Кредитоспособность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение разных подходов экономистов к оценке кредитоспособности юридических лиц. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность кредитоспособности;
Рассмотреть информационную базу оценки кредитоспособности юридических лиц;
Проанализировать различные подходы к оценке кредитоспособности юридических лиц;
Изучить методику ОАО «Сбербанка России» оценки кредитоспособности юридических лиц;
Выявить проблемы определения оценки кредитоспособности.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 802.73 Кб (Скачать файл)

Американский ученый Э. Рид  предложил следующую систему  показателей, определяющих различные  характеристики кредитоспособности предприятия: ликвидности, оборачиваемости, привлечения  средств, прибыльности. Эта система позволяет прогнозировать своевременность совершения будущих платежей, ликвидность и реальность оборотных активов, оценить общее финансовое состояние фирмы и ее устойчивость, а также возможность определить границы снижения объема прибыли, в которых осуществляется погашение части фиксированных платежей.

Другая группа ученых (Дж. Шим, Дж. Сигел, Б. Нидлз, Г. Андерсон, Д. Колдвел) предложила использовать группы показателей, характеризующих ликвидность, прибыльность, долгосрочную платежеспособность и показатели, основанные на рыночных критериях. В отличие от методики Э. Рида этот подход позволяет прогнозировать долгосрочную платежеспособность с учетом степени защищенности кредиторов от неуплаты процентов (коэффициента покрытия процента). Коэффициенты, основанные на рыночных критериях, включают отношение цены акции к доходам, размер дивидендов и рыночный риск. С их помощью определяются отношение текущего биржевого курса акций к доходам в расчете на одну акцию, текущая прибыль их владельцев, изменчивость курса акций фирмы относительно курсов акций других фирм. Однако расчет некоторых коэффициентов сложен и требует применения специальных статистических методов [13, с. 63].

Прогнозные  модели, получаемые с помощью статистических методов, используются для оценки качества потенциальных заемщиков. При множественном дискриминантном анализе (МДА) используется дискриминантная функция (Z), учитывающая некоторые параметры (коэффициенты регрессии) и факторы, характеризующие финансовое состояние заемщика (в том числе финансовые коэффициенты). Коэффициенты регрессии рассчитываются в результате статистической обработки данных по выборке фирм, которые либо обанкротились, либо выжили в течение определенного времени. Если Z-оценка фирмы находится ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если менеджеры фирмы и банк предпримут усилия для устранения финансовых трудностей, то банкротство, возможно, не произойдет. Таким образом, Z-оценка является сигналом для предупреждения банкротства фирмы. Применение данной модели требует обширной репрезентативной выборки фирм по разным отраслям и масштабам деятельности. Сложность заключается в том, что не всегда можно найти достаточное число обанкротившихся фирм внутри отрасли для расчета коэффициента регрессии.

Наиболее известными моделями МДА являются модели Альтмана и Чессера. Наиболее подробно указанные модели рассмотрены в приложении 1.

Помимо МДА-моделей прогнозирования вероятного банкротства заемщика могут использоваться и упрощенные модели, основанные на системе определенных показателей. Например, система показателей Бивера включает: коэффициент Бивера (КБивера); рентабельность активов; финансовый рычаг; коэффициент покрытия активов собственным оборотным капиталом; коэффициент покрытия краткосрочных обязательств оборотными активами. Наиболее подробно данный метод рассмотрен в приложении 2.

При классификации кредитов возможно использование модели CART (Classification and regression trees),что переводится как «классификационные и регрессионные деревья». Это непараметрическая модель, основные достоинства которой заключаются в возможности широкого применения, доступности для понимания и легкости вычислений, хотя при построении применяются сложные статистические методы. В «классификационном дереве» фирмы-заемщики расположены на определенной «ветви» в зависимости от значений выбранных финансовых коэффициентов; далее идет «разветвление» каждой из них в зависимости от следующих коэффициентов. Точность классификации при использовании данной модели — около 90%. Пример «классификационного дерева» представлен в приложении 3.

Анализ денежных потоков. В основе метода лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента коммерческого банка в отчетном периоде. Этот метод заключается в сопоставлении притока и оттока средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку испрашиваемой ссуды. При выдаче ссуды на год анализ денежного потока проводится в годовом разрезе, на срок до 90 дней – в квартальном и т.д. [17, с. 124]. Наиболее подробно данный анализ рассмотрен в приложении 4.

Модели оценки кредитоспособности, основанные на методах  комплексного анализа. В случае использования математических моделей не учитывается влияние «качественных» факторов при предоставлении банками кредитов. Эти модели лишь отчасти позволяют кредитным экспертам банка сделать вывод о возможности предоставления кредита. Недостатками классификационных моделей являются их «замкнутость» на количественных факторах, произвольность выбора системы количественных показателей, высокая чувствительность к недостоверности исходных данных, громоздкость при использовании статистических межотраслевых и отраслевых данных. В рамках комплексных моделей анализа возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика.

Правило «шести Си». «Си-критерии» включают показатели: характер клиента (character), способность к заимствованиям (capacity), деньги (cash), обеспечение (collateral), условия (condition), контроль (control). В приложении 5 подробно описаны все показатели.

Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике «CAMPARI», заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом. В данной методике применяются следующие критерии кредитоспособности клиента: репутация, характеристика клиента (character), способность к возврату кредита (ability), маржа, доходность (margin), целевое назначение кредита (purpose), размер кредита (amount), условия погашения кредита (repayment), обеспечение, страхование риска непогашения кредита (insurance).

В методике, принятой в Великобритании (PARTS), к заемщикам предъявляются такие требования: назначение, цель получения заемных средств (purpose), сумма, размер кредита (amount), оплата, возврат долга, процентов (repayment), срок предоставления кредита (term), обеспечение погашения кредита (security) [18, с. 103].

Анализ делового риска. Деловой риск – это риск, связанный с непрерывностью кругооборота фондов, возможностью не завершить эффективно этот кругооборот. Анализ такого риска позволяет прогнозировать достаточность источников погашения ссуды [19, с. 77].

Факторами делового риска  являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях. Факторы  делового риска можно сгруппировать  по стадиям кругооборота. Подробнее  о стадиях кругооборота и самом  анализе делового риска описано  в приложении 6.

Оценочная система  показателей. Е.А. Тарханов, О.И. Лаврушин и В.Л. Киреев выделяют 5 групп показателей: коэффициент ликвидности, коэффициент эффективности или оборачиваемости, коэффициент финансового левериджа, коэффициент прибыльности и коэффициент обслуживания долга. В.А. Щербаков выделяет 3 группы показателей: в первую группу входят показатели, характеризующие структуру баланса организации, показатели второй группы имеют цель оценить оборачиваемость отдельных элементов активов и пассивов, наиболее важных при оценке кредитоспособности и в третью группу входят показатели, представляющие собой итоговую оценку уровня кредитоспособности организации [20, с. 142]. В приложении 7 более подробно описаны методики указанных авторов.

Данной методики придерживаются российские банки, такие как АК «Сбербанк России» (ОАО), ОАО «Альфа-Банк», ОАО «Банк Уралсиб», ОАО АКБ «Связь-Банк», ООО «БТА Банк» и АКБ «Промсвязь-банк» (ЗАО). Д.А. Ендовицкий, В.А. Бабушкин, Н.А. Батурина выделили критерии сравнительной характеристики методик анализа кредитоспособности заемщиков указанных российских банков, которые приведены в приложении 8.

Итак, рассмотренная классификация  подходов к оценке кредитоспособности заемщиков наиболее полно отражает подходы зарубежных и отечественных  банков. Описанные методики анализа  кредитоспособности заемщиков, применяемые  российскими коммерческими банками, свидетельствуют о важности объективной  и достоверной оценки финансового  состояния потенциальных заемщиков. Используются различные экспресс-методики анализа финансового состояния, а также анализ денежных потоков. Наряду с количественными показателями оценки кредитоспособности банки уделяют внимание и качественным показателям, внешним и внутренним факторам, влияющим на бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка кредитоспособности юридических лиц в ОАО «Сбербанк России»

2.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России»

Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации был основан  в 1841 году. Сбербанк зарегистрирован 20 июня 1991 года как открытое акционерное  общество в соответствии с Законом  РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в 1991 г. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Акционерами Банка являются более 200 тысяч юридических и физических лиц (источников информации данного раздела является официальный сайт ОАО «Сбербанк России» [30]).

Обширная филиальная сеть – одно из основных конкурентных преимуществ  Банка.

Региональная банковская структура насчитывает более 19,2 тыс. подразделений и представлена на всей территории страны во всех субъектах  Российской Федерации.

Сбербанк имеет генеральную  лицензию Банка России на осуществление  банковских операций N 1481 от 08.08.2012 г.

ОАО «Сбербанк России» осуществляет свою деятельность на основании федеральных законов [2-4], нормативных документов Банка России [5-10], Гражданского кодекса РФ [1] и внутренних нормативных документов самого банка, приведенных в приложении 9.

Приоритетные направления  деятельности ОАО «Сбербанк России»:

  • Корпоративный бизнес: обслуживание расчетных и текущих счетов, открытие депозитов,  предоставление всех видов финансирования,  выдача гарантий, обслуживание экспортно-импортных операций клиентов,  услуги инкассации, кассовые услуги, конверсионные услуги, услуги по переводу средств населением в пользу юридических лиц, операции с векселями и др.
  • Розничный бизнес: оказание банковских услуг клиентам – физическим лицам по принятию средств во вклады, кредитованию, обслуживанию банковских карт, операциям с драгоценными металлами,  операциям с депозитными сертификатами и векселями, купле-продаже иностранной валюты, денежным переводам, платежам, хранению ценностей и др.
  • Операции на финансовых рынках: операции с ценными бумагами, операции с производными финансовыми инструментами,  операции по размещению и привлечению средств на межбанковском рынке, привлечению средств на рынках капитала, операции с иностранной валютой и др.

Помимо банковских операций Банк осуществляет такие виды сделок, как выдача поручительств за третьих  лиц, приобретение права требования от третьих лиц, доверительное управление денежными средствами, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, в т.ч. брокерская, дилерская и депозитарная деятельность.

Кредитование  частных лиц.

ОАО «Сбербанк России» предлагает частным клиентам следующую продуктовую линейку:

  • Ипотечное кредитование;
  • Автокредитование;
  • Потребительские кредиты;
  • Образовательные кредиты с государственным субсидированием;
  • Кредитование аграрно-промышленного комплекса;
  • Розничное кредитование VIP–клиентов.

Услуги, предоставляемые  ОАО «Сбербанком России» частным клиентам:

  • Банковские карты;
  • Продажа страховых продуктов;
  • Расчетные услуги;
  • Прочие банковские услуги.

Кредитование  корпоративных клиентов.

Банк расширяет кредитно-финансовые операции со всеми группами корпоративных  клиентов, взаимодействуя и с флагманами российского бизнеса, и с сегментом  микро- и малого бизнеса. Приоритетное внимание оказывается компаниям, имеющим  положительную кредитную историю, основной объем оборотов которых проходит по счетам в Сбербанке.

К корпоративным клиентам Сбербанка относятся:

  • Крупная корпоративная клиентура;
  • Средний бизнес;
  • Малый бизнес;
  • Исполнительные органы власти.

Крупной корпоративной клиентуре  и среднему бизнесу Сбербанк предлагает следующие продукты: овердрафтного, оборотного кредитования, торгово-экспортного финансирования, расчетно-кассового обслуживания.

Малому бизнесу Сбербанк предлагает такие продукты, как: «Бизнес-старт», «Бизнес-проект», «Бизнес-авто». Также для поддержки малого бизнеса реализуется программа «Деловая среда»: «Школа бизнеса Сбербанка», «СберStore», «Социальная сеть» и «Клиентский кабинет».

Начата реализация долгосрочного  проекта «Малый бизнес – Олимпиаде».

Информация о работе Кредитоспособность юридических лиц