Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:56, реферат
Современные коммерческие банки - банки, непосредственно об¬служивающие предприятия и организации, а также население - сво¬их клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном бан¬ковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их от¬ношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.
Таким образом, практика функционирования зарубежных банков свидетельствует, что наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности важно также выделить уровень менеджмента, его маркетинговую активность. В нашей стране вопросы банковского менеджмента и маркетинга стали волновать банкиров относительно недавно. Подтверждением данного тезиса служит, например, тот факт, что лишь в последней российской инструкции по проведению аудиторской проверки предусматривается обязательная оценка аудиторами состояния менеджмента в банке.
Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным ее направлениям, в том числе: управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, управление ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом. Основополагающий момент в менеджменте - правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов и методов ее достижения.
Под стратегией коммерческого банка понимается учение о наиболее эффективной его деятельности. Для каждого банка прежде всего должны быть ясны его цели. Цель коммерческого банка определяется с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений его деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.
Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно также выделить качество и квалификацию менеджмента, его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в своем развитии прежде всего благодаря налаженному менеджменту и маркетингу.
Под маркетингом понимают вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение общественных потребностей посредством обмена[3]. Маркетинг - это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов (оказанию услуг). Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основные мотивы банковского маркетинга включают удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.
В настоящее время понятие маркетинга в банковской сфере включает:
• выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг;
• выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов;
• установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг;
•
предложение услуг таким
Для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающейся конкуренции банки приступают к оказанию и нетрадиционных услуг, в том числе таких, как кредитование в форме овердрафта, кредитные линии, предоставление клиентам целых наборов информационных материалов. В борьбе за клиента многие банки делают упор на развитие наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг. К числу наиболее устойчивых тенденций в сфере банковских операций в развитых странах следует отнести расширение числа банков, комплекса но обслуживающих все типы клиентов. Все больше банков стремится к непосредственному контакту с клиентами путем личного общения работника с клиентом с помощью различных средств связи: почтовой корреспонденции, телефона, факсимильных и телексных коммуникаций и др.
Наряду
с банками предложение
Термин «ликвидность» (от лат. liquidus - жидкий, текучий) в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка нередко определяют как способность банка приобретать наличные средства в Центральном банке РФ банках-корреспондентах по разумной цене. В целом ликвидность банка предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и эмитировать акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, другие долговые инструменты.
Термин «платежеспособность» несколько шире, он включает не только и не столько возможность превращения активов в быстрореализуемые, сколько способность юридического физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных иных операций денежного характера. Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности, контроль за соблюдением которой уже берет на себя не только само юридическое физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля,
Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками - по выплате депозитов, акционерами - по выплате дивидендов, государством - по уплате налогов, персоналом - по выплате заработной платы).
Ликвидность для коммерческого банка выступает как способность банка обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву. Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса банка, степенью соответствия сроков размешенных активов и привлеченных банком пассивов.
Ликвидность - важнейшая качественная характеристика деятельности банка, свидетельствующая о его надежности и стабильности. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы могут своевременно преобразовываться в денежные средства, не утрачивая при этом своей стоимости, по мере востребования пассивов. Структура ликвидных активов банка имеет вид:
• денежная наличность в кассе банка (рубли и иностранная валюта);
• драгоценные металлы;
• остатки средств на корреспондентском счете в Центральном банке РФ;
• ценные бумаги правительства;
• ссуды, предоставленные банком, срок погашения которых наступает в течение ближайших 30 дней;
• другие платежи в пользу банка, подлежащие перечислению в эти сроки.
Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как отношение различных статей активов баланса ко всей сумме к определенным статьям пассивов , наоборот, пассивов к активам. Ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности.
В современной экономической литературе существуют два подхода к характеристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как «запас» как «поток». «Запас» характеризует ликвидность банка на определенный момент времени, его способность ответить по своим текущим обязательствам, в особенности по счетам до востребования.
Как
«поток» ликвидность
Для
оценки совокупной ликвидности коммерческого
банка нужно в системе
На
ликвидность и
К основным макроэкономическим факторам, определяющим ликвидность и платежеспособность коммерческого банка, можно отнести: геополитическую и макроэкономическую обстановку в стране: совокупность законодательных, юридических и правовых норм банковской деятельности; структуру и стабильность банковской системы; состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг и др.
Кроме того, на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывают влияние микроэкономические факторы, из которых к числу основных можно отнести: ресурсную базу коммерческого банка, качество инвестиций, уровень менеджмента, а также функциональную структуру и мотивацию деятельности банка.
Следует отметить, что факторы влияют в комплексе, причем взаимосвязь наблюдается как в их отдельных группах, так и между группами.
В зарубежной практике общий резерв ликвидности подразделяется на первичный и вторичный. Первичный резерв ликвидности рассматривается как главный источник ликвидности банка. При этом в балансовых отчетах в роли первичных резервов фигурируют активы, включаемые в статью «наличность и задолженность других банков», куда входят средства на счетах обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах (вкладах) в других коммерческих банках, наличные деньги в сейфе и чеки, а также иные платежные документы в процессе инкассирования. Доля первичных резервов оценивается отношением наличных активов к сумме вкладов к сумме всех активов. Вторичные резервы ликвидности - высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и незначительным риском потерь можно превратить в наличные средства. К ним относятся активы, которые обычно составляют портфель правительственных ценных бумаг и в некоторых случаях - средства на ссудных счетах. Основное назначение вторичных резервов - служить источником пополнения первичных резервов.
Каждый коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал, исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности. Ликвидность тесно связана с доходностью банка, но в большинстве случаев достижение высокой ликвидности противоречит обеспечению более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика коммерческого банка в области управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности.
Риск
постоянно сопутствует
Высокий уровень прибыльности, как правило, связан с высокорисковыми операциями.
Политика банка должна заключаться в том, чтобы достичь равновесия (оптимального соотношения) между риском и доходом банка. Равновесие в ближайшей перспективе, краткосрочное равновесие, представляет собой соотношение между ликвидностью и прибыльностью. Чем выше ликвидность банка, тем ниже прибыльность, и наоборот: чем ниже ликвидность, тем выше ожидаемая прибыль и обязательно риск. Равновесие в отдаленной перспективе, долгосрочное равновесие, предполагает, что чем выше ликвидность, тем прочнее финансовое состояние банка, его капитальная база. Наоборот, чем ниже ликвидность, тем менее устойчив банк, меньше его капитальная платежеспособность.
Более
устойчивые в финансовом отношении
банки, заботящиеся о своей
Доходность квидность банков не достигаются автоматически. Очевидным решением проблемы привлечения дешевых и размещения дорогих ресурсов является проведение такой политики банка, которая может принести наивысший доход при разумном, с точки зрения руководства банка, уровне риска. С одной стороны, руководство банка, акционеры (пайщики) последнего заинтересованы в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет вложения средств в долгосрочные проекты, ценные бумаги сомнительного качества и т. п. Однако подобные действия неизбежно ухудшают ликвидность банка, необходимую при изъятии вкладов и для удовлетворения законного спроса на кредит. Неспособность же банка удовлетворить обоснованные и законные потребности клиентов приведет к немедленной потере банком выгодных контрактов, ослаблению его конкурентных позиций и в конечном счете к возможному краху банка как жизнеспособного субъекта рыночных отношений. Таким образом, с другой стороны, подобные операции коммерческих банков могут поставить под сомнение платежеспособность, ликвидность и устойчивость банковской системы в целом.