Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:42, курсовая работа
Тенденции развития мировой экономики и международном финансовом рынке свидетельствуют о том, что современная жизнь приобретает выраженный международный характер. Это нашло свое отражение в активизации международных экономических и торговых отношений, как на уровне индивидуума, так и на государственном уровне, которые стали технически возможными благодаря деятельности банков и предоставляемым ими международным банковским услугам. Таким образом, одной из основных тенденций развития банковского бизнеса становится увеличение роли международных банковских услуг.
Введение-------------------------------------------------------------------------- ----2
1 Актуальность, цели и задачи международных платёжных систем-----4
1.1 Структура платежной системы---------------------------------------------14
2 История возникновении в России международной платежной системы --------24
3 Стратегия развития банковского сектора-----------------------------------36
3.1 Цели и факторы развития банковского сектора РФ---------------------36
3.2 Проблемы развития банковского сектора----------------------------------39
3.3 Задачи по реформированию банковского сектора-----------------------41
3.4 Меры по снижению административной нагрузки на кредитные организации---------------------------------------------------------------------------48
3.5 Развитие инструментов регулирования ликвидности банковского сектора---------------------------------------------------------------------------------54
4 Официальная история создания национальной платежной системы России---------------------------------------------------------------------------------66
Заключения---------------------------------------------------------------------------73
Список литературы-----------------------------------------------------------------75
Однако должного развития система механизированного учета не получила. Причиной этому стали отсутствие достаточного числа квалифицированных кадров и отсутствие материальной базы (производство соответствующего оборудования не было налажено).
Происходило развитие и совершенствование безналичных расчетов, в частности акцептной формы. В 1935 г. расчеты по иногородним платежам (в 1937 г. и расчеты по внутригородским платежам) были переведены на инкассовую форму (платежные требования и счета за отгруженный товар поставщики отправляли покупателю через свое учреждение банка). В связи с этим повысилась ответственность банка за своевременное движение расчетных документов и поступление денежных средств, что способствовало ускорению денежного оборота в хозяйстве.
Для оптимизации текущих расчетов были установлены новые сроки платежей. Так, по иногородним расчетам хозяйственным организациям предоставлялась отсрочка в 7 дней. Для оплаты платежных требований ввели десятидневный срок, включая трехдневный срок акцепта. По внутригородским расчетам срок платежа был установлен в 2 дня (в течение срока акцепта).
Процесс развития системы безналичных расчетов шел по пути специализации расчетов по отраслям народного хозяйства. Так, в тяжелой промышленности получили дальнейшее распространение расчеты по сбыту продукции через сбытовые организации. При транзитных расчетах через Главнефтесбыт взаимопогашающиеся платежи составляли в 1937 году более 40%.
Особенностью развития специализированных безналичных расчетов в тот период являлся их централизованный характер. Такого рода систему расчетов развивали с целью укрепления платежной дисциплины. Однако стали очевидны и существенные недостатки этой системы: замедление оборачиваемости средств, усложнение техники расчетов, снижение ответственности предприятия за своевременную оплату поставляемой продукции.
В соответствии с постановлением Правительства от 20 июня 1935 г. были введены расчеты, гарантированные кредитом Госбанка, которые позволяли поставщику получать средства за свою продукцию независимо от финансового состояния покупателя. Эта система стала применяться для расчетов: государственных заготовительных организаций со сдатчиками сельскохозяйственной продукции; промышленных предприятий с заготовительными организациями за сельскохозяйственное сырье: предприятий и организаций за лесопродукцию, поставляемую через Главлесосбыт . Важно отметить, что эти расчеты, гарантированные банковским кредитом, не были предназначены для широкого использования. Поэтому данный вид расчетов целесообразен лишь в отдельных случаях - тогда, когда поставщик не может применять санкций к покупателю.
В 1936 году при внутригородских расчетах по некоторым видам продукции в нескольких крупных городах Госбанк начал более интенсивно вводить расчеты посредством плановых платежей, при которых покупатель регулярно перечислял средства поставщику в уплату за отгружаемую продукцию (в сроки и в размерах. у установленных в соответствии с планом поступления продукции), при этом периодически производился перерасчет по фактически отгруженной продукции.
В 1934-1937 гг. система взаимных расчетов только начинала развиваться. Сокращая размер необходимых для расчетов средств, система взаимных расчетов способствовала укреплению платежной дисциплины.
Послевоенный период связан со значительным увеличением объемов операций безналичного платежного оборота. К 1950 году Госбанк обслуживал более миллиона хозяйственных организаций.
В связи с этим значительно увеличился и объем учетной и контрольной работы, выполняемой Госбанком. Так, например, инкассовые операции возросли по сравнению с довоенным периодом почти на 70% и межфилиальные обороты - на 67% . Активно проводились мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости денежных средств. Так, в 1950 году было достигнуто ускорение банковского документооборота по расчетам между хозяйственными организациями на 1,1 дня по сравнению с 1949 г.
В эти годы продолжала активно развиваться система безналичных расчетов в хозяйстве. При этом развитие взаимных расчетов шло преимущественно по линии бюро взаимных расчетов (БВР) - местных и централизованных, а также путем осуществления разовых зачетов взаимных требований.
Однако при использовании БВР возникали определенные трудности,что было связано с некоторыми недостатками в работе БВР. Во-первых, местные БВР проводили в основном внутри городские расчеты и были преимущественно внутриотраслевыми.
Во-вторых, отмечалось неравномерное размещение бюро взаимных расчетов как по территориям, так и по отраслям народного хозяйства. Система взаимных расчетов была максимально развита в пищевой и легкой промышленности, в то время, как лесная промышленность сильно отставала в этом отношении.
Важно отметить, что после войны широкое распространение получили централизованные бюро взаимных расчетов (ЦБВР). Так, в 1951 году было 4 ЦБВР, оборот которых составлял свыше 20% по отношению к общему обороту всех БВР, что свидетельствует об очень крупном объеме их операций. За 1951 год через ЦБВР прошло около 2 млн. расчетных документов. Наибольшее значение имели ЦБВР для расчетов в тяжелой промышленности. Там их удельный вес во всех оборотах по взаимным расчетам в тяжелой промышленности составлял в 1948 г - 46,2 %, а в 1951г. - 54,5 % .
Новым в развитии системы безналичных расчетов в период 1951-1954 гг. было распространение межотраслевых бюро взаимных расчетов, включающих предприятия разных отраслей народного хозяйства. Так, объединенное межотраслевое БВР при Московской конторе Госбанка представляло собой большую расчетную палату. В него входило 1 900 организаций разных отраслей экономики. Зачет взаимных требований проводился в объединенном бюро взаимных расчетов ежедневно, что способствовало значительному ускорению оборачиваемости средств. Система взаимных расчетов между участниками БВР дополнялась ежедневными плановыми платежами.
Межотраслевые бюро взаимных расчетов давали возможность расширять рамки операций и круг участников. Однако они не устраняли одного важного недостатка: предприятия, имеющие постоянные экономические связи со многими иногородними покупателями, вынуждены были состоять в нескольких десятках бюро взаимных расчетов. При проведении расчетов через централизованные бюро этот процесс недопустимо затягивался.
После осуществления в 1955 г. выше упомянутой организационной перестройки системы взаимных расчетов преобладающими стали децентрализованные расчеты.
При децентрализованных расчетах каждому предприятию открывается в Госбанке особый счет по взаимным расчетам. По этому счету банк проводит расчеты предприятия с его поставщиками и покупателями, а их сальдо в установленное время зачисляет на расчетный счет предприятия или списывает со счета (в зависимости от результата расчетов). Предусматривался также "кредит на завершение расчетов" при отсутствии у предприятия средств на расчетном счете для погашения сальдо. Система децентрализованных расчетов для того периода максимально расширила круг участников зачета. Кроме того, при децентрализованных расчетах усиливается по сравнению с расчетами через БВР контроль Госбанка за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий. При такой системе упрощались расчеты и минимизировались на том этапе задержки с переводом денежных средств.
Однако в то время специалисты отмечали ряд недостатков, носивших преимущественно организационно-технический характер. Например, децентрализованные зачеты создавали параллельный расчетному счет для этих зачетов и по мнению некоторых специалистов, ограничивали возможности предприятий и организаций полностью распоряжаться своими средствами. Кроме того, данная система расчетов не способствовала укреплению платежной дисциплины в хозяйстве, так как, на взгляд этих специалистов, нарушала установленную очередность платежей. И, наконец, система децентрализованных зачетов усложняла, по мнению тех же исследователей, кредитование и расчеты хозяйственных организаций, кредитовавшихся по специальным счетам, а также под расчетные документы в пути.
В то же время был отмечен и безусловно положительный эффект от внедрения системы децентрализованных расчетов и пути оптимизации и организационно-технического совершенствования данной системы. В 1956 году завершился переход к системе зачетов в децентрализованном порядке. Только за один год удельный вес децентрализованных зачетов повысился с 60% до 93%. Таким образом, в процессе развития банковской системы в СССР была создана в целом отлаженная система межбанковских и внутрибанковских расчетов.
В СССР финансовые и платежные системы строились по модели централизованного планирования. Основой банковской системы служил "монобанк " - центральный банк, которому принадлежала доминирующая роль во всех аспектах банковского дела, включая управление системой. Централизованное планирование в сочетании с моделью, основанной на монобанке, явилось отправной точкой реформирования платежной системы в республиках бывшего СССР.
Для России оптимизация платежной системы имела особую значимость, ибо она стала одной из ключевых проблем реформирования экономики на этапе перехода страны к рынку. Основные составляющие этой проблемы, с одной стороны, - платежный кризис и его последствия: разлаженность хозяйственных связей, социальные потрясения из-за просроченных выплат заработной платы, пенсий, пособий, а, с другой стороны, - поистине революционные изменения в расчетах между учреждениями банков, представляющих фундамент новой банковской системы.
Совершенствование с начала 90-х годов платежной системы в России проявилось во внедрении электронных технологий в безналичные расчеты с учетом опыта развитых стран, а также традиций в организации отечественного платежного оборота.
До начала экономических реформ безналичные расчеты осуществлялись с помощью бумажных технологий и скорость перечисления денежных средств была обусловлена наличием почтовой и других средств, связи, функционировавших в более или менее стабильном режиме, но с достаточно продолжительным отвлечением денежных средств из оборота хозяйствующих субъектов.
В кризисе неплатежей, парализовавшем экономику России и выразившимся в колоссальном распространении бартера и других денежных суррогатов, многие исследователи этого экономического явления наряду с такими причинами как:
- относительная нехватка в экономике денежного капитала - как из-за отсутствия самого этого понятия в социалистической плановой системе, так и вследствие резкого обесценения оборотного капитала предприятий после либерализации цен в 1992 году;
- практически безрисковое , высокоэффективное и в силу этого широкомасштабное уклонение от уплаты налогов в секторе вновь созданных частных предприятий, начавшееся в 1992 году;
- нетрадиционная для развитой рыночной экономики система издержек крупных промышленных предприятий (содержание социальной инфраструктуры, избыточного оборудования, производственных помещений, в определенной степени - избыточной рабочей силы);
- неразвитость и непрозрачность банковской системы, единое денежное пространство (до лета 1993г.) и отсутствие таможенных границ со стороны СНГ;
- отмечают длительные сроки проведения расчетов, обусловленные низким уровнем развития платежной системы страны 1 .
В это же время в стране зарождается и начинает развиваться финансовый сектор экономики, который, так же, как и хозяйствующие субъекты, заинтересован в более быстром проведении платежей.
Эту проблему Центральный банк решил с помощью внедрения электронных технологий в безналичные расчеты в своих территориальных учреждениях на внутрирегиональном и межрегиональном уроне, сначала в виде эксперимента в отдельных регионах, затем повсеместно.
3 Стратегия развития банковского сектора
3.1 Цели и факторы развития банковского сектора Российской Федерации
Основной целью развития банковского сектора Российской Федерации (далее - банковский сектор) на среднесрочную перспективу является активное участие в модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечения его системной устойчивости. Достижение этой цели является необходимым условием развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности на международной арене за счет диверсификации и перехода на инновационный путь развития.
За 20 лет развития банковский сектор прошел большой путь. В то же время с момента зарождения в конце 80-х годов XX века и до настоящего времени развитие шло преимущественно в рамках экстенсивной модели. В основе этой модели - ориентация банков на краткосрочные результаты деятельности, обусловливающая в том числе агрессивную коммерческую политику и высокую концентрацию рисков. Банковский сектор пока не вышел на требуемый уровень развития конкурентной среды и рыночной дисциплины, что отрицательно сказывается на доступности и качестве предоставляемых банками услуг. Проблемами банковского сектора являются низкая ответственность владельцев и руководства банков за качество и устойчивость ведения банковского бизнеса, достоверность информации о состоянии банков, а также надежда на государственную поддержку в стрессовых ситуациях.