Лизинговые операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Охарактеризовать теоретическую основу лизинга, его практическое применение, охватить проблемы его развития в России и дальнейшие перспективы является целью данной работы.
При реализации данной цели решались следующие задачи:
раскрыть понятие лизинга;
установить нормативно-правовое регулирование лизинга в России;
представить классификацию лизинга;
определить функции и преимущества лизинга;
установить порядок совершения лизинговой сделки;
определить риски по лизинговым сделкам и пути их минимизации;
проанализировать тенденции и определить перспективы развития лизинга в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретически аспекты лизинговых операций 6
1.1. Понятие лизинга и его функции 6
1.2. Участники лизинговых операций и их особенности 12
1.3. Правовая основа лизинговых операций 16
Глава 2. Особенности проведения лизинговых операций в России 18
2.1. Основные этапы проведения лизинговых операций в банке 18
2.2. Тенденции развития лизинга в России 21
Глава 3. Совершенствование лизинговых операций в России 24
3.1. Основные проблемы лизинговых операций 24
3.2. Перспективы развития лизинга в России    27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Файлы: 1 файл

Лизинговые операции.doc

— 958.00 Кб (Скачать файл)

Прекращение действия лизингового  договора – последний, восьмой этап. Договор считается прекращенным по истечении срока его действия и завершается выплатой всех предусмотренных лизинговых платежей и выкупом имущества в собственность бывшим лизингополучателем либо возвратом его лизингодателю.

Если лизингополучатель  изъявит желание досрочно расторгнуть  договор лизинга, он в любом случае обязан будет внести всю сумму последующих лизинговых платежей и тех платежей, которые не были уплачены в срок.

Однако если при приеме предмета лизинга арендатор обнаружит дефекты или брак, то он может расторгнуть договор без уплаты лизинговых платежей, известив об этом лизинговую компанию в письменной форме в течение 10 дней со дня приема оборудования.

Лизингодатель может досрочно расторгнуть соглашение, если:

  • получено от поставщика уведомление о невозможности поставки оборудования;
  • арендатор в течение срока, превышающего 3 недели, не выполнил свои обязательства по платежам;
  • организация арендатора в период действия договора ликвидирована;
  • арендатор в течение 2 недель с момента получения требований об уплате не производит оплату всей суммы задолженности, включая пени за просрочку;
  • арендатор эксплуатирует оборудование с нарушением условий договора, не соблюдает обязательства лизингового соглашения.

Все споры, возникающие  в связи с заключением и  исполнением лизингового договора, решаются сторонами в арбитражном  суде.

 

2.2. Тенденции  развития лизинга в России

 

По итогам 2012 года оправдались не самые оптимистичные прогнозы – прирост рынка составил 1,5%. Объем нового бизнеса за год составил 1 320 млрд рублей, что почти не отличается от показателей 2011 года (таблица 1). Без учета сделок крупнейшей компании, «ВЭБ-лизинга», новый бизнес сократился на 5%.

Таблица 1. Развитие рынка лизинга6:

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Объем нового бизнеса, млрд рублей

399.6

997.5

720.0

315.0

725.0

1 300.0

1 320.0

Темпы прироста, %

83.8

149.6

-27.8

-56.3

130.2

79.3

1.5

Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей

136.0

294.0

402.8

320.0

350.0

540.0

560.0

Темпы прироста, %

78.0

116.2

37.0

-20.6

9.4

54.3

3.7

Совокупный лизинговый портфель, млрд рублей

530.0

1 202.0

1 390.0

960.0

1 180.0

1 860.0

2 530.0

Темпы прироста, %

-

126.8

15.6

-30.9

22.9

57.6

36.0


 

В последнее время наиболее популярным объектом лизинга является оборудование для производства, спецтехника и транспортные средства, что видно на рисунке 2. Они занимают 99% от всего рынка лизинга. Наименьшая доля (1%) приходится на недвижимость7. И существенных «сдвигов» в ближайшее время ждать не приходится. Однако в случае внесения поправок в существующее законодательство лизинг может претерпеть некоторые изменения.

Игроки на рынке лизинга  в России, как правило, универсальные  и лишь незначительное количество специализируются на определенной отрасли (например, Фольксваген Груп Финанц предлагают в лизинг автомобили марки Фольксваген).

Исходя из показателей  статистики, можно сделать предположение, что существенных «сдвигов» в  ближайшее время ждать не приходится. Однако в случае внесения поправок в существующее законодательство лизинг может претерпеть некоторые изменения.

Рисунок 2. Топ-10 сегментов рынка по доле в лизинговом портфеле8

По итогам 2012 года лидером среди лизинговых компаний является государственная компания ВЭБ-Лизинг. Объем этой компании превышает объем нового бизнеса следующей в рейтинге лизинговых компаний (ВТБ Лизинг) примерно в 3 раза. В тройку лидеров вошла лизинговая компания «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ», уступив ВТБ Лизинг почти в 1,5 раза. Затем следует Трансфин-М, Газпромбанк Лизинг (ГК), «Государственная транспортная лизинговая компания», Европлан, Газтехлизинг, Альфа-Лизинг (ГК), Росагролизинг (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Топ-10 лизинговых компании России по итогам 2012 года9

Место по новому бизнесу

Компания

Объем нового бизнеса в 2012, млн. руб.

Текущий портфель на 01.01.2013, млн. руб.

Объем полученных платежей за 2012, млн. руб.

01.01.13

01.01.12

1

1

ВЭБ-лизинг

294 068,1

515 807,2

63 295,0

2

2

ВТБ Лизинг

111 222,5

349 397,0

71 67,1

3

3

СБЕРБАНК ЛИЗИНГ (ГК)

82 027,4

218 634,0

34 576,3

4

6

Трансфин-М

75 808,0

121 690,5

5 596,0

5

9

Газпромбанк Лизинг (ГК)

52 717,2

72 463,1

10 067,6

6

5

"Государственная транспортная  лизинговая компания"

49 008,1

90 282,1

8 696,2

7

7

Европлан

48 630,2

40 884,7

н.д.

8

4

Газтехлизинг

43 525,0

117 499,3

42 305,5

9

10

Альфа-Лизинг (ГК)

36 696,0

63 090,0

6 667,5

10

-

Росагролизинг

36 385,5

58 707,2

9 739,4


 

Таким образом, несмотря на наличие прироста объема нового бизнеса, полученных лизинговых платежей и других показателей, развитие лизинга в России за последний год существенно замедлилось, по сравнению с предыдущим годом.

 

Глава 3. Совершенствование лизинговых операций в России

3.1. Основные проблемы лизинговых  операций

 

Доля лизинга в России среди совокупных инвестиций по-прежнему невелика. Многие направления остаются практически неразвитыми, например, лизинг недвижимого имущества. Совсем не распространены возвратный, финансовый виды лизинга.

Существует ряд факторов, препятствующих развитию лизинга. К ним относятся:

  • высокие процентные ставки по кредиту и недостаточность стартового капитала для создания лизинговой компании
  • непонимание всех преимуществ лизинга предпринимателями (потенциальными лизингополучателями) и лизингодателями
  • неразвитая инфраструктура лизингового рынка
  • отсутствие информационной, консультационной поддержки участников лизинга. Если в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других крупных городах лизинг более-менее развит, то в регионах практически не используется этот инструмент.
  • крупный аванс и залог, который может достигать 30% от стоимости объекта лизинга.
  • не используется вторичный рынок оборудования
  • сложности с расчетом кредитоспособности участников.
  • условия законодательства не позволяет при расторжении оперативно вернуть оборудование (только по решению суда и аукционной продаже), что приводит к более жестким требованиям по обеспечению сделки.

Помимо этого, лизинговые операции более рискованны, чем кредитование. Необходимо очень ответственно подойти к вопросу защиты от рисков при лизинговой сделке, не создавая тем самым жестких требований к лизингополучателям, чтобы не потерять клиентов.

Различают несколько  видов рисков в лизинговой сделке.

Финансовые (рыночные) риски - прямые риски неплатежа, маркетинговые риски и ценовые.

Риски неплатежа - риск неполучения лизинговых платежей от лизингополучателя.  Существуют два принципиально отличных подхода к этому вопросу: первый заключается в том, что неплатежи лизингополучателя невыгодны компании, даже если они будут обеспечены залогом, гарантиями, поручительствами и пр. Это наиболее распространенный подход. Во втором случае лизинговая компания таким образом настраивает бизнес-процессы, что ему не страшны неплатежи клиента, он при любом раскладе останется в выигрыше. В этом случае риски компенсируются высоким авансом по сделке, высокими процентными ставками, хорошей налаженностью работы службы безопасности и юристов по изъятию имущества при неплатежах, системы сбыта изъятого имущества. То есть компания заложила получение прибыли уже на этапе заключения договора.

Маркетинговый риск – риск не найти пользователя на имеющееся оборудование. Для минимизации этого риска можно работать с часто использующимся оборудованием, на которое будет спрос.

Ценовой риск – риск недополучения прибыли лизингодателем в случае удорожания предмета лизинга, который уже используется лизингополучателем по ранее заключенному договору, либо риск убытков лизингополучателя в случае падения цены на арендованное им по старым ценам оборудование.

Риски материальной сохранности объекта лизинга, к которым относятся:

Риск ускоренного  морального старения оборудования – лизингополучатель стремится заменить используемое оборудование на новинки, появляющиеся на рынке. Лизингодатель страхует свои интересы, оговаривая в договоре срок, ранее которого договор не может быть прекращен. По этой же причине лизинг, скорее всего, будет возвратным, и лизинговой компании необходимо наладить систему сбыта «устаревшего» оборудования.

Риск гибели или неустранимых повреждений объекта лизинга. Защитой от риска выступает страхование предмета лизинга.

Риск технических  обязательств возникает, когда лизингодатель оказывает слишком широкий спектр услуг, таких, как ремонт. Чаще всего, это возникает при невысоких знаниях технологических характеристик пользователя. Предотвратить риск можно, выбирая поставщиков, способных взять на себя полное обслуживание техники, или обучая персонал.

Риск права собственности на актив – необходимо грамотно и юридически правильно оформлять и регистрировать право собственности, осуществлять мониторинг технического состояния оборудования.  

 Третья категория рисков - риски на уровне организации-лизингодателя:

Риски несбалансированной ликвидности – риск финансовых потерь при неспособности покрыть обязательства по пассиву требованиями по активу. Минимизируется за счет диверсификации операций, сбалансированности обязательств и требований.

Процентный  риск - риск превышения процентных ставок по кредитам, выплачиваемых лизингодателем банку над лизинговыми платежами. Защитой является установление фиксированных ставок по кредитам и лизингу либо плавающих. Но не плавающих по лизингу и фиксированных по кредиту, и наоборот.

Валютный риск – риск убытков в результате колебания валютных курсов.

Для успешной деятельности в лизинговой сделке при управлении рисками нужно учитывать рыночную конъюнктуру, тенденции рынка, постоянно осуществлять мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды, что позволит минимизировать убытки при наступлении неблагоприятных событий.

3.2. Перспективы развития лизинга в России   

 

По итогам 2012 года наблюдается спад темпов роста объема лизинговых сделок. Одним из факторов послужило насыщение железнодорожного сегмента, основного потребителя услуг лизинговых компаний, и одновременное падение цен на вагоны и его снижение влияния на рост лизинга. Кроме того, неясность в возможности применения ускоренной амортизации и отмены налога на новое движимое имущество приводит к тому, что в сложившихся условиях лизинговые компании вынуждены будут осваивать новые ниши в поисках клиентов для сохранения объемов по сделкам и позиций на рынке.

Еще одним важным фактором, оказывающим влияние на рынок лизинга, является повышение процентных ставок по кредитам и нехватка ресурсов у негосударственных компаний. В этих условиях смогут ли они соперничать с государственными компаниями, уже занимающими лидирующие позиции в рейтинге?

Особенностью лизинга в России по-прежнему является то, что несмотря на его относительную дешевизну и доступность, применяется он в основном только при финансировании крупных проектов. Основная доля в объеме лизинговых сделок занимают контракты на сотни миллионов рублей, участниками которых выступают собственники крупных бизнесов.

Основными сегментами роста и наибольшей конкурентной борьбы в 2013 году станут легковой и грузовой автотранспорт (в частности, спрос на легкий коммерческий транспорт в Москве подстегивает запрет движения крупнотоннажных грузовиков). Эти сегменты могут стать самыми быстрорастущими среди крупнейших сегментов рынка. Перспективными в этом году лизингодатели считают также лизинг автобусов (парк в большинстве регионов сильно изношен, и от его замены отказаться невозможно), оборудования для пищевой отрасли, машиностроительного, дерево- и металлообрабатывающего оборудования10.

В текущем году возможны два сценария. Оптимистичный предполагает нулевой рост железнодорожного сегмента и умеренный рост большинства прочих сегментов рынка (в первую очередь автотранспорта), сопоставимый с 2012 годом. В этом случае ожидается прирост объема новых сделок на уровне 8% (см. рисунок 3).

Рисунок 3.  Оптимистичный сценарий11

Пессимистичный сценарий (базовый) предполагает дальнейшее сокращение сделок с подвижным составом (в  пределах 15%) и слабый рост остальных  сегментов рынка. Такой вариант  развития событий является более вероятным с учетом замедления экономики, текущей конъюнктуры рынка вагонов и высокой чувствительности лизинга к снижению инвестиционной активности. В случае пессимистичного сценария темпы прироста рынка составят около 0%.

Информация о работе Лизинговые операции