 50% - в доллары США, 30% - в немецкие марки, 10% - в фунты стерлингов, 10% - в швейцарские франки). Подобная диверсификация позволяет избежать потерь, связанных с резкими колебаниями курсов тех иных валют. Для удобства ведения учета многие банки пересчитывают средства клиентов во всех валютах в общепринятые единицы (например, ЭКЮ). Если же клиент не давал банку специальных указаний относительно выбора валюты вклада, суммы в иностранных валютах, поступающие на его счет, пересчитываются банком в любую валюту.
Наконец, все операции банка делят на:
• ликвидные и неликвидные;
• операции в рублевом и валютном выражении;
• регулярные (совершаемые банком периодически, постоянно воспроизводимые им) и иррегулярные (носящие для банка случайный, эпизодический характер);
• балансовые и забалансовые.
На последней категории операций следует остановиться подробнее, тем более что сейчас объем забалансовых операций, выполняемых ведущими банками мира, стремительно возрастает.
Термином
«забалансовые операции»
Особенность забалансовых операций состоит в том, что значительная их часть представляет собой обязательство банка совершить активную (реже - пассивную) операцию при наступлении (возникновении) определенных, заранее оговоренных условий. Таким образом, особенностью большей части забалансовых операций является их условный характер, поэтому они часто называются условными обязательствами.
Забалансовые операции - не новое явление в мировой банковской деятельности. Кредитные учреждения и раньше провод их отдельные виды, например трастовые (доверительные) операции, форвардные валютные сделки, операции с документарными и резервными аккредитивами. Но до недавнего времени объем забалансовой деятельности был относительно незначителен и не определял лицо банковской системы. Положение резко изменилось в начале 80-х гг. Забалансовые операции превратсь в одно из ведущих направлений банковской деятельности. Доходы от них играют все возрастающую роль в формировании банковской прибыли. Наибольшее развитие забалансовая деятельность получила у американских банков. Насчитывается более тридцати разновидностей забалансовых операций, которые позволяют банкам решать следующие основные задачи:
•
страхование и
• расширение доступа к кредитным ресурсам и снижение стоимости заимствований;
• получение дополнительной прибыли и повышение доходности активов;
• сохранение требуемого органами банковского надзора соотношения между капиталом и активами при увеличении объема операций;
• управление активами и пассивами;
• проведение спекулятивных операций.
Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-двадцать лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень. Этот уровень предполагает, в частности, охват большинства населения банковскими услугами. Так, в Великобритании, Франции, Германии около 80% взрослого населения имеют текущий счет вклад в банке. Что касается занятой части населения, то 95% ее имеют счет либо в банке, либо в страховом обществе, либо в нескольких кредитно-финансовых институтах.
С переходом к системе рыночных отношений в банковском деле одной из актуальных становится проблема детального изучения роли и места банковских услуг в общей совокупности операций коммерческих банков, причин появления и развития новых услуг, а также их влияния на показатели доходности и ликвидности банков. Поиски ответов на эти вопросы будут способствовать развитию банковского дела в нашей стране, более полному удовлетворению потребностей субъектов экономики и государства в банковских услугах.
До середины 60-х гг. рекламе и маркетингу банковских услуг уделялось небольшое внимание. Лишь в конце 60-х гг. в ряде стран были организованы широкомасштабные кампании с целью привлечения внимания потенциальных клиентов к банковскому бизнесу и банковским услугам. Некоторые крупнейшие банки приступ к разработке долгосрочных программ, направленных на пересмотр роли коммерческих банков в рыночной экономике.
В 70-е гг. началось проведение рекламных кампаний по представлению отдельных банков. Именно в эти годы банки приступ к маркетинговому анализу своих взаимоотношений с уже существующими (реальными) и будущими (потенциальными) клиентами. В этот период коммерческие банки США, Великобритании, ФРГ и других стран организовали у себя отделы рекламы и маркетинга, функции которых заключались прежде всего в определении перспективных направлений политики банка по отношению к реальным и потенциальным клиентам, привлечении новых клиентов, создании и совершенствовании предлагаемых им услуг, повышении доходности банковских операций. Примерно с начала 70-х гг. банки стали придавать ключевое значение всей системе своих взаимоотношений с клиентурой - как торгово-промышленной, так и частной. По сути это было начало нового этапа развития рынка банковских услуг. В плане взаимодействия с клиентами он включил два основных направления деятельности банков.
Первое направление было связано с качественным совершенствованием уже существовавших видов операций и услуг. Так, в сфере кредитования многие банки ввели новые виды ссуд, в том числе и для частных клиентов, такие, как:
• ссуда физическому лицу на покупку нового дома до момента продажи заемщиком его старого дома (bridging loan);
• ссуда на покупку дома (housing loan), предлагаемая физическим лицам, как правило, не владеющим на момент выдачи ссуды какой-либо недвижимостью;
• ссуда на улучшение (ремонт) дома (home improvement loan), предоставляемая домовладельцу, планирующему реконструкцию, перестройку ремонт принадлежащего ему дома;
• ссуда на потребительские цели (consumer loan), формирование личного кредитного плана (personal credit plan);
• ссуда под страховой полис (policy loan);.
• ссуда с погашением в рассрочку (instalment loan);
• ссуда частному лицу на необусловленные цели (use-as-you-please loan);
• потребительская денежная ссуда с разовым погашением (single payment personal cash loan);
• ссуда фермеру на улучшение земельных угодий (improvement loan);
• ссуда на учебу стажировку (probate advance).
Для клиентов - юридических лиц стали применяться:
• ссуда на начало и развитие предпринимательской деятельности (business start loan и business development plan);
• ссуда на покупку активов другой фирмы (acquisition loan) и др.
Банки
стремсь найти возможные
Второе направление развития рынка банковских услуг заключалось в поиске и развитии банками принципиально новых, ранее не проводившихся операций для клиентов. Это направление со временем стало основным звеном политики многих банков и потребовало важнейших функциональных и структурных изменений в их деятельности.
В начале 80-х гг. коммерческие банки в силу ряда причин (глобализация рынков, усиление конкуренции, технологическая революция в банковском деле и др.) существенно расшир круг операций, отдавая приоритет развитию различных форм обслуживания клиентов. Началось формирование обновленного рынка банковских услуг, на котором наряду с традиционными видами операций получ развитие и новые услуги. В этот период маркетингу придавалось все большее значение по мере усиления конкуренции между самими коммерческими банками и между банками и другими кредитно-финансовыми институтами. В некоторых странах были созданы исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании).