Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:12, реферат
Цель данной работы – изучить особенности миграции капитала в мировой экономике.
Задачи работы:
– изучить экономическую сущность миграции капитала из страны;
– провести анализ миграции капитала из России.
Суть не в самом факте вывоза капитала, а в его форме. Прямые инвестиции и экспортные кредиты — процесс позитивный, способствующий экономическому развитию страны. Однако российский капитал сейчас уходит в иностранную валюту, портфельные инвестиции, депозиты, покупку недвижимости. Так что нынешние формы и масштабы «бегства» капитала наносят явный ущерб экономике России:
По разным оценкам, с 1992 по 2012 год вывезено от $40 до $400 млрд. Максимальные цифры дают МВД и Генеральная прокуратура (оценивая расходы российских граждан за границей), минимальные — Всемирный банк, агентство «Fitch IBCA», Парижский клуб. Банк России, основываясь на анализе платежного баланса, называет цифру $120-130 млрд.
Сопоставление данных бегства капитала и сальдо торгового баланса РФ свидетельствует об анормальности ситуации с движением капитала в России в 90-е годы (Таблица 3).
Таблица 3
Год |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
Бегство капитала |
Бегство капитала Сальдо в % |
1994 |
67.826 |
50.452 |
17.374 |
15.933 |
91.71% |
2009 |
82.913 |
62.603 |
20.310 |
14.043 |
69.14% |
2010 |
90.563 |
68.092 |
22.471 |
31.727 |
141.19% |
2011 |
89.008 |
71.983 |
17.025 |
37.471 |
220.09% |
2012 |
74.884 |
58.015 |
16.869 |
19.501 |
115.60% |
В то же
время, вывоз капитала
Особая статья
— вывоз за рубеж
На практике личные интересы менеджеров и корпоративные часто переплетаются: менеджеры могут прятать за рубежом украденные у предприятия активы, уведенную от налогообложения прибыль или доход от неучтенной деятельности. Используются деньги тоже как в личных интересах (покупка акций через офшорную компанию, депозиты на счетах в банках, покупка недвижимости), так и в корпоративных (реинвестирование, расчеты с партнерами, вложения за рубежом и т.д.).
Отмечу, что само понятие «вывоз криминального капитала» размыто до крайности. Скажем, приведенные выше примеры относятся скорее к капиталу «околокриминальному» и в принципе должны быть четко отделены от вывоза денег откровенно криминального происхождения — доходов от рэкета, наркоторговли, взяток и прочего.
Способы вывоза капитала многообразны. Традиционно их классифицируют по степени нарушения действующего законодательства:
«Белый» вывоз — роскошь, которую могут себе позволить лишь самые крупные и богатые компании, содержащие мощное политическое лобби в высших органах государственной власти. Система лицензирования капитальных операций построена так, чтобы навсегда отбить охоту у российских компаний вывозить капитал законным порядком, поскольку попытка вывезти капитал рассматривается едва ли не как измена Родине. Статистика свидетельствует, что на долю «белого» вывоза капитала приходится не более 2-3% его общего объема.
«Черные» схемы при всей своей простоте — способ наименее эффективный: контрабандные наличные остаются незаконными, и в стране, куда они вывезены, их необходимо легализовать либо инвестировать в сугубо криминальный бизнес. Даже в том случае, если вывезенные деньги задекларированы и имеется справка о покупке валюты — в большинстве развитых стран операции с крупными наличными суммами подпадают под категорию «подозрительных» и привлекают пристальное внимание государственных контролирующих органов.
«Cерые» схемы отличаются самым большим разнообразием, но среди них можно выделить два основных вида: операции с использованием финансовых инструментов и внешнеторговые.
Использование финансовых инструментов требует специальных знаний и навыков. Например, манипулирование с котировками акций (их продажа нерезиденту по одной цене, а затем выкуп у него же по гораздо более высокой) требует, чтобы акции прошли листинг, но не котировались на рынке. Тогда крайне трудно доказать, что акции были проданы по заведомо заниженной цене, а куплены по завышенной, по сравнению с рыночной, и следовательно, сделка носит мнимый характер.
Кредитование
российскими банками нерезидент
Однако вывоз капитала по линии капитальных операций довольно сложен и дорог, поскольку подразумевает участие в схемах большого числа участников. Зато по нынешнему российскому законодательству все они формально законны, и мнимость их необходимо доказывать в суде, что крайне сложно, учитывая пробелы в законодательстве, коррумпированность и низкий уровень квалификации правоохранительных органов.
Проблема вывоза капитала не имеет быстрого решения. Всем понятно, что капитал перестанут вывозить, когда станет выгодней, надежней и безопасней вкладывать его в России и держать свободные средства не в наличных долларах, а в безналичных рублях. Но это — дело 10-20 лет постоянных, кропотливых и целенаправленных усилий: как государственной власти, так и всего общества. Те же реформы, связанные с устранением перекосов в отношениях собственности и корпоративном управлении, только начинаются и дадут эффект не скоро.
Если же рассматривать ситуацию в более краткосрочной перспективе, то на первый план выходит дилемма: отменять систему контроля за вывозом капитала неразумно, но и оставлять в нынешнем виде нельзя.
Надо надеяться, что Комитет по финансовому мониторингу позволит выявить многие подобные операции внутри страны и даст возможность еще на этой стадии отсечь от общего потока капитал, имеющий криминальное или околокриминальное происхождение. В результате, полагаю, уже в ближайшие год-два удастся несколько сократить объемы убегающих из России денег.
Следует, однако, отметить, что проблема эта — лишь наполовину российская. Практически во всех схемах вывоза капитала из России вместе с нашими резидентами участвуют нерезиденты. Многие страны, призывая к борьбе с криминальным капиталом, на деле заинтересованы в притоке из России «грязных» денег. Скандал с The Bank of New York подтвердил это. На Западе борьба с капиталами «русской мафии» часто носит показной характер и походит на «охоту на ведьм». Хотя сегодня, конечно, криминальный капитал чувствует себя там гораздо менее уютно.
Нерешенной пока остается и проблема офшоров. Да, старые и респектабельные Багамы, Лихтенштейн, Кипр или Гернси стали более разборчивы, но эстафету подхватили новые офшоры, преимущественно Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Некоторые из них (скажем, Лебуан и Науру) стали финансовым «диким полем», прибежищем криминальных денег со всего света.
Возвращаясь на российскую почву, следует отметить, что в течение года-двух необходимо кардинально изменить базовые принципы системы государственного контроля за вывозом капитала — система борьбы должна превратиться в систему регулирования и базироваться на следующих принципах:
Целью такой системы должно стать не столько сокращение объемов, сколько изменение формы вывоза капитала. Даже если объемы сохранятся, а структура изменится и доминировать в ней будут инвестиционные проекты за рубежом и кредитование экспорта, то выигрыш будет безусловным — такой вывоз капитала стимулирует экономическое развитие страны. Начало действия «антиотмывочного» закона и изменения, внесенные в закон о валютном регулировании и валютном контроле, дают надежду на позитивные перемены.