Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:22, курсовая работа
Цель работы – изучить кредитный рынок и его особенности в современных условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить сущность кредитного рынка, его становление, функции, виды, а также современное состояние и развитие;
рассмотреть кредитную систему;
произвести анализ кредитного рынка в России.
Введение…………………………………………………………………………………3Глава 1. Теоретические аспекты кредитного рынка………………………………….6
1.1. Кредит и его роль в рыночной экономике………………………………………..6
1.2. Сущность и функции кредитного рынка………………………………………….9
1.3. Участники кредитного рынка……………………………………………………12
Глава 2. Кредитная система…………………………………………………………...15
2.1. Сущность, функции и структура кредитной системы………………………….15
2.2. Механизм функционирования кредитной системы…………………………….16
Глава 3. Анализ кредитного рынка в России…………………..…………………….21
3.1. Анализ рынка потребительского кредитования………………………………...21
3.2. Анализ рынка ипотечного кредитования ……………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………………32
Приложение……………………………………………………………………………34
Кредитный механизм включает также все аспекты ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, консультативной, аккумуляционной, перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов. В послевоенный период кредитная система содействовала обеспечению условий для значительного роста производства, накопления капитала и развития научно- технического прогресса. Благодаря кредиту в различных его формах происходят мобилизация денежного капитала и огромная концентрация капиталовложений в ключевых, технически наиболее прогрессивных отраслях экономики.
По данным ЦБ РФ, на 1 января 2012 г. Кредитные организации России предоставили кредиты физическим лицам на сумму 1 212 871 млн. руб. С 2005 по 2011 гг. величина кредитов населению увеличилась с 0,5 до 2,3 % ВВП, а к 2012 г. этот показатель должен достичь 5% ВВП, в соответствии с рисунком 3.1.
Рис.3.1 Динамика объемов потребительского кредитования (в % к объему ВВП)
*Источник [25]
Агентство «РБК Рейтинг» совместно с проектом MoneyGuide подготовило рейтинги самых потребительских банков по итогам 2011 года. Всего в рейтинге приняло участие 93 банка. Совокупный объем выданных беззалоговых кредитов всех участников рейтинга в прошлом году превысил 1.1 трлн. руб. (Приложение 1).
Активный рост потребительского кредитования, наблюдавшийся в прошлые годы, закончился. По некоторым оценкам, объем беззалоговых кредитов, выданных физическим лицам за I полугодие 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, снизился более чем на 40%.
Данный результат
ожидаем, если учесть, что само количество
желающих получить кредит с начала
кризиса значительно
Агентство «РБК Рейтинг» подготовило очередной рейтинг банков по объему выданных беззалоговых кредитов за I полугодие 2011 года. Результаты рентинга оказались значительно хуже прошлогоднего. При этом снизились не только объемы выданных кредитов (а у некоторых банков они сократились почти в 4 раза, что, впрочем, пока не носит массового характера), но и количество самих участников, многие из которых не захотели раскрывать свои показатели. Так, за 2010 год, количество участников сократилось почти на 10%, при этом многие из них в прошлом показывали довольно внушительные результаты, занимая в рентинге не последние места (Таблица 3.1).
Отсутствие в рентинге двух активных игроков: «Сбербанка» и «Русского Стандарта» (на момент подготовки материала данные по потребительскому кредитованию в агентство не поступили), позволило «ВТБ 24» занять первое место, значительно опередив других участников. Объем выданных беззалоговых кредитов за I полугодие 2011 года составил более 33 млрд. руб., что почти на 14 млрд. руб. больше аналогичного показателя «Альфа-банка», занимающего второе место, третье место занимает «ХКФ-БАНК» с результатом 12 млрд. руб.
Таблица 3.1
Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в I полугодии 2011 году
№ |
Банк |
Выдано беззалоговых кредитов за I полугодие 2011 года (тыс. руб.)* |
В том числе кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., зарегистрированными на территории Москвы и Московской области (тыс. руб.) |
В том числе кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., зарегистрированными на территории Cанкт-Петербурга и Ленинградской области (тыс. руб.) |
1 |
ВТБ 24 |
33 029 193.86 |
6 014 344.94 |
2 455 110.31 |
2 |
Альфа-банк |
19 290 217.81 |
5 099 786.35 |
1 073 940.14 |
3 |
ХКФ-БАНК |
12 324 567.00 |
899 292.00 |
491770 |
4 |
Россельхозбанк |
11 588 710.50 |
77 049.03 |
38 170.95 |
5 |
Русфинанс Банк |
10 988 107.18 |
523 985.86 |
328 060.21 |
6 |
ОТП Банк |
9 390 975.76 |
- |
- |
7 |
Восточный Экспресс |
9 083 578.12 |
48 298.12 |
98 752.34 |
8 |
Газбанк |
5 001 514.26 |
- |
- |
9 |
Росбанк |
4 510 505.65 |
211 196.61 |
51 181.50 |
10 |
Уралсиб |
3 783 641.44 |
339 101.61 |
274 998.83 |
*Источник [25]
По размеру портфеля беззалоговых кредитов на 1 июля 2011 года также лидирует «ВТБ 24» с результатом более 139 млрд. руб., а вот второе и третье места занимают: «Россельхозбанк» (55.11 млрд. руб.) и «Росбанк» (52 млрд. руб.), соответственно.
Что касается регионального разреза потребительского кредитования, то отметим следующее. По данным исследовательской группы ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», в 2010 г. по числу выданных кредитов лидировали Центральный и Поволжский Федеральные округа (около 1/3 и 1/5 всего объема соответственно). Меньше всего - 4% - выдали потребительских кредитов кредитные организации Дальневосточного Федерального округа (Рис.3.2).
Рис.3.2 Региональная структура рынка потребительского кредитования
*Источник [25]
По данным BusinessVision, проводившего опрос среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Краснодара, Нижнего Новгорода и др. в 2010г. в 41 % случаев потребительский кредит брался с целью приобрести бытовую технику, в 37% -для покупки компьютерной техники, в 15% - одежды, в 6% - автомобиля, в 1% случаев - на другие нужды (покупка жилья, лечение, туризм)- рисунок 3.3.
Рис.3.3 Предпочтения заемщиков (в % от суммы кредитов, взятых в 2010г.)
*Источник [25]
Основными предпосылками развития банков стал рост экономики России, увеличение реальных доходов населения вследствие этого роста, а также постепенное заполнение рынка потребительского кредитования конкурентоспособными игроками, предоставляющими потребителям кредитные услуги на конкурентоспособных ценовых условиях.
Структура рынка потребительского кредитования в течение 2011 г. претерпела некоторые изменения по сравнению с предыдущим годом.
В частности, структура рынка несколько сместилась в пользу целевых кредитов (автокредитование, товарное кредитование, ипотека), доля которых выросла примерно на 10 %. Наиболее быстрорастущим сегментом рынка было автокредитование, доля которого выросла более чем на 7 %. На целевые кредиты по итогам 2011г. пришлось порядка 62 % объема портфеля кредитов, выданных физическим лицам.
В региональной структуре рынка по-прежнему доминировал Центральный федеральный округ, на который пришлось порядка 30 % всех выданных кредитов. На втором месте по объему выданных кредитов оказались Приволжский и Сибирский федеральный округ, на которые пришлось 20 % и 15 % рынка соответственно. В целом, структура рынка кредитования физических лиц отражает уровень экономического развития регионов и их долю в общероссийском ВВП.
В валютной структуре рынка доминировали рублевые кредиты (порядка 85 % общего объема кредитного портфеля), а срочная структура рынка указывает на преобладание долгосрочных кредитов (более 3 лет). На долю кредитов срочностью от 1 до 3 лет пришлось порядка 18 % кредитного портфеля, а на кредиты срочностью от 6 месяцев до 1 года - почти 10 %.
Специалисты Центра экономических исследований ММИЭИФП (Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права) оценивают потенциал роста рынка кредитования физических лиц в 2011 г. на уровне 115% по сравнению с 2010 годом, где общий портфель потребительских кредитов к концу года вырастет до 1,33 трлн. руб.
В течении 2009 - 2011гг. развитие рынка потребительского кредитования развивался бурными темпами, увеличился спрос на кредиты со стороны населения, росли доходы домашних хозяйств. Росту рынка способствовал ряд факторов, в числе которых продолжающийся рост экономики страны, сопровождаемый ростом доходов населения, появление на рынке новых игроков и новых кредитных продуктов и, как следствие, снижение ценовых условий кредитования.
3.2. Анализ рынка ипотечного кредитования
На протяжении всего периода
2011 года рынок ипотечного
Так, в течение 2011 года объем выданных Сбербанком ипотечных кредитов составил 320 712 млн.руб. Следующим за ним в рейтинге банков по финансированию покупки жилья населением стоит ВТБ 24. За предыдущий год величина ипотечных активов данной кредитной организации составила 80 382 млн. руб. На третьем месте по величине выдаваемых ипотечных кредитов в 2011г. стоял Газпромбанк. Его сотрудниками за период с января по декабрь 2011г. было выдано 45 690 млн.руб. жилищных ссуд.
Для того чтобы сравнить
Таблица 3.2
Результаты ипотечной деятельности банков за 2011-2010 гг.
*Источник [27]
Отдельно стоит выделить
Кризис 2008 года не мог не отразиться
на результатах банковской
Динамика развития ипотечного рынка в Российской Федерации за 2008-2011 гг. наглядно приведена на графике ниже (Рис.3.4).
Рис.3.4 Динамика развития ипотечного рынка в Российской Федерации за 2008-2011 гг.
*Источник [27]
Что касается количества
Как показывает отечественная практика, наибольший объем ипотечных ссуд банки выдают в последних кварталах года. Такая динамика прослеживалась в 2008, 2009, 2010 и, наконец в 2011 гг. За первые три месяца 2011 года банками нашей страны было выдано жилищных ссуд на сумму 104,9 млрд.руб. за второй квартал – на сумму 168,07 млрд.руб., за третий – 194,39 млрд.руб., и за четвертый квартал – 245,6 млрд. руб.
В течение 2011 года величина
просрочки по кредитам
Что касается региональной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить что кредитный рынок это прежде всего механизм перераспределения капитала, который обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный. При его помощи временно свободные денежные средства могут быть отданы во временное пользование за определенную плату (процент). Кредит разрешает противоречия между необходимостью свободного перехода капитала из одной отрасли производства в другую и закрепленностью капитала в определенной форме, стимулирует развитие производственных сил и ускоряет формирование источников капитала.
Очевидно, что
для устойчивого