Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование операций коммерческих банков.
Задачами курсовой работы является:
раскрыть понятие коммерческого банка, их виды и функции;
охарактеризовать операции коммерческих банков;
дать общую характеристику исследуемого объекта – ОАО ВТБ;
проанализировать результаты деятельности ВТБ за 2009 г;
изложить стратегию развития ВТБ на 2011-2013 гг;
провести анализ развития операций ОАО ВТБ.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I: Теоретические аспекты коммерческих банков и их операций
Понятие коммерческих банков, их виды и функции……………………….5
Характеристика операций коммерческих банков .........................................8
1.2.1 Пассивные операции коммерческих банков………………………..11
1.2.2 Активные операции коммерческих банков…………………………13
1.2.3 Комиссионные банковские операции……………………………….15
1.3 Современная ситуация в банковской системе РФ…………………………17
Глава II: Анализ операций коммерческих банков (на примере ОАО ВТБ)
2.1 Общая характеристика коммерческого банка ВТБ………………………..20
2.2 Услуги (операции) предлагаемые коммерческим банком ВТБ клиентам………………………………………………………………………….23
2.3 Анализ операций ОАО ВТБ за 2009г..…………………..............................29
2.4 Стратегия развития ОАО ВТБ на 2011-2013 гг…………………………....34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………41
Падение экономики в 2009г. напрямую отразилось на банках. При этом, банковская система в России показала намного меньшее сжатие активов (рост на 5%), чем, например, в странах Восточной Европы (падение на 15-20%). Если в первые три квартала 2009г. кредитование банками экономики оставалось на достаточно низком уровне, то в четвертом квартале кредитные требования банков стали смягчаться, а ставки – уменьшаться, в том числе, благодаря политике Банка России.
Кризис внес значительные коррективы в схему развития российской банковской системы, и можно говорить о «новой парадигме» в развитии сектора. В целом, она будет выражаться в значительно более низких темпах роста, уменьшении чистой процентной маржи и смещении спроса в сторону более сложных продуктов и услуг.
Хотя рост кредитования возобновился в 2010г., темпы роста кредитного портфеля останутся на значительно более низком уровне (среднегодовой прирост в 2011-2013гг. – 19% против 45% в 2002-2008гг.). Снижение темпов роста кредитования будет вызвано снижением инвестиционного спроса со стороны компаний и относительно высоким уровнем проникновения корпоративного кредитования на конец 2009г. (32% к ВВП против 40% в странах Центральной и Восточной Европы). Ожидается, что розничный бизнес в 2011-2013гг. продолжит демонстрировать опережающие темпы роста (среднегодовой темп роста – 23%) по сравнению с корпоративным кредитованием (среднегодовой темп роста – 18%) в связи с ростом благосостояния населения и восстановлением потребительской уверенности.
Развитие рынка облигаций. 2009г. выявил новый тренд по смещению спроса на кредитные ресурсы со стороны крупных корпоративных клиентов из залогового банковского кредитования в сторону привлечения средств на внутреннем долговом рынке, в частности, через выпуск облигаций. Предполагается, что рынки капитала продолжат составлять сильную конкуренцию традиционному банковскому кредитованию.
Фондирование. Средства клиентов останутся основным источником фондирования для банковской системы, ожидаемый среднегодовой рост по счетам клиентов в 2011-2013гг. – 16% против 38% в предыдущие годы. Средства компаний будут расти опережающими темпами (17%) относительно средств населения (14%). В целом, соотношение кредитов к депозитам вернется на уровень 100% к 2013г.
По мере насыщения рынка ожидается рост спроса на сложные банковские продукты как в корпоративном (например, услуги корпоративного казначейства и структурного финансирования), так и в розничном сегменте (например, кредитные карты и структурные депозиты).
Основной целью Группы ВТБ в корпоративном (коммерческом) банковском бизнесе в 2011-2013гг. станет существенный рост доли в доходах рынка и достижение целевых показателей эффективности.
Достижение этих целей предполагает:
Основной задачей инвестиционно
В качестве стратегических целей на 2011-2013гг. определены:
В 2011-2013гг. ОАО ВТБ намерен построить розничный бизнес нового масштаба и эффективности, продолжая агрессивно наращивать свою долю в этом сегменте. Согласно прогнозу, в 2011-2013гг. среднегодовые темпы роста рынка будут ниже, чем до кризиса, но доля доходов от операций с физическими лицами продолжит составлять достаточно значительную часть доходов банковской системы. Ожидается, что среднегодовые темпы роста рынка составят по кредитам физических лиц 15-20% и 12-15% по привлеченным средствам. Прогнозируется, что доходы от операций с физическими лицами будут расти медленнее объемов в результате сокращения маржи как по операциям привлечения, так и по операциям кредитования. В части обслуживания малого бизнеса ожидается, что объемы кредитов и депозитов также будут демонстрировать рост со среднегодовым темпом в 13-15% и сохранят свою долю в общих доходах от операций с юридическими лицами.
Важнейшей целью развития лизингового бизнеса ВТБ является рост данного бизнеса и его диверсификация с точки зрения клиентской, отраслевой и региональной структуры. По результатам 2013г. Группа планирует увеличить объемы нового бизнеса в 3-5 раз при достижении доходности на капитал не менее 15%.
Стратегической целью факторинг
В 2011-2013гг. среднегодовой темп прироста страхового рынка РФ прогнозируется на уровне 8-9%. При этом, восстановление рынка до докризисного уровня ожидается уже в 2011г. Перед ВТБ стоят следующие цели в области страхования на 2011-2013гг.:
Основной задачей развития ОАО ВТБ. является определение целевых ориентиров по развитию бизнеса Группы ВТБ в 2011-2013гг. Поставленные цели опираются на детальный анализ рыночной ситуации и положения Банка на целевых рынках. Их выполнение позволит достичь поставленных целей по повышению капитализации. В то же время, целевые показатели могут корректироваться как в рамках процессов годового финансового планирования, так и по результатам реализации отдельных инициатив.
Достижение поставленных целей позволит Группе ВТБ создать бизнес принципиально иного масштаба и эффективности. Продолжится стратегия диверсификации бизнеса, которая приведет к созданию в рамках Группы ВТБ нескольких сильных бизнес-направлений, имеющих значимый вес в прибыли Группы. Будет обеспечен существенный рост доходов при качественном улучшении их структуры: расширении клиентской базы, росте доли высокомаржинальных сегментов и направлений бизнеса и доли комиссионных доходов. Будет существенно усилена инфраструктура и улучшена система управления бизнесом Группы. Таким образом, будет снижена концентрация и повышена прозрачность бизнеса и, как результат этого, повышена устойчивость и предсказуемость финансового результата.
Заключение
Банковская система, будучи одним из самых важных элементов экономики любого современного государства, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и является механизмом межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.
Бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений, развитие государства в целом, напрямую зависят от состояния банковской системы страны, от ее устойчивости и надежности. Без такой системы невозможно успешное осуществление государственных экономических, социальных, политико-правовых, экологических и других программ и проектов.
Современное состояние банковской системы Российской Федерации принято характеризовать следующими особенностями:
Важнейшую роль в банковской системе играют коммерческие банки. Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту множество разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким конструирующим операциям банка относят: прием депозитов; осуществление денежных платежей и расчетов; выдача кредитов.
Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы.
Анализируя объект курсовой работы - ОАО ВТБ, можно сделать выводы о том, что за всю историю своего существования Банк сумел занять прочные позиции на российском рынке банковских услуг и добиться международного признания. ОАО Банк ВТБ предоставляет широкий спектр банковских услуг в России, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки. Cеть продаж банка ВТБ состоит из 957 офисов в России, СНГ и Европе.
В дальнейших планах ОАО
ВТБ намерен реализовать
В целом ОАО ВТБ занимает достаточно крепкие позиции в банковском секторе, что характеризует Банк как одного из самых надежных и финансово устойчивых банков.
Список литературы