Лекции по "Деньгам, кредиту, банкам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:51, курс лекций

Описание работы

Как только всеобщий эквивалент принял денежную форму, она сразу же начала видоизменяться. В своей эволюции деньги выступают в виде металлических (медных, серебряных и золотых), бумажных, кредитных и нового вида кредитных денег - электронных денег. Им на смену пришли кредитные и дебитные карточки. Последнее изобретение - цифровые деньги, имея ввиду деньги, используемые при расчетах с помощью Интернета.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 991.00 Кб (Скачать файл)

Обеспеченность платежа предусматривает наличие у владельца счета в банке достаточных денежных средств для осуществления платежа или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств субъекта хозяйствования. В зависимости от характера ликвидных средств различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обуславливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства. Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей. Принцип обеспеченности платежа создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

К принципам организации безналичных расчетов относятся также место платежа (выбор субъектами хозяйствования обслуживающего банка), согласие плательщика на осуществление платежа (акцепт), источник платежа и некоторые другие. Все принципы организации безналичных расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение действия одного из них ведет к нарушению функционирования всей платежной системы.

Следует отметить, что международная банковская практика выработала еще ряд принципов, которые пока не нашли должного отражения в национальном законодательстве.

Одним из таких принципов  является правовой режим осуществления расчетов и платежей. Данный принцип обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой такого регулирования служит комплекс законов и подзаконных актов, а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

Еще одним принципом  организации безналичных расчетов является контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Существуют определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. Каждое предприятие является одновременно покупателем и продавцом. Выступая покупателем (сырья, материалов и других материальных ресурсов для осуществления производства), оно контролирует своевременность и правильность исполнения своих обязательств перед кредиторами в соответствии с договорами с тем, чтобы обеспечить нормальные хозяйственные связи со своими контрагентами. Выступая кредитором, т.е. поставщиком своей продукции, предприятие в целях увеличения своей выручки проводит кредитный контроль за повышением уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращением внеплановых отсрочек платежей, безвозвратных долгов, потерь крупных сумм.

Банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, осуществляют контроль за соблюдением ими установленных  правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, в частности на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. Например, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между банками.

Однако, как показывает практика, все виды контроля (предварительный, текущий, последующий, внутренний) участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств тесно связаны с развитием финансового менеджмента на предприятии. Неразвитость финансового менеджмента, а также отсутствие отрегулированного механизма и правового контроля со стороны государства за деятельность предприятий различных форм собственности являются причинами, которые могут формировать условия для возникновения платежного кризиса.

С предыдущим принципом  связан принцип имущественной ответственности  за соблюдением договорных условий. Суть этого принципа заключается  в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности  в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и  контрагентов, а если оно наступило  со стороны последних - практически  полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

 

 

14. Международные расчеты,  их формы

 

 

Основной формой валютных отношений  являются международные расчеты, производимые по международным операциям и  отраженные в обобщенном виде в платежных  балансах  всех стран мира.

 

Международные расчеты - это:

 

а) коммерческие платежи - по денежным требованиям и обязательствам, возникающим  между предприятиями, банками, учреждениями и отдельными лицами разных стран, - связанные с мировой торговлей, международным кре­дитом и ПЗИ;

 

б) некоммерческие платежи, связанные с перевозкой пассажиров, стра­хованием, туризмом, переводом денег за границу и др.

 

Международные расчеты бывают двусторонними, когда они осуществляются между  двумя странами, или многосторонними, когда суммы, вырученные от реализации товаров в одной стране, используются для платежей третьим странам.

 

Подавляющая часть международных  расчетов осуществляется в порядке  безналичных расчетов, через банки  различных стран, которые поддерживают взаимные корреспондентские связи. Платежи наличными деньгами по международным расчетам производятся в основном при поездках за границу делегаций, туристов или частных лиц, которые обменивают в банках валюту своей страны на соответствующую иностранную валюту.

 

Основными формами международных  расчетов по международной торговле являются товарный аккредитив и акцепт документов, переданных банку на инкассо.

 

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению  своего клиента получает, на основании  расчетных документов, причитающиеся  ему денежные средства от предприятий, организаций, учреждений за отгруженные в их адрес товарно-материальные ценности или оказанные услуги и зачисляет эти средства на его счет в банке.

 

Аккредитив - расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение  одного кредитного учреждения другому произвести за счет специально забронированных средств, оплату товарно-транспортных докумен­тов за отгруженный товар или выдать предъявителю аккредитива определен­ную сумму денег.

 

Аккредитив может быть безотзывный, отзывный и переводный.

 

Безотзывный аккредитив - это твердое  обязательство банка-эмитента не изменять и не аннулировать его без согласия заинтересованных сторон. От­зывный  аккредитив может быть изменен или  аннулирован в любой момент без  предварительного уведомления продавца. При отсутствии соответствующего указания аккредитив считается отзывным. Переводный аккредитив применяется, по договоренности с покупателем, в том случае если продавец имеет субпоставщиков, по которым он переводит часть этого аккредитива. Переводный аккредитив дешевле, чем открытие отдельных аккредитивов субподрядчикам.

 

 

 

16. Организация  кассовых операций в народном  хозяйстве

 

 

 

 

Договор, заключаемый коммерческим банком с предприятием, организацией, предпринимателем на расчетно-кассовое обслуживание, не должен противоречить требованиям к совершению кассовых операций, установленным Национальным банком Республики Беларусь, и законодательству Республики Беларусь. Кассовые операции — оприходование в кассу наличных денег, соблюдение лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи наличных денег; прием и выдача наличных денег из касс предприятия (предпринимателя) и оформление кассовых документов; порядок использования выручки; порядок и целевое использование наличных денег, полученных из касс учреждений банков; порядок ведения кассовой книги и хранения наличных денег.

 

 Касса — структурное подразделение  предприятия (предпринимателя), выполняющее  основные кассовые операции. Юридические  и физические лица, реализующие  продукцию (работы, услуги) за наличный  расчет, осуществляют прием денежных средств на основании приходных кассовых ордеров, отрывных талонов (билетов) или при помощи кассовых суммирующих аппаратов.

 

 Предприятия, организации могут  иметь в своих кассах наличные  деньги в пределах лимитов,  ежегодно устанавливаемых банками, в которых открыты текущие счета предприятий, независимо от форм собственности. Лимит остатка (предельный остаток) кассы — максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе предприятия, организации по состоянию на конец рабочего дня. Устанавливается с учетом особенностей их деятельности и режима работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в учреждение банка, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег.

 

 Предприятия и отдельные  категории организаций имеют  право хранить в своих кассах  наличные деньги сверх лимита  только на оплату труда (заработную  плату), стипендии, пенсии, пособия,  дивиденды на срок не свыше трех рабочих дней; колхозы, органы местного управления и самоуправления, расположенные в сельской местности, — не свыше пяти рабочих дней.

 

 Наличные деньги, сверх лимита  поступающие в кассы предприятий,  организаций, подлежат сдаче в  учреждения банков для последующего зачисления на их счета. Наличные деньги могут быть сданы: в дневные и вечерние кассы учреждений банков; инкассаторам — для последующей сдачи в учреждения банков; в объединённые кассы при предприятиях — для последующей сдачи в учреждения банков; предприятиям связи — для перечисления на счета в учреждения банков.

 

 Предприятия (предприниматели), имеющие по роду основной функциональной  деятельности постоянную денежную  выручку и расходующие ее по  согласованию с банком для  оплаты труда, выплаты пособий, стипендий, закупки сельскохозяйственной продукции, скупки тары и вещей у населения, не имеют права задерживать в своих кассах наличные деньги до наступления сроков указанных выплат.

 

 Заимствование денежной выручки  у торговых предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, другими предприятиями должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством правилами заимствования на основе заключения договоров и оформления соответствующих кассовых операций.

 

 Для обеспечения рационального регулирования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денег банками на основании сведений, получаемых от предприятий (предпринимателей), о размерах и сроках выплат наличных денег, ежеквартально составляются графики выдач наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей (по дням).

 

 Выдачи наличных денег предприятиям (предпринимателям) и физическим  лицам с их вкладных счетов  производятся, как правило, за  счет текущих поступлений наличных  денег в кассы учреждений банков.

 

 Выдача наличных денег из  касс предприятий (предпринимателей) производится по расходным кассовым  ордерам или надлежаще оформленным  другим документам: платежным ведомостям, чекам, заявлениям на выдачу  денег, счетам и т.п. с наложением  на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера.

 

 Все поступления и выдачи  наличных денег предприятия (предпринимателя)  учитываются в кассовой книге.  Каждое предприятие (предприниматель)  ведет только одну кассовую  книгу. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Записи могут производиться вручную или автоматизированным способом; кассир делает их сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому, заменяющему его, документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег по кассе на следующее число.

 

 На банки  возложена обязанность проверять  соблюдение предприятиями и предпринимателями  (клиентами банка) правил ведения  кассовых операций. Проверки осуществляются  по месту открытия счетов предприятий  (предпринимателей) в соответствии с планами-графиками (ежемесячно, ежеквартально) по усмотрению руководителя банка. Особое внимание обращается на объем операций с наличными деньгами, совершаемых клиентом, их многообразие; учитывается оперативная информация о порядке ведения кассовых операций.

 

 

 

 Кассовая  дисциплина — это соблюдение  предприятиями (предпринимателями)  правил ведения кассовых операций. Результаты проверки их соблюдения  оформляются актом, в котором  отмечаются примерно следующие  вопросы: 

 

- полнота  оприходования наличных денег, полученных в банке;

- порядок  сдачи наличных денег в кассу  банка; 

- целевое  использование наличных сумм, полученных  из банка; 

- правильность  расходования на месте поступающих  в кассу предприятия наличных  денег; 

- обоснованность  расчетов наличными деньгами между предприятиями, предпринимателями (субъектами хозяйствования);

- соблюдение  установленного банком лимита  остатка наличных денег в кассе  предприятия; 

Информация о работе Лекции по "Деньгам, кредиту, банкам"