Коммерческий банк, его деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно об¬служивающие предприятия и организации, а также население - сво¬их клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном бан¬ковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их от¬ношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.

Файлы: 1 файл

КБ, их деятельность.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

    Наряду  с операциями по привлечению средств  в депозиты ссудные и расчетные  операции относятся к числу важнейших  операций банка.

    РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по зачислению и списанию средств со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами. Коммерческие банки производят расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России, при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между собой, при выполнении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.

    Коммерческие  банки, Банк России обязаны перечислять  средства клиента и зачислять  средства на его счет не позднее  следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. В случае несвоевременного неправильного зачисления на счет списания со счета клиента денежных средств кредитная организация, Банк России выплачивают проценты на сумму этих средств по официальной процентной ставке Банка России.

    КАССОВЫЕ  ОПЕРАЦИИ - операции по приему и выдаче наличных денежных средств. Более широко кассовые операции можно определить как операции, связанные с движением наличных денежных средств, а также формированием, размещением и использованием денежных средств на различных активных счетах банка (включая счет «Касса» и корреспондентские счета в других банках) и счетах клиентов коммерческого банка.

    ИНВЕСТИЦИОННЫЕ  ОПЕРАЦИИ - операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещенные в виде срочных вкладов в других кредитных организациях. Особенность инвестиционных операций коммерческого банка от кредитных операций заключается в том, что инициатива проведения первых исходит от самого банка, а не его клиента. Это инвестиционная деятельность самого банка.

    ФОНДОВЫЕ  ОПЕРАЦИИ - операции с ценными бумагами (помимо инвестиционных).

    К фондовым операциям относятся:

·                                       операции с векселями (учетные и переучетные операции, операции по протесту векселей, по инкассированию, домицрованию, акцепту, индоссированию векселей, по выдаче вексельных поручений, хранению векселей, продаже их на аукционе);

·                                       операции с ценными бумагами, котирующимися на фондовых биржах. ГАРАНТИЙНЫЕ ОПЕРАЦИИ - операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий; приносят банкам доход также в виде комиссионных.

    Кроме того, активные операции банков делятся  в зависимости от:

    • степени рискованности - на рисковые и риск-нейтральные;

     характера (направлений) размещения средств - на первичные (операции, связанные с размещением средств на корреспондентском счете, в кассе, с выдачей ссуд клиентам, другим банкам, некоторые иные операции), вторичные (операции, связанные с отчислениями средств в резервный и страховой фонды) и инвестиционные (операции по вложению средств банка в собственный портфель ценных бумаг, в основные фонды, по участию в хозяйственной деятельности других предприятий и организаций);

    • уровня доходности - на операции, приносящие доход (высокодоходные и низкодоходные, приносящие доход стабильный нестабильный) и не приносящие дохода (к последним можно отнести операции с наличностью, по корреспондентскому счету, по отчислению средств в резервный фонд Центрального банка РФ, выдаче беспроцентных ссуд, пролонгированию и отсрочке ссуд, когда проценты за пользование ссудами не уплачиваются).

    3. Активно-пассивные  операции банков - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию. Именно эту группу банковских операций обычно называют услугами. Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и прочие.

    КОМИССИОННЫЕ  ОПЕРАЦИИ - операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.

    К данной категории операций относятся:

    • операции по инкассированию дебиторской  задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);

    • переводные операции;

    • торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и др.);

    • доверительные (трастовые) операции;

    • операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг. Особое внимание при проведении доверительных  операций банки уделяют счетам клиентов в иностранных валютах. Обычно рекомендуется диверсифицировать средства на таких счетах в несколько наиболее стабильных валют (например, 50% - в доллары США, 30% - в немецкие марки, 10% - в фунты стерлингов, 10% - в швейцарские франки). Подобная диверсификация позволяет избежать потерь, связанных с резкими колебаниями курсов тех иных валют. Для удобства ведения учета многие банки пересчитывают средства клиентов во всех валютах в общепринятые единицы (например, ЭКЮ). Если же клиент не давал банку специальных указаний относительно выбора валюты вклада, суммы в иностранных валютах, поступающие на его счет, пересчитываются банком в любую валюту.

    Наконец, все операции банка делят на:

    • ликвидные и неликвидные;

    • операции в рублевом и валютном выражении;

    • регулярные (совершаемые банком периодически, постоянно воспроизводимые им) и иррегулярные (носящие для банка случайный, эпизодический характер);

    • балансовые и забалансовые.

    На  последней категории операций следует  остановиться подробнее, тем более  что сейчас объем забалансовых операций, выполняемых ведущими банками мира, стремительно возрастает.

    Термином  «забалансовые операции» обозначается широкий круг операций, которые, как  правило, не отражаются в официально публикуемых банковских балансах даются под чертой в разделе «контр-счетов» («забалансовых» счетов). Забалансовые операции могут проводиться банками как с целью привлечения средств (пассивные операции), так и их размещения (активные). Кроме того, если банки проводят забалансовые операции за определенное вознаграждение (комиссию) по поручению клиента, то их относят к активно-пассивным операциям банковским услугам.

    Особенность забалансовых операций состоит в  том, что значительная их часть представляет собой обязательство банка совершить активную (реже - пассивную) операцию при наступлении (возникновении) определенных, заранее оговоренных условий. Таким образом, особенностью большей части забалансовых операций является их условный характер, поэтому они часто называются условными обязательствами.

    Забалансовые операции - не новое явление в мировой банковской деятельности. Кредитные учреждения и раньше провод их отдельные виды, например трастовые (доверительные) операции, форвардные валютные сделки, операции с документарными и резервными аккредитивами. Но до недавнего времени объем забалансовой деятельности был относительно незначителен и не определял лицо банковской системы. Положение резко изменилось в начале 80-х гг. Забалансовые операции превратсь в одно из ведущих направлений банковской деятельности. Доходы от них играют все возрастающую роль в формировании банковской прибыли. Наибольшее развитие забалансовая деятельность получила у американских банков. Насчитывается более тридцати разновидностей забалансовых операций, которые позволяют банкам решать следующие основные задачи:

    • страхование и перераспределение  рисков между участниками рынка, в особенности кредитного и рыночного;

    • расширение доступа к кредитным  ресурсам и снижение стоимости заимствований;

    • получение дополнительной прибыли  и повышение доходности активов;

    • сохранение требуемого органами банковского  надзора соотношения между капиталом и активами при увеличении объема операций;

    • управление активами и пассивами;

    • проведение спекулятивных операций.

20.2. Банковские услуги

    Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-двадцать лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень. Этот уровень предполагает, в частности, охват большинства населения банковскими услугами. Так, в Великобритании, Франции, Германии около 80% взрослого населения имеют текущий счет вклад в банке. Что касается занятой части населения, то 95% ее имеют счет либо в банке, либо в страховом обществе, либо в нескольких кредитно-финансовых институтах.

    С переходом к системе рыночных отношений в банковском деле одной  из актуальных становится проблема детального изучения роли и места банковских услуг в общей совокупности операций коммерческих банков, причин появления и развития новых услуг, а также их влияния на показатели доходности и ликвидности банков. Поиски ответов на эти вопросы будут способствовать развитию банковского дела в нашей стране, более полному удовлетворению потребностей субъектов экономики и государства в банковских услугах.

    До  середины 60-х гг. рекламе и маркетингу банковских услуг уделялось небольшое внимание. Лишь в конце 60-х гг. в ряде стран были организованы широкомасштабные кампании с целью привлечения внимания потенциальных клиентов к банковскому бизнесу и банковским услугам. Некоторые крупнейшие банки приступ к разработке долгосрочных программ, направленных на пересмотр роли коммерческих банков в рыночной экономике.

    В 70-е гг. началось проведение рекламных  кампаний по представлению отдельных банков. Именно в эти годы банки приступ к маркетинговому анализу своих взаимоотношений с уже существующими (реальными) и будущими (потенциальными) клиентами. В этот период коммерческие банки США, Великобритании, ФРГ и других стран организовали у себя отделы рекламы и маркетинга, функции которых заключались прежде всего в определении перспективных направлений политики банка по отношению к реальным и потенциальным клиентам, привлечении новых клиентов, создании и совершенствовании предлагаемых им услуг, повышении доходности банковских операций. Примерно с начала 70-х гг. банки стали придавать ключевое значение всей системе своих взаимоотношений с клиентурой - как торгово-промышленной, так и частной. По сути это было начало нового этапа развития рынка банковских услуг. В плане взаимодействия с клиентами он включил два основных направления деятельности банков.

    Первое  направление было связано с качественным совершенствованием уже существовавших видов операций и услуг. Так, в сфере кредитования многие банки ввели новые виды ссуд, в том числе и для частных клиентов, такие, как:

    • ссуда физическому лицу на покупку  нового дома  до момента продажи заемщиком его старого дома (bridging loan);

    • ссуда на покупку дома (housing loan), предлагаемая физическим лицам, как правило, не владеющим на момент выдачи ссуды какой-либо недвижимостью;

    • ссуда на улучшение (ремонт) дома (home improvement loan), предоставляемая домовладельцу, планирующему реконструкцию, перестройку ремонт принадлежащего ему дома;

    • ссуда на потребительские цели (consumer loan), формирование личного кредитного плана (personal credit plan);

    • ссуда под страховой полис (policy loan);.

    • ссуда с погашением в рассрочку (instalment loan);

    • ссуда частному лицу на необусловленные  цели (use-as-you-please loan);

    • потребительская денежная ссуда  с разовым погашением (single payment personal cash loan);

    • ссуда фермеру на улучшение земельных  угодий (improvement loan);

    • ссуда на учебу стажировку (probate advance).

    Для клиентов - юридических лиц стали  применяться:

    • ссуда на начало и развитие предпринимательской  деятельности (business start loan и business development plan);

    • ссуда на покупку активов другой фирмы (acquisition loan) и др.

    Банки стремсь найти возможные варианты модификаций старых операций не только для удовлетворения потребностей имеющихся  клиентов, но и для привлечения новых.

    Второе  направление развития рынка банковских услуг заключалось в поиске и развитии банками принципиально новых, ранее не проводившихся операций для клиентов. Это направление со временем стало основным звеном политики многих банков и потребовало важнейших функциональных и структурных изменений в их деятельности.

20.3. Проблемы расширения  круга операций, ликвидности  и доходности банков

    В начале 80-х гг. коммерческие банки  в силу ряда причин (глобализация рынков, усиление конкуренции, технологическая революция в банковском деле и др.) существенно расшир круг операций, отдавая приоритет развитию различных форм обслуживания клиентов. Началось формирование обновленного рынка банковских услуг, на котором наряду с традиционными видами операций получ развитие и новые услуги. В этот период маркетингу придавалось все большее значение по мере усиления конкуренции между самими коммерческими банками и между банками и другими кредитно-финансовыми институтами. В некоторых странах были созданы исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании).

Информация о работе Коммерческий банк, его деятельность