Кредитная политика коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение кредитной политики коммерческого банка и выработка направлений ее совершенствования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Кредитная политика банка
1.1 Сущность и виды кредитных операций
1.2 Аппарат управления банка
1.3 Документы по оформлению кредита
Глава 2. Анализ кредитного портфеля банка
2.1 Понятие кредитного риска и пути управления им
2.2 Направление кредитной политики
2.3 Анализ качества кредитного портфеля
2.4 Анализ экономических нормативов по кредитному риску
2.5 Анализ погашения и обеспечения выданных ссуд
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФИНАЛ.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)

Ссуды, отнесенные ко 2 – 5 категориям качества являются обесцененными.

Профессиональное  суждение выносится по результатам  комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания долга по ссуде, а также всей информации, находящейся в распоряжение банка о рисках заемщика.

Финансовое положение заемщика может быть оценено как:

    • хорошее - если комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика свидетельствует о стабильности финансового положения;
    • среднее - если анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика свидетельствует об отсутствие прямых угроз текущему финансовому положению, но имеются негативные явления, которые могут в будущем привести к финансовым трудностям;
    • плохое - если заемщик признан несостоятельным или он является устойчиво неплатежеспособным.

В зависимости  от качества обслуживания заемщиком  долга по ссуде, ссуды относятся  к трем категориям:

    • хорошее обслуживание долга – платежи по основному долгу и по процентам осуществления своевременно.
    • среднее обслуживание долга – если имеются случаи просроченных платежей по основному долгу и по процентам по ссудам, предоставленным юридическим лицам от 6-30 календарных дней, физическим лицам - от 31-60 календарных дней. Ссуда предоставлена заемщику в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде.
    • плохое обслуживание долга – если имеются просроченные платежи по основному долгу и по процентам по ссудам, предоставленным юридическим лицам свыше 30 дней, по ссудам, предоставленным физическим лицам – свыше 60 дней.

Резерв  формируется только в пределах суммы основного долга.

РВПСрасч = ссудная задолженность * норматив отчисления в РВПС

 

Анализ  РВПС осуществляется путем сравнения  фактически сформированного резерва  и резерва, который должен быть сформирован (расчетная величина). РВПСфакт должен составлять от РВПСрасч – 100%. Если размер РВПСрасч меньше РВПСфакт, то разница между расчетным и фактическим РВПС восстанавливается на доходы банка. Если РВПСрасч больше РВПСфакт, то банку следует в установленные сроки досоздать РВПС. Регулирование размера РВПС осуществляется ежемесячно. Если банки создают резерв недостаточный (избыточный), то Банк России требует от банков реклассификацию ссуды и урегулировать резерв в соответствии с требованиями Банка России.

 

2.5 Анализ погашения и обеспечения выданных ссуд

 

При анализе необходимо определить кредитный портфель по срокам погашения выданных кредитов. Целью такого анализа является определение сроков предоставления кредитов для корректировки кредитной политики. Задачей анализа погашения выданных ссуд является выявление тенденции ускорения или замедления оборачиваемости кредита.

Анализ  погашения выданных ссуд производится:

    • по размерам просроченных кредитов
    • по размерам переоформленных кредитов
    • по фактам списания безнадежных кредитов

Доля  просроченных кредитов определяется не только по кредитному портфелю в целом, но и по группе заемщиков. Если удельный вес просроченной задолженности по ссудам по отношению ко всей задолженности растет, то это является отражением кредитного риска. Если просроченная задолженность растет и одновременно растет доля резервов в ссудной задолженности, то банк создает достаточные резервы для покрытия потерь. При этом особое внимание следует уделить состоянию просроченной задолженности в филиалах, что является необходимым условием эффективности управления их деятельностью.

Задачей анализа обеспечения выданных ссуд является возможность компенсации  потерь банка в случае невозврата кредита. В соответствии с Положением № 254-П от 26.03.04г. под обеспечением по ссуде понимается обеспечение в виде залога, банковской гарантии, поручительства, гарантийного депозита или вклада, отнесенное к одной из двух категорий качества обеспечения.

К обеспечению  первой категории качества относится:

    • ликвидный залог, если в качестве предмета залога выступают: ценные бумаги развитых стран, ценные бумаги МинФина, векселя МинФина РФ;
    • гарантия РФ, банковская гарантия Банка России, поручительства и гарантии правительств развитых стан, банковские гарантии тех же стран;
    • поручительства и гарантии юридических лиц с высоким инвестиционным рейтингом

К обеспечению  второй категории качества относятся:

    • ликвидный залог, не относящийся к обеспечению первой категории качества;
    • гарантии (банковские гарантии) и поручительства, при условии, если финансовое положение гаранта или поручителя оценивается как хорошее.

При анализе  необходимо определить степень обеспечения  выданных ссуд:

 

Сов = отдельные виды обеспечения * 100%

суммы выданных кредитов

Также при  анализе необходимо определить качество и достаточность залога и причины  появления необеспеченных кредитов. Такой анализ позволяет оценить  эффективность залоговой политики.

 

Заключение

 

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы: каждый банк должен четко формулировать политику предоставления ссуд, которая позволяла бы определять направления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем кредитного портфеля, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно предоставлять кредит. Ответственность за осуществление кредитной политики лежит на Совете директоров банка, который делегирует функции по практическому предоставлению кредитов на более низкие уровни и формулирует общие принципы и ограничения кредитной политики.

Для решения  ключевой задачи кредитной политики - улучшения оценки кредитоспособности заемщика необходимо:

  1. Использовать расширенный набор финансовых коэффициентов, поскольку применение ограниченного их количества снижает качество проводимого анализа;
  2. Анализировать динамику изменения финансового положения заемщика на протяжении нескольких отчетных периодов, а не по последнему балансу;
  3. Использовать для анализа кредитоспособности, в дополнение к анализу на основе финансовых коэффициентов, анализ денежного потока клиента;
  4. Кроме традиционного анализа финансового положения предприятия-заемщика необходимо анализировать моральные качества клиента и его способность заработать деньги для погашения кредита, поскольку от этого, как показывает опыт, в значительной степени зависит своевременность и полнота возвращения заемных средств;
  5. Необходимо тщательно изучать кредитную историю клиента, для выяснения предыдущего опыта его общения с другими банками и финансовыми учреждениями;
  6. Для обобщения и систематизации сведений о заемщике, а также более наглядного их представления, предлагается оформлять результаты изучения его кредитоспособности в виде кредитной оценки, включая в этот документ все сведения, необходимые кредитному комитету для принятия решения о выдаче кредита.

Изучение  кредитоспособности клиента является одним из наиболее важных методов снижения кредитного риска и успешной реализации кредитной политики, поскольку позволяет избежать необоснованного риска еще на этапе рассмотрения заявки на предоставление кредита. Другими методами снижения кредитного риска являются: диверсификация кредитного портфеля, ограничение размера кредита выдаваемого одному заемщику, страхование кредита, привлечение достаточного обеспечения.

Эти методы позволяют ограничить потери банка от невозврата заемных средств клиентом. Страхование и привлечение достаточного обеспечения позволяют вернуть ссуженные средства и компенсировать убытки банка по процентам за кредит путем страхового возмещения от страховой компании или реализации обеспечения.

 

Список  использованной литературы

 

1. Федеральный  закон «О банках и банковской деятельности» №317 ФЗ от 03.02.1996г.

2. Инструкция Банка России «Об обязательных нормативах банков» №110-И от 16.01.2004г.

3. Положение  Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями  денежных средств и их возврата (погашения)» №54-П от 31.08.1998г.

4. Положение  Банка России «О порядке формирования  кредитными организациями резервов  на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной  к ней задолженности» № 254-П от 26.03.2004г.

5. «Банковское дело» Костерина Т.М. – М.: Маркет, 2006г.

6. «Банковские  операции» Коробов Ю.И. – М.: Магистр, 2007г.

7. «Банковские  операции» Каджаева М.Р. – М.: Издательский центр «Академия», 2007г.

8. Ресурсы Internet:

www.cbr.ru

http://www.financecenter.ru/

http://ekdel.ru/045.html

http://www.fxmoney.ru/

http://www.berator.ru/company/

http://www.afga.ru/p=9

http://www.ng.ru/

http://www.banki.ru/news/topnews/

Размещено на Allbest




Информация о работе Кредитная политика коммерческого банка