Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть особенности организации межбанковского клиринга в России.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотрение места клиринга в системе межбанковских расчетов
- Изучение механизма клиринговых расчетов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение 3
1. Место клиринга в системе межбанковских расчетов 5
1.1 Необходимость сущность и значение межбанковских расчетов 5
1.2 Основы организации корреспондентских отношений 6
1.3 Основы клиринговых расчетов в экономике, их виды. 12
2. Механизм клиринговых расчетов18
2.1. Организация клиринговых расчетов 18
2.2 Риски клиринговых расчетов 21
2.3 Сравнительный анализ известных методов проведения 32
взаимных расчетов в системе кредитных организаций 32
Заключение 36
Список литературы 38
- сокращение потерь от
- обеспечение своевременности обработки платежей, имеющих для экономики особую значимость;
- развитие международных связей
банковских учреждений на базе
взаимодействия их
Использование межбанковского клиринга
позволит обходиться меньшим уровнем
оборотных средств и добиться
ускорения прохождения
Под клирингом понимается система безналичных расчетов за товары, услуги, ценные бумаги, основанная на зачете взаимных требований и обязательств. Межбанковский клиринг, в свою очередь, — это система безналичных расчетов между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц.
По решению Центрального банка РФ организацию клиринговых расчетов могут брать на себя небанковские кредитные учреждения или клиринговые организации на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ.
Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческие банки, Центральный банк РФ, другие юридические и физические лица, за исключением органов власти, политических организаций, специализированных общественных фондов.
Основными задачами клиринговой организации являются:
- ускорение и оптимизация
- повышение достоверности и надежности расчетов;
- развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, пластиковых карт и др.);
- наиболее рациональное
- внедрение современных международных технологий, стандартов, протоколов;
- создание современной
- надежная многоуровневая
- контроль достоверности данных на всех этапах.
Клиринг может быть двусторонний, когда засчитываются требования двух банков, и многосторонний, когда в зачетных схемах участвуют три и более банков. При этом главная идея клиринга заключается в том, что только дебетовое сальдо, выявленное на лицевом счете по зачету, должно с определенной периодичностью погашаться реальными деньгами, которые передаются в распоряжение клирингового учреждения, и использоваться им для оплаты кредитового сальдо, образовавшегося у других участников клиринга.