Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:04, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие теоретических основ управления качеством кредитного портфеля, рассмотрение характера современной практики управления качеством кредитного портфеля и формулирование основных направлений по ее совершенствованию.
В этих целях задачами работы являлись:
определение сущности понятий «кредитный портфель» и «качество кредитного портфеля»;
обоснование критериев и показателей оценки качества кредитного портфеля;
рассмотрение управления качеством кредитным портфелем как целостной системы;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА 5
1.1 Сущность, функции и принципы кредита 5
1.2 Место банковского кредита в совокупности форм кредитования 9
2 ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ ПОРТФЕЛЕМ БАНКА 13
2.1 Кредитный портфель банка: понятие, роль и принципы формирования 13
2.2 Методы управления кредитным портфелем 25
3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ ПОРТФЕЛЕМ БАНКОВ РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальной проблемой в оценке качества ссуд остается достоверность имеющейся у банка информации о финансовом положении заемщика. Оценка качества кредитов производится банками на основании официальной бухгалтерской отчетности, представленной заемщиком в банк; ее официальность, как правило, подтверждается наличием штампа налогового органа о принятии такой отчетности. Однако, как показывает практика, данные этой отчетности зачастую бывают искажены или не верно указаны (например, данные баланса могут не совпадать с данными отчета о прибылях и убытках по строкам «нераспределенная прибыль» и «чистая прибыль»). Подтвердить достоверность отчетности возможно только в ходе проведения проверки деятельности заемщика, на что у кредитной организации отсутствуют юридические права (а также техническая возможность). На мой взгляд, частично решить данную проблему (или хотя бы снять с банков ответственность за использование недостоверных данных о финансовой деятельности заемщика) можно, разработав на государственном уровне механизм взаимодействия налоговых органов, Банка России и кредитных организаций об обмене информации о показателях финансовой деятельности заемщиков (то есть обмене отчетностью).
Решить проблему получения достоверной информации о заемщике возможно через взаимодействие с кредитными бюро. Однако, как показывает практика, банки (особенно крупные, у которых имеется обширная база данных о заемщиках) неохотно предоставляют сведения по заемщикам в бюро кредитных историй, опасаясь конкуренции со стороны других банков в отношении надежных и кредитоспособных клиентов, а также раскрытия реального уровня кредитного риска по заемщикам с неблагоприятным финансовым состоянием.
По данной проблеме, в целях активизации работы банков с кредитными бюро, некоторые аналитики придерживаются мнения об установлении в нормативных актах Банка России требования о классификации ссуды, выданной без кредитной истории (кроме вновь зарегистрированных организаций), в разряд высокорисковых.
Кредитная организация должна самостоятельно осознавать необходимость организации комплексного подхода к оценке качества кредитных вложений и управлению кредитами, опираясь на международные требования и стандарты оценки. При этом, деятельность кредитной организации должна быть организована таким образом, чтобы можно было увидеть весь бизнес-процесс банка в целом, включая процесс кредитования, его слабые места и проблемы [17, c.93].
В целях проведения качественного анализа кредитного портфеля банкам необходимо реализовать системный подход к анализу данных посредством построения информационной системы управления (ИСУ). Построение модели ИСУ не закреплено нормативными документами и должно осуществляется банками с учетом своих индивидуальных особенностей деятельности. ИСУ – это система отчетности, предназначенная для помощи руководству в контролировании процесса достижения целей, установленных банковской стратегией и кредитной политикой. Поэтому она должна позволять руководству банка решать следующие задачи: определять вероятность того, что управление портфелем обеспечит ожидаемые результаты деятельности (прибыльность); своевременно выявлять потребность в корректировке кредитного портфеля; определять, соответствует ли кредитный портфель банковской культуре и направлениям портфельного планирования; воздействовать на модель поведения рядовых сотрудников.
За Банком России целесообразно закрепить полномочия устанавливать требования к созданию банками систем управления рисками и внутреннего контроля, адекватных масштабам банковского бизнеса, разработанной банками стратегии развития, а именно: политику, процедуры по идентификации, мониторингу и управлению банковскими рисками, формы отчетности; масштабы и стандарты, которым должен соответствовать внутренний аудит в банках [25].
Очень важный момент в построении системы содержательного банковского контроля – это создание правовых условий, которые позволят банковскому надзору получать от кредитной организации в оперативном порядке и в необходимом объеме любую информацию о деятельности банка. Однако в данном аспекте для сотрудников надзорного органа необходима и правовая защита при выполнении своих служебных обязанностей.
Банк по своему назначению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представлять основу стабильности экономической системы. В современных условиях неустойчивой правовой и экономической среды банки должны не только сохранять, но и приумножать средства своих клиентов практически самостоятельно, ввиду отсутствия государственной поддержки и опоры.
В современном мире сохраняется высокий уровень уязвимости банковского сектора, недоверие клиентов к кредитным организациям. Сохраняются также высокие риски кредитования, обусловленные неэффективной структурой экономики, дефектами управления и низкой транспарентностью многих предприятий.
Основная цель данной работы заключалась в анализе и обобщении теоретических основ и практических подходов к определению понятия качества кредитного портфеля; величины кредитного риска и его влияния на качество кредитных вложений; к формулированию принципов и методов, необходимых для разработки эффективных систем и механизмов оценки кредитного риска, его регулирования, а также систем управления качеством кредитов в рамках функционирования целостной системы управления банком.
В данной работе рассмотрены некоторые проблемы, возникающие в деятельности кредитных организаций при проведении кредитных операций и реализации механизмов оценки рисков.
В ходе изучения данной проблемы автором сделаны следующие основные выводы.
1. Бессистемное
формирование портфеля
2. Управление кредитным портфелем включает в себя не только обработку количественных показателей, но и разработку общей стратегии управления банком, механизмы ее реализации; оценку политики и механизмов кредитования (процедур обработки кредитной заявки, оценки кредитоспособности заемщика, оформления кредита, выдачи, мониторинга и контроля за кредитом); оценку механизмов определения процентной ставки, принятия решений по проблемным кредитам.
3. Планирование
кредитного портфеля
4. При организации процесса кредитования важно установление за работниками персональной ответственности за каждый участок выполняемых работ, а также организация взаимодействия подразделений и специалистов, участвующих в процессе кредитования. Огромное внимание должно быть уделено механизмам и процедурам контроля, специальным программам проверки.
5. Качество
управления кредитным
По результатам проведенного анализа проблем, возникающих в деятельности кредитных организаций при управлении качеством кредитного портфеля и оценке кредитного риска, а также задач, которые поставлены перед банковским надзором, были рассмотрены некоторые направления по развитию систем управления кредитным портфелем в целях обеспечения его качества, соответствующего целям деятельности банка.
Информация о работе Кредитный портфель банка: сущность, классификация и принципы формирования