Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:43, реферат
Разработано достаточно много методик оценки кандидатов в заемщики, наиболее интересными считаются методики PARSER, CAMPARI. Названия их образованы из начальных букв перечисленных ниже английских слов:
Р —информация о потенциальном заемщике, его репутации;
А— сумма испрашиваемого кредита;
R—возможность погашения кредита;
S—обеспечение кредита;
Е —целесообразность кредита;
R—вознаграждение банка (процентная ставка).
Критерии оценки кредитоспособности заемщиков
Разработано достаточно много методик оценки кандидатов в заемщики, наиболее интересными считаются методики PARSER, CAMPARI. Названия их образованы из начальных букв перечисленных ниже английских слов:
Р —информация о потенциальном заемщике, его репутации;
А— сумма испрашиваемого кредита;
R—возможность погашения кредита;
S—обеспечение кредита;
Е —целесообразность кредита;
R—вознаграждение банка (процентная ставка).
CAMPARI:
С— характеристика заемщика;
А —способность возвратить кредит (оценка бизнеса заемщика);
М —необходимость обращения за кредитом; или— маржа, доходность:
Р —цель кредита;
А —размер кредита;
R—возможность погашения кредита;
I —обеспечение страхование риска.
В практике европейских, американских и некоторых российских банков распространение по лучила методика CAMPARI. Анализ в соответствии с данной методикой заключается в поочерёдном выделении из кредитной заявки и прилагаемых к ней финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом.
Единой системы оценки кредитоспособности заемщика не существует: каждый старается использовать оптимальную для себя методику анализа кредитоспособности своих клиентов. В общем виде оценка кредитоспособности клиента банка представляет собой поэтапное исследование, в ходе которого анализируются:
1. Уровень менеджмента компании;
2. Характер сделки
и характеристика внешней
3. Кредитная история клиента;
4. Конкурентоспособность клиента, его продукции;
5. Финансовое положение клиента;
6. Обеспечение сделки.
Уровень менеджмента компании. Предварительная оценка менеджмента формируется как среднеарифметическая величина рейтинговых оценок показателей состояния активов и прибыльности работы компании. Окончательная оценка менеджмента выводится исходя из анализа следующих объектов: организационной структуры, опыта и компетентности руководства заемщика, качества оформления документации, соблюдения законодательства, участия руководства в акционерном капитале компании.
Некоторые системы оценок оценивают менеджмент в последнюю очередь, так как качество управления находит непосредственное выражение в уровне финансового состояния компании.
Характер сделки и характеристика внешней среды. Этот критерий в большой степени определяется региональными и отраслевыми факторами.
При оценке внешней среды учитываются данные по отрасли и характеру деятельности клиента, удельному весу данной компании в обороте рынка, географии деятельности компании, предлагаемым товарам (услугам), клиентам и поставщикам. Естественно, что количество региональных и отраслевых классификаций зависит от масштабов деятельности банка. Например, банку, предоставляющему ссуды в рамках одной страны, не требуется региональная классификация (это относится к большинству российских банков). Показатель бизнес-риска для внешней среды будет в таком случае определяться только на основе отраслевой классификации. Для международного банка, обслуживающего разнообразную местную и зарубежную клиентуру, возможно, потребуется более подробная классификация.
Оценка кредитовой истории предполагаемого заемщика. В одних банках термин «кредитная история» подразумевает опыт взаимоотношений всех банков– кредиторов с данным заемщиком, а в других — исключительно опыт взаимоотношений этого конкретного банка с данным заемщиком. Общим показателем в каждом случае является временной фактор. Однако молодость российской рыночной экономики не позволяет использовать этот элемент анализа в той степени, в какой он используется в кредитном деле за рубежом. В Рос– сии еще недостаточно практики и информации для того, чтобы кредитная история превратилась в реальный предмет изучения клиента.
В настоящее время разработаны или находятся в стадии разработки три законопроекта о бюро кредитных историй. Последний вариант такого проекта, направленного на поэтапное создание бюро кредитных историй, разработан банковским комитетом Государственной Думы РФ.
Суть законопроекта, оформленного в виде поправок к законам «0 банках и банковской деятельности» и «О Банке России» состоит в следующем.
Банки будут обязаны предоставлять в Банк России информацию о недобросовестных заемщиках, не исполнивших в срок свои обязательства. Сумма неисполненных обязательств для граждан равна 10 тыс. рублей, для юридических лиц — 100 тыс. рублей. Если по истечении 45 дней такой заемщик не обратился к кредитору и не урегулировал обязательства, кредитная организация должна уведомить об этом Банк России. В противном случае банку грозит отзыв лицензии. При этом в соответствии с законопроектом информация должна позволить «однозначно идентифицировать должника, не исполнившего обязательства, а таюнв данные о размере неисполиенных обязательств должника в соответствии с кредитяьш договором». В свою очередь Центробанк в случае запроса от любого банка
Хотя данные рекомендации создавались для аудиторов, можно такжЕ предложить эти подяоды для внутренней методики банка по оценке кредитной истории. обязан предоставить имеющуюся у него инфоршцию о недобросовестном заемщике. По замыслу разработчиков описанная схема позволит «заложить основы для формирования в среднесрочной перспективе национальной системы кредитных бюро.
Интересно в этой связи упомянуть то, что аудиторская компания КРМС пркменяет для работы в России рекомендации Всемирного банка, в соответствии с которыми кредитная история заемщика имеет три оценки":
1.Хорошая. Заемщик всегда
2. Удовлетворительная. Кредиты, по которым проценты и сумма основного долга были просрочены на срок не более 30 дней; которые включают в себя капитализированные проценты по ранее выданным, а затем пролонпфованным в связи с возннкновением у заемщика финансовых трудностей кредитам;
3. Плохая. Проценты и основная сумма долга были просрочены более чем на 30 дней или существует вероятность необходимости пролонгации (реструктуризации) кредита и/или капитализации процентов.
Понятно, что самый главный этап изучения кредитоспособностн клиента — это анализ финнансового положения клиента. Он строится на данных финансовой отчетности, а именно нзучается бухгалтерский баланс пред– приятия (форма № 1 по ОКУД); отчет о финансовых результатах (форма № 2); отчет о двнжении средств (форма № 4); приложе-ние к балансу (форма № 5). Обязательным является изучение финансового состояния заемпщка в динамике. Для этого необходимо получение бухгалтерской отчетности заемщика не менее чем за три последних квартала (за исключением предприятий с иностранными инвестициями).
Определение финансового положения клиента состоит из анализа:
— структуры активов и пассивов;
— денежных потоков заемщика;
— финансовой устойчивости заемщика;
— эффективности деятельности заемщика;
— обеспеченности сделки.
1. Анализ струк!уры акгнвов и пасснвов опнрается на бухгалтерскую отчетность (ба– ланс, отчет о финансовых резулъ– татах, отчет о движеню! денежных средств). Оценка креднтос-пособности заемщика основывается на ликвидности баланса, как правило, на группировке сальдовых показателей активов и пассивов. Активные статьи группируются в три блока: высоколнкводные активы (касса, расчетный счет); ликвидные активы (отгруженные товары, производствен-ные запасы); неликвидные активы (основные средства). Пассив– ные статьи грушшруются по степени срочности (первой, второй и третьей степени) и по источнику возникновения (собственных и заемный капитал).
2. Анализ деяежиых погояов состоит из трех частей, ха– рактеризующих:
а) основную (текущую) деятельность предприятия, которая является основным источником денежных поступлений — выручки (корректируется на налоги и материальяые затраты);
б) инвестиционную деятельность — все виды капитальных вложений и операции с ценными бумагами, которые осущесвляются за счет собственных средств (фонда накопления), в случае недостаточности средств — за счет кредита;
в) финансовую деятельность предприятия, которая включает операции по увеличению уставного фонда и операции по использованию средств потребления.
Для анализа денежных потоков используются. данные формы № 2 и формы № 4 периодической бухгалтерской отчетности, расшифровки оборотов заемщика по текущим (расчетным) счетам и выписки банков по указанным счетам клиента.
Данные о денежных поступлениях на счета заёмщика могут быть получены или на основании комплекта выписок со счетов клиента, или по данным формы №4 бухгалтерской отчетности (отчет о движении денежных средств).
После определения общей суммы денежных постуш1ений на счета заемщика необходимо выяснить их сезонность и регулярность. Такой анализ позволя-ет, всн1срвых, выявить сеэонные закономерности в деятельности заемщика (если они есть), а во– вторых. получить представление о том. насколько налажсна его финансово-хозяйственная дея тельность, и, кроме того, уяснить основные циклы работы предпри-ятия.
3. Аналнз фннансовой ус тсшчивости заеяоцика. Используются различные финансовые коэффициенты, которые можно разделить на пять групп (см. табл.).
4. Аиализ эффежтявностн деятельности заемщика. Анализ эффективности предприятия проводится по двум направлениям:
1) анализ рентабельности;
2) анализ деловой актнвности.
Анализ рентабельности заемщика осуществляется путем расчета коэффициента рентабельности оборота от основной деятельности, определяемого в виде отношения суммы прибыли от реализации за определенный период (квартал, полугодие и т.д.) к сумме выручки от реализации за этот же период.
Данный коэффициент
показывает, сколько прибыли приходится
на единицу стоимости
Характеристика значений этого коэффициента по степени их приемлемости (достаточности) для банка: отлично — более 20%; хорошо — от 15,1 до 20%; удовлетворительно — от 10,0 до 15%; неудовлетворительно — менее 10%.
Анализ деловой активности компании-заемщика производнтся на основе расчета коэффициента оборачиваемости готовой продующи и товаров, коэффициента оборачиваемости запасов сырья и коэффициента оборачиваемости дебиторской задошкенности.
Все эти коэффициенты рас– считываются по единой формуле:
ОБ - ОСТ х Д/С, где
ОБ — оборачиваемость со–
ОСТ — среднсарифметическая сумма данного актива за
период (сумма на начало периода + остаток на конец периода, деленная на 2);
Д — сумма калевдарных дней в периоде (90 дней — для одного квартала, 180 днея — для двух кварталов и т.д.);
С — сумма выручки от реализацни за период или затрат на производство и продаху.
Нормативными оценками данных показателей являются следу– ющие значения:
1) для иоэффициента оборачиваемости запасов сырья и мате– риалов промышленных предприятий: от 20 до 40 дней — хорошо; от 10 до 20 дней или от 40 до 60 дней — удовлетворительг но; менее 10 или более 60 дней — неудовлетворительно;
2) для коэффициента
оборачиваемости готовой
3) для коэффициента
оборачиваемости готовой
Для анализа дебиторской задолженности применяется коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. Он рассчитывается по приведенной выше формуле, где в качестве ОСТ берется величина дебиторской задолженности со сроком погашения до года, а в качестве С — сумма выручки от реализации. Наилучшим можно признать значение коэффициента до 30 дней, хорошим — до 60 дней, удовлетворительным — до 90 дней, неудовлетворительным — более 90 дней. Критической для задо1цика является ситуация, когда срок обЬрачиваемостн дебиторской задолженностя значительно больше срока оборачива-емостя обязательств перед кредиторами.
Говоря о фннансовоы авалиэе заемщика, необходимо остановиться на таком методе, как «скоринг». Западные банки используют различные стаггистичес-кие (вероятностные) методы оценки риска банкротства предприятий, претендующих на полученне 6аыковсхих кредитов. Эга веро0пносп» может быть выражена с помощыо . баллов (всоге), и потому подобный метод носет название «скоринга».
Существуют разные методы скоринга. Чаще всего для оценки риска банкротства предприятия используются показатели, рассчитанные на основе данных баланса и отчета предприятия о результатах его деятельности. В самом общем виде финансовое положенне предприятия оценивается по формуле:
Р - к! П1 + к2 П2 + .. кп Пп,
где Р — оСнцая оценка финансо-вого положения предприятия в баллах, определяющая риск бан– кротства; чем вьппе оценка, тем меныпе риск;
П1, П2 и т.д. — показатели
(в большинстве случаев
к!, к2 и т.д. — коэффициенты, заранее присваиваемые каждому из показателей П1, П2 и т.д.
Примерами таких показателей и коэффициентов могут служитъ модели, разработанные американцем Альтманом в 1968 г. и Банком Франции в 1982 г.
При расчетах по этой модели каждый показатель умножается на соответствующий коэффициент, из суммы полученных вели– чин вычитается постоянный показатель. В итоге получается оценка в баллах. Если она < 0, то финансовое положение предприятия расценивается как «рнскованное», если > 0 — предприятие
В данной модели все коэффициенты положителъные, хотя на практике не все указанные показатели одинаково влияют на степень риска. Поэтому в модели Банка Францив некоторые коэффициенты имеют отрицательный знак. Считается, что показатели с положителъным коэффициентом увеличивают общую оценку (уменьшают степень риска банкротства), тогда как показатели с отрицательным коэффициентом уменыпают эту оценку (увеличивают степень риска). Но в модели Банка Франции некоторые показатели оказывают на уровень риска неожиданное влияние. Так, показатели платежеспособ-ности и доли добавленной стоимости в оборотах наделены отрицательными коэффициентами, очначающими, что они увеличивают риск банкротства.
Информация о работе Критерии оценки кредитоспособности заемщиков