Кредитный портфель банка: сущность, классификация и принципы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие теоретических основ управления качеством кредитного портфеля, рассмотрение характера современной практики управления качеством кредитного портфеля и формулирование основных направлений по ее совершенствованию.
В этих целях задачами работы являлись:
определение сущности понятий «кредитный портфель» и «качество кредитного портфеля»;
обоснование критериев и показателей оценки качества кредитного портфеля;
рассмотрение управления качеством кредитным портфелем как целостной системы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА 5
1.1 Сущность, функции и принципы кредита 5
1.2 Место банковского кредита в совокупности форм кредитования 9
2 ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ ПОРТФЕЛЕМ БАНКА 13
2.1 Кредитный портфель банка: понятие, роль и принципы формирования 13
2.2 Методы управления кредитным портфелем 25
3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ ПОРТФЕЛЕМ БАНКОВ РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Kreditny_portfel_banka_1.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)
  • определить понятие некачественной (неактуальной, неполной и/или необъективной/недостоверной) информации о заемщике и/или об обеспечении ссуды;
  • установить требование об определении во внутренних положениях банка критериев оценки качества представляемой заемщиком информации, а также мер по получению качественной информации о заемщике;
  • ввести положение о том, что использование банком некачественной информации может свидетельствовать о недостатках систем управления рисками и внутреннего контроля кредитной организации;
  • рассматривать отсутствие качественной информации о заемщике как один из существенных факторов, которые могут повлиять на принятие решения о классификации ссуды в более низкую категорию качества, чем категория качества, присваиваемая на основании оценки финансового положения заемщика и качества обслуживания долга;
  • закрепить за Банком России (его территориальными учреждениями) право предъявлять к банку требование о снижении категории качества ссуды и/или увеличении резерва при выявлении факта использования банком некачественной информации о заемщике либо при отсутствии у надзорного органа возможности проверить качество информации о заемщике.

Актуальной проблемой в оценке качества ссуд остается достоверность имеющейся у банка информации о финансовом положении заемщика. Оценка качества кредитов производится банками на основании официальной бухгалтерской отчетности, представленной заемщиком в банк; ее официальность, как правило, подтверждается наличием штампа налогового органа о принятии такой отчетности. Однако, как показывает практика, данные этой отчетности зачастую бывают искажены или не верно указаны (например, данные баланса могут не совпадать с данными отчета о прибылях и убытках по строкам «нераспределенная прибыль» и «чистая прибыль»). Подтвердить достоверность отчетности возможно только в ходе проведения проверки деятельности заемщика, на что у кредитной организации отсутствуют юридические права (а также техническая возможность). На мой взгляд, частично решить данную проблему (или хотя бы снять с банков ответственность за использование недостоверных данных о финансовой деятельности заемщика) можно, разработав на государственном уровне механизм взаимодействия налоговых органов, Банка России и кредитных организаций об обмене информации о показателях финансовой деятельности заемщиков (то есть обмене отчетностью).

Решить проблему получения достоверной информации о заемщике возможно через взаимодействие с кредитными бюро. Однако, как показывает практика, банки (особенно крупные, у которых имеется обширная база данных о заемщиках) неохотно предоставляют сведения по заемщикам в бюро кредитных историй, опасаясь конкуренции со стороны других банков в отношении надежных и кредитоспособных клиентов, а также раскрытия реального уровня кредитного риска по заемщикам с неблагоприятным финансовым состоянием.

По данной проблеме, в целях активизации работы банков с кредитными бюро, некоторые аналитики придерживаются мнения об установлении в нормативных актах Банка России требования о классификации ссуды, выданной без кредитной истории (кроме вновь зарегистрированных организаций), в разряд высокорисковых.

Кредитная организация должна самостоятельно осознавать необходимость организации комплексного подхода к оценке качества кредитных вложений и управлению кредитами, опираясь на международные требования и стандарты оценки. При этом, деятельность кредитной организации должна быть организована таким образом, чтобы можно было увидеть весь бизнес-процесс банка в целом, включая процесс кредитования, его слабые места и проблемы [17, c.93].

В целях проведения качественного анализа кредитного портфеля банкам необходимо реализовать системный подход к анализу данных посредством построения информационной системы управления (ИСУ). Построение модели ИСУ не закреплено нормативными документами и должно осуществляется банками с учетом своих индивидуальных особенностей деятельности. ИСУ – это система отчетности, предназначенная для помощи руководству в контролировании процесса достижения целей, установленных банковской стратегией и кредитной политикой. Поэтому она должна позволять руководству банка решать следующие задачи: определять вероятность того, что управление портфелем обеспечит ожидаемые результаты деятельности (прибыльность); своевременно выявлять потребность в корректировке кредитного портфеля; определять, соответствует ли кредитный портфель банковской культуре и направлениям портфельного планирования; воздействовать на модель поведения рядовых сотрудников.

За Банком России целесообразно закрепить полномочия устанавливать требования к созданию банками систем управления рисками и внутреннего контроля, адекватных масштабам банковского бизнеса, разработанной банками стратегии развития, а именно: политику, процедуры по идентификации, мониторингу и управлению банковскими рисками, формы отчетности; масштабы и стандарты, которым должен соответствовать внутренний аудит в банках [25].

Очень важный момент в построении системы содержательного банковского контроля – это создание правовых условий, которые позволят банковскому надзору получать от кредитной организации в оперативном порядке и в необходимом объеме любую информацию о деятельности банка. Однако в данном аспекте для сотрудников надзорного органа необходима и правовая защита при выполнении своих служебных обязанностей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Банк по своему назначению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представлять основу стабильности экономической системы. В современных условиях неустойчивой правовой и экономической среды банки должны не только сохранять, но и приумножать средства своих клиентов практически самостоятельно, ввиду отсутствия государственной поддержки и опоры.

В современном мире сохраняется высокий уровень уязвимости банковского сектора, недоверие клиентов к кредитным организациям. Сохраняются также высокие риски кредитования, обусловленные неэффективной структурой экономики, дефектами управления и низкой транспарентностью многих предприятий.

Основная цель данной работы заключалась в анализе и обобщении теоретических основ и практических подходов к определению понятия качества кредитного портфеля; величины кредитного риска и его влияния на качество кредитных вложений; к формулированию принципов и методов, необходимых для разработки эффективных систем и механизмов оценки кредитного риска, его регулирования, а также систем управления качеством кредитов в рамках функционирования целостной системы управления банком.

В данной работе рассмотрены некоторые проблемы, возникающие в деятельности кредитных организаций при проведении кредитных операций и реализации механизмов оценки рисков.

В ходе изучения данной проблемы автором сделаны следующие основные выводы.

1. Бессистемное  формирование портфеля кредитов  и управление таким портфелем может иметь непредвиденные негативные последствия для банка. Вероятность появления ошибок в управлении качеством кредитов возрастает и из-за отсутствия у банка четких ориентиров деятельности или четкого осознания проводимой банковской политики каждым работником.

2. Управление  кредитным портфелем включает  в себя не только обработку  количественных показателей, но  и разработку общей стратегии  управления банком, механизмы ее реализации; оценку политики и механизмов кредитования (процедур обработки кредитной заявки, оценки кредитоспособности заемщика, оформления кредита, выдачи, мониторинга и контроля за кредитом); оценку механизмов определения процентной ставки, принятия решений по проблемным кредитам.

3. Планирование  кредитного портфеля осуществляется  на основе тщательного анализа  секторов рынка и определения  круга предпочтительных (существующих и потенциальных) клиентов.

4. При  организации процесса кредитования важно установление за работниками персональной ответственности за каждый участок выполняемых работ, а также организация взаимодействия подразделений и специалистов, участвующих в процессе кредитования. Огромное внимание должно быть уделено механизмам и процедурам контроля, специальным программам проверки.

5. Качество  управления кредитным портфелем  зависит от качества созданной  в банке информационной системы  управления, помогающей руководству  банка принимать своевременные  и эффективные решения.

По результатам проведенного анализа проблем, возникающих в деятельности кредитных организаций при управлении качеством кредитного портфеля и оценке кредитного риска, а также задач, которые поставлены перед банковским надзором, были рассмотрены некоторые направления по развитию систем управления кредитным портфелем в целях обеспечения его качества, соответствующего целям деятельности банка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» в ред. от 06.12.2011 с изменениями и дополнениями.
  4. Ануреев, С.В. Платежные системы и их развитие в России [Текст] / С.В. Ануреев. – М: Финансы и статистика, 2012. – 397 с.
  5. Анализ деятельности банков: Учебное пособие [Текст] / И.К. Козлов, Т.А. Купрюшин, О.А. Богданкевич, Т.В. Немаев. - М.: Норма, 2011. – 240 с.
  6. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика: учебно-практическое пособие [Текст] / Д.А. Ендовицкий, И.В. Бочаров. - М.: КНОРУС, 2010. – 272 с.
  7. Банковское дело: Учебник [Текст] / Ю.А.Бабичева. - М.: Экономика, 2010. – 364 с.
  8. Бункина, М.К. Деньги. Банки. Валюта: Учеб. пособие [Текст] / М.К. Бункина. - М.: Норма, 2011. – 317 с.
  9. Вахрин, П.И., Нешитой, А.С. Финансы и кредит: Учебник для вузов [Текст] / П.И. Вахрин. - М.: Дашков и Ко, 2011. – 586 с.
  10. Галанов, В.А. Основы банковского дела: учебник [Текст] / В.А. Галанов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. – 288 с.
  11. Деньги, кредит, банки: учебник [Текст] / Г.Н. Белоглазова. – М.: Юрайт, 2012. - 158 с.
  12. Деньги, кредит, банки: учебник [Текст] / О.И. Лаврушина. – М.: Кнорус, 2012. – 560 с.
  13. Деньги, кредит, банки: учебник / Е.Ф. Жуков. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 160 с.
  14. Капаева, Т.И. Учет в банках [Текст] / Т.И. Капаева. – М: ФОРУМ, 2010. – 394 с.
  15. Лаврушин, О.И. Банковское дело [Текст] / О.И. Лаврушин. – М: Финансы и статистика, 2011. – 300 с.
  16. Максютов, А.А. Основы банковского дела [Текст] / А.А. Максютов. – М: Бератор – Пресс, 2010. – 389 с.
  17. Семибратова, О.И. Банковское дело [Текст] / О.И. Семибратова. – М: Академия, 2009. – 280 с.
  18. Стародубцева, Е.Б. Основы банковского дела [Текст] / Е.Б. Стародубцева. – М: ИНФРА-М, 2010. – 317 с.
  19. Свиридов, О.Ю. Деньги, кредит, банки [Текст] / О.Ю. Свиридов. – М.: Феникс, 2010. – 448 С.
  20. Тавасиев, А.М. Банковское дело [Текст] / А.М. Тавасиев. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 307 с.
  21. Фетисов, Г.Г. Организация деятельности центрального банка [Текст] / Г.Г. Фетисов. - М: КНОРУС, 2012. – 282 с.
  22. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник [Текст] / В.К. Сенчагов. – М.: ТК Велби, 2012. – 720 с.
  23. Финансы и кредит [Текст] / А.П. Ковалева. – М.: Феникс, 2010. – 480 с.
  24. Эриашвили, Н.Д. Банковское право [Текст] / Н.Д. Эриашвили. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 409 с.
  25. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка России.

 

 


Информация о работе Кредитный портфель банка: сущность, классификация и принципы формирования