Кредитные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить сущность кредитных операций коммерческого банка, изучить организацию процесса кредитования в банках.

Содержание работы

Введение 3
1. Кредитные операции: понятие, структура и виды 4
2. Организация кредитования в банке 10
Заключение 20
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

к.р.docx

— 39.28 Кб (Скачать файл)

Опираясь на вышеуказанные  законы кредита, авторы учебника «Банковское дело» под ред.Г. Г. Коробовой выделяют следующие принципы:

  • принцип срочности, определяющий как временные границы кредита, так и конкретные сроки его возврата;
  • принцип целенаправленности, определяющий границы использования кредита;
  • принцип обеспеченности кредита;

Таким образом, выделенные принципы являются общими для всех видов кредитных  отношений. Особенности отдельных  видов кредита выступают не как  принципы присущие отдельному виду банковского  кредитования, а проявляются в  особенностях реализации отдельных  принципов кредитования применительно  к конкретному виду. Т.е. это проявление не затрагивает сущности, частью которой  в данном случае являются принципы кредитования.

 

2. Организация кредитования  в банке

 

Проведение любой ссудной  операции характеризуется таким  понятием как кредитный процесс, представляющий собой последовательность проводимых действий сотрудниками банка  во время проведения кредитной операции. Кредитное дело - это рискованная  сфера деятельности, поэтому специфика  организации состоит в том, что  сотрудники банка на всех этапах кредитования стремятся выявить, оценить и  управлять кредитным риском. Это  находит отражение и в системе  управления банка. Вопросами кредитования в банке занимаются органы, занимающиеся общими вопросами деятельности, и  органы, в соответствии с функциональным признаком построения системы управления, управления и службы, сотрудники, которых  непосредственно осуществляют действия направленные на проведение кредитных  операций. Состав и количество структурных  подразделений зависит от размера  банка, наличия филиальной сети т  др. Кредитное управление может включать отделы, соответствующие вида проводимых операций, такие как отделы краткосрочного и долгосрочного кредитования, отдел  кредитования населения, отдел нетрадиционных банковских операций и др. В тоже время, структура кредитных органов  крупного банка может включать:5

  • отдел формирования кредитного портфеля, занимающийся вопросами рассмотрения кредитных заявок (экспертиза контрактов, технико-экономического обоснования), анализа финансового состояния заемщика, готовит предложение кредитный комитет для рассмотрения вопроса о выдаче крупных ссуд, предоставления банковских гарантий, разрабатываются рекомендации по оптимизации структуры кредитного портфеля;
  • кредитный отдел. Сотрудники занимаются оформлением кредитных договоров и дополнительных соглашений о пролонгации кредитов, контролируют своевременность погашения кредита и процентов, проводят систематический анализ финансового состояния заемщика, принимают меры по досрочному взысканию кредитной задолженности, а также разрабатываю т рекомендации по совершенствованию структуры кредитного портфеля и т.п.;
  • отдел контроля за обеспеченностью кредитов. В данном отделе служащие банка заняты вопросами оформления, контроля обеспеченности кредитов (залоговых обязательств);
  • отдел контроля кредитной деятельности филиалов банка осуществляет надзор за соблюдением данными подразделениями банка соответствующих лимитов, проводит анализ и проверку их работы;
  • отдел методологии и анализа. Данный отдел занимается разработкой нормативных документов, регламентирующих кредитную деятельность, подготавливает о кредитной деятельности банка, анализирует состояние рыночной конъюнктуры и др.

Другим звеном управления кредитной деятельности является кредитный  комитет, занимающимся вопросами кредитной  деятельности является кредитный комитет  при правлении банка. Данный комитет  создается в каждом коммерческом банке и обычно возглавляется  председателем правления банка. Его главной целью является оценка и снижение потенциальных рисков банка при проведении кредитных  операций, оценка возможной прибыли  по отношению к вероятности невозврата кредитов, иные общие вопросы кредитной  деятельности. Основные функции кредитного комитета можно выделить в несколько  блоков следующие:

  • разработка кредитной политики банка (стратегия и тактика), установление процедур и правил осуществления кредитных операций, определение лимитов кредитования;
  • санкционирование кредитов, установление процентных ставок по кредитам;
  • контроль за работой кредитных служб;
  • управление кредитным портфелем, принятие мер по реструктуризации проблемной задолженности и др.

Следующим моментом организации  процесса кредитования является определение  банком своего места в банковской системе, т.е. он дожжен конкретизировать свои цели, задачи и приоритеты, определить нишу кредитного рынка, стратегию и  тактику кредитной деятельности в соответствии с общей политикой  банка. В общем, это выражается в  принятии банком кредитной политики.

Кредитная политика банка - это система мер, направленных на реализацию принятых в банке общих  стратегических и тактических целей, выражающаяся в определении банком своих приоритетов в области  кредитования и в организации механизма кредитования.

Кредитная политика, как  и любая политика, строится на принципах  научной обоснованности, оптимальности, эффективности и единства элементов. Специфика банковского дела выражается в принципах доходности, прибыльности, надежности и безопасности.

Важно отметить, что кредитная  политика подчинена общей стратегии  и тактике банка, её нельзя рассматривать  как самостоятельную политику: она  должна согласовываться с депозитной, процентной и др. политиками банка. Это отражается также в её внутренней структуре:6

Стратегия банка по раз  работке основных направлений кредитного процесса.

Тактика банка по организации  кредитования.

Контроль за реализацией  кредитной политики.

Приоритеты кредитной  политики определяют объекты кредитования (отрасли и сегменты бизнеса), категории  заемщиков, характер отношения с  заемщиками (долгосрочное сотрудничество, установление доверительных отношений), виды кредитов и их количественные «потолки», схемы обслуживания и формы обеспечения. Цели кредитной политики выявляются, прежде всего, в увеличении уровня рентабельности кредитной деятельности.

Необходимость и роль кредитной  политики особенно проявляется на стратегическом уровне, т.е. в долгосрочной перспективе. Качественная кредитная политика координации  работы различных подразделений  банка, снижает риск принятия неправильных решений, определяет критерии эффективности  кредитной деятельности банка. Функционирование кредитной политики направлено на оптимизацию кредитного процесса.

Ответственность за раз работку  кредитной политики возложена на кредитный комитет или на специальный  орган, формируемый при правлении  банка.

Структура и содержание кредитной  политики включает следующие ключевые моменты:

  • организация кредитной деятельности;
  • управление кредитным портфелем;
  • контроль над кредитованием;
  • принципы распределения полномочий;
  • общие критерии отбора кредитов;
  • лимиты по отдельным направлениям кредитования;
  • принципы текущей работы с кредитами (сопровождение кредитных договоров);
  • резервирование на случай потерь по кредитам.

Механизмы реализации кредитной  политики - это конкретные организационные  способы, приемы, методы и формы, которые  в свою очередь подразделяются на конкретные меры (мероприятия) банка  и инструктивные материалы (локальные  нормативные акты, разработанные  в соответствии с законодательством). Формализация кредитной политики - в трёх типах локальных актов:

Кредитная политика.

Стандарты кредитования.

Кредитные инструкции.

Рассмотрим более подробно содержание данных типов документов.

В кредитной политике отражаются наиболее общие положения. Стандарты  кредитования занимают промежуточный  уровень конкретизации кредитной  политики и не являются инструкциями, это документ, которым руководствуются  все работники, осуществляющие данный вид деятельности в банке. Как  правило, стандарты кредитования входят в состав положений о подразделениях банка (если организационная структура  банка построена на основе функционального  признака).7 В них можно включать образцы документов, использующихся при кредитовании, анкеты получения финансовой информации у заемщиков, перечни действий работников банка при осуществлении кредитования, ответственных за кредитование, кредитов, требующих особого внимания. В стандартах отражаются следующие ключевые моменты: порядок сбора и анализа информации; требования к обеспечению, гарантиям и поручительствам; административные стандарты и правила организации кредитного процесса; порядок анализа кредитоспособности; требования к оформлению документации; правила по особым видам кредита и др. Содержание стандартов индивидуально для каждого банка, поэтому из всей информации следует выделить, те которые отражают общие принципы построения кредитных стандартов:

  • описание системы кредитных полномочий в банке;
  • перечень «желательных» и «нежелательных» видов кредитов;
  • географические районы (город, область, регион и т.п.), где требуется кредитная экспансия;
  • правила, регламентирующие выдачу кредитов сотрудникам банка, процедуры о взыскании задолженности, кредитование по овердрафту, кредитным пластиковым карточкам и т.д.

Кредитные инструкции представляют собой самую высокую ступень  конкретизации кредитной политики, это описание последовательных действий (шагов), закрепляющих общий алгоритм реализации кредитной процедуры. Кредитная  инструкция соответствует определенной кредитной процедуре и может быть представлена схематическим описанием последовательности взаимосвязанных шагов сотрудников (исполнителей) банка в соответствии с их полномочиями и обязанностями. Процедуры, описываемые в инструкциях, это правила оформления кредитной документации, проведения анализа финансового состояния заемщика, правила мониторинга кредитов и др.

Эти три документа можно объединить в один «Руководство по кредитной политике». Руководство по кредитной политике является самым эффективным средством реализации кредитной политики.

После того, как в банке  принята кредитная политика можно  перейти конкретно к рассмотрению кредитного процесса в банке. Кредитная  политика закладывает основы кредитования в банке - это приемы и методы, принятые в банке при осуществлении  кредитования. Эти приемы и методы, как единичные действия, составляют суть кредитного механизма. Можно выделить следующие его компоненты:8

  • анализ кредитоспособности заемщиков;
  • методы кредитования и формы счетов для учета кредитной задолженности;
  • кредитная документация для предоставления в банк;
  • процедура выдачи кредитов;
  • процедура погашения;
  • кредитный мониторинг и др.

Рассмотрим непосредственно  сам кредитный процесс.

Кредитованию предшествуют переговоры, инициатор (банк или клиент) обращается с предложением, стороны  выдвигают свои условия. После этого  начинается первый этап кредитования, клиент предоставляет в банк пакет  документов:

  • ходатайство на получение кредита, с указанием цели, срока, суммы и т.д.;
  • бухгалтерскую отчетность (балансы, отчет о прибылях и убытках);
  • копии контрактов кредитуемых сделок;
  • копии учредительных документов;
  • копии документов о государственной регистрации;
  • карточку с образцами подписей и оттисками печатей;
  • другие документы, установленные банком.

На основании этих и  иных, дополнительно установленных  банком, документов кредитные работники  проводят анализ кредитоспособности возможного кредитополучателя, под которой  понимают способность заемщика полностью  и в срок погасить сумму задолженности  по кредиту и процентов по нему. Уровень кредитоспособности – это степень индивидуального риска банка, связанного с выдачей кредита.

В международной практике существует множество различных  способов и методов оценки кредитоспособности. В основе любого из них лежат определенные критерии, их можно выделить в следующие  блоки: характер клиента; способность  заимствовать; способность заработать средства в ходе текущей деятельности; капитал; обеспечение кредита; условия  совершения кредитной операции; контроль.9

Под характером клиента понимается репутация юридического лица или  его руководителей, степень ответственности, четкость представления клиента  о цели кредита и соответствие ее кредитной политике. Репутация  юридического лица складывается из соответствующих  показателей его деятельности, срока  существования, кредитной истории  и репутации в деловом мире; репутация менеджеров – сумма моральных, деловых, финансовых и социальных качеств руководителей. Способность заимствовать определяется наличие у лица самостоятельного права заимствовать средства. Это определяется наличием дееспособности и правоспособности у физического лица и правоспособности у юридического лица. Кроме этого, у физического лица должны быть источники доходов. При оценке кредитоспособности важно учитывать эффективность и прибыльность работы, анализировать денежные потоки. Достаточность капитала, с одной стороны, и степень участия собственными средствами в кредитуемой сделке, во-вторых, определяют заинтересованность заемщика в отслеживании рисков кредитования. Качество обеспечения является наиболее важнейшим при принятии решения о выдаче кредита. Условия, при которых осуществляется кредитная сделка, охватывают текущую и прогнозную экономическую ситуацию, другие политические, региональные и отраслевые факторы. Последний критерий - контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствия стандартам.

Информация о работе Кредитные операции