Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 01:58, реферат
Современный Китай – это динамично развивающееся государство, мощный политический центр. Сегодня он занимает шестую строчку в списке крупнейших экономик планеты и четвертую - по объему внешней торговли.
Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развивающегося государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра денежного обращения, кредита и фондового рынка
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Денежное обращение и кредит
на тему: Народный банк Китая
Студент ФФБД, 3 курс, ДФН-2 |
С.А. Дробышевская | |
Руководитель
|
|
А.С. Стрижевич |
МИНСК 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Современный Китай – это динамично развивающееся государство, мощный политический центр. Сегодня он занимает шестую строчку в списке крупнейших экономик планеты и четвертую - по объему внешней торговли.
Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развивающегося государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов.
Банковская система Китая является основным каналом финансового посредничества между сбережениями и инвестициями.
Обеспечения нормального, устойчивого, без инфляционных взрывов товарно-денежного обращения, централизации распыленных в обществе финансовых средств и повышения качества капитала, стабильного обеспечения средствами перспективных, особенно имеющих стратегическое значение, проектов - одни из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач стоящих перед современным Китаем.
Банковская система Китая является трёхуровневой: состоит из центрального банка страны, коммерческих банков, государственных, а также смешанных и частных (общенациональных и региональных). Кроме того, существуют так называемые "политические банки", которые осуществляют финансовое обеспечение экономической политики Китая, а также кредитные кооперативные банки.
Народный банк Китая (кит. трад. 中國人民銀行, упр. 中国人民银行, пиньинь: Zhōngguó Rénmín Yínháng, палл.: Чжунго Жэньминь Иньхан) — государственный банк Китайской Народной Республики, подразделение Правительства КНР [1].
Народный
банк Китая - является центральным банком,
он напрямую подчиняется Госсовету КНР.
Головной офис банка расположен в Пекине.
Основные функции Народного банка Китая
включают: осуществление денежной политики
правительства, эмиссия юаня, управление
государственными валютными резервами
и золотым фондом, распоряжение государственной
казной, руководство Государственным
управлением валютного контроля, руководство
Комитетом по надзору за банковской деятельностью.
Несмотря на то, что надзорные функции
за банками переданы Комитету по надзору
за банковской деятельностью, Народный
банк Китая сохраняет за собой право издавать
все законы, касающиеся банковской сферы.
Банк был основан 1 декабря 1948 года, в результате слияния 3 банков: Хуабэй Банк, Бэйхай Банк и Сибей сельхозбанка.
Народный банк Китая - является центральным банком, он напрямую подчиняется Госсовету КНР и независим от исполнительной власти.
Главный офис банка сначала был расположен в городе Шицзячжуан, однако в 1949 году был передислоцирован в Пекин.
В 1951 г. сеть его учреждений составляла свыше 90% всех кредитных учреждений страны.
С 1949 по 1978 год, НБК выполнял функции как Центрального, так и коммерческого банка. В результате проведённой 1980 году экономической реформы, коммерческие функции банка были распределены между 4 независимыми, но государственными банками и в 1983 году Государственный совет решил, что НБК будет функционировать только как ЦБ.
Правовое положение было окончательно установлено 18 марта 1995 года.
В 1998 в результате структурной реформы были закрыты все местные и провинциальные филиалы и НБК открыл 9 региональных филиалов (по одному в данных городах, Тяньцзинь, Шэньян, Нанкин, Цзинань, Ухань, Гуанчжоу, Чэнду, Шанхай, и Сиань), чьи полномочия не соответствуют местному административному делению. Также НБК имеет 6 заграничных представительских офисов. В НБК входят 18 департаментов.
В 2003 году Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, были приняты поправки к закону, по которому банк получил ряд дополнительных полномочий для обеспечения общей финансовой стабильности и проведения денежно-кредитной политики страны. В дополнение к выше написанному, следует сказать, что данный банк является самым крупным объектом финансового института в мире, учитывая что у него имеются резервы в количестве $3,201 трлн.
10 мая 1995 года был принят "Закон о Народном банке Китая", согласно которому капиталы банка полностью финансируются государством и являются государственной собственностью.
Изначально и до 1979 г. он выполнял следующие основные функции: контроль за денежным обращением и эмиссией национальной валюты и изъятие излишней денежной массы; проведение кассового исполнения государственного бюджета (все платежи и расчеты по государственному бюджету); льготное краткосрочное кредитование народного хозяйства (в первую очередь государственного и кооперативного сектора экономики); осуществление безналичных расчетов внутри (и между) государственного и кооперативного секторов, при обязательном наличии в Народном банке расчетных и текущих счетов; исполнение функций государственного казначейства; привлечение сберегательных вкладов населения. Кроме того Народный банк Китая контролировал деятельность частных предприятий, размещение государственных займов, операции с иностранной валютой и драгоценными металлами и др.
Кроме главной конторы Народный банк Китая имел отделения во всех провинциях и крупных городах, а в небольших городах и сельских районах — конторы (в 1957 г. число таких отделений и контор составило примерно 20 тыс.). Со временем полномочия Банка менялись. В конце 1970-х гг. произошло восстановление организационной самостоятельности Народного банка Китая и в 1983 г., он прекратил обслуживать промышленно-торговые кредиты. В его компетенции остались только функцией центрального банка. За банком сохранялся двойственный статус — он является одновременно подразделением Госсовета КНР и центральным банком. До 1998 г. НБК имел 2519 филиалов и отделений в провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения со штатом около 160 тыс. сотрудников.
Очередные преобразования с Народным банком Китая произошли в 1998 г., когда руководство Народного банка Китая объявило о преобразовании его структуры управления. Начало реформе системы центрального банка Китая, рассчитанной на три года (1998— 2000), положила реорганизация НБК, которая должна была предоставить центральным властям в Пекине более широкие полномочия по осуществлению финансового контроля за провинциями, стремящимися к большей независимости от центра, а также за сообществом коммерческих банков во всей стране.
Целью реформы было укрепление и деполитизация системы Центрального банка Китая, в том числе системы банковского надзора. В этот период происходит отказ от кредитования всевозможных амбициозных и убыточных экономических проектов в провинциях, частичный переход банковской системы страны от административных к коммерческим принципам хозяйствования.
Дальнейшее совершенствование организационной структуры сети территориальных учреждений НБК означала ее рационализацию по типу Федеральной резервной системы США. Для сети территориальных учреждений НБК предусматривалось освобождение их от влияния местных органов власти.
Основными задачами реформы территориальных учреждений Народного банка Китая стали: дальнейшее совершенствование системы и организационных форм работы с территориальными учреждениями, устранение конфликта интересов центрального правительства и местных администраций в финансово-экономической сфере, борьба с коррупцией в местных эшелонах власти; укрепление системы банковского надзора в результате фактического превращения существовавших ранее провинциальных отделений в местные органы банковского надзора, использующие в своей практической деятельности общепринятые международные стандарты банковского надзора; минимизация неблагоприятных последствий азиатского валютно-финансового кризиса для экономики и денежно-кредитной системы Китая, укрепление национальной валюты и недопущение ее девальвации; проведение внутренней реорганизации в системе центрального банка, внедрение режима экономии в повседневную деятельность; оздоровление и повышение конкурентоспособности банковской системы Китая в целом, повышение степени ее открытости внешнему миру и т.д.
Благодаря предпринятым мерам Народный банк Китая стал осуществлять вертикальное руководство и централизованное управление персоналом и деятельностью своих филиалов. Он обеспечивал и контролировал защиту их законных прав и интересов, не вмешиваясь в текущую деятельность.
Ведущим
принципом реформы территориальной сети
Народного банка Китая стало образование
в крупном экономическом районе, объединяющем
несколько провинций, одного регионального
филиала центрального банка. Вместо упраздненных
в 27 провинциях и четырех автономных областях
филиалов Народного банка Китая (аналоги
территориальных учреждений Банка России)
было решено создать напрямую подчиненные
головному офису НБК филиалы Народного
банка Китая в девяти основных экономических
районах страны. В их ведение поступали
все провинции КНР. Существовавшие ранее
провинциальные отделения Народного банка
Китая сохранились только в качестве местного
органа банковского надзора, осуществляющего
документарные и инспекционные проверки
на местах.
Через год после начала преобразований
все территориальные учреждения Народного
байка Китая лишились возможности проводить
разнообразные коммерческие операции,
включая предоставление кредитов на жилищное
строительство, проведение брокерских
операций, создание кооперативов, аудиторских
и консалтинговых фирм, фирм в области
бухгалтерского учета, а также ломбардов.
Представительствами
головного офиса Народного банка Китая
стали филиалы и отделения, выполняющие
функции центрального банка по месту своего
нахождения в рамках соответствующих
юрисдикции, т.е. осуществляющие руководство,
надзор, контроль, координацию и аудит
местных кредитных институтов и финансовых
рынков.
После завершения реструктуризации руководство
территориальных учреждений Народного
банка Китая назначается централизовано,
а не местными властями. В настоящее время
в Китае работают филиалы банка в Гуанчжоу,
Тяньцзине, Шэньяне, Нзинани, Ухани, Шанхае,
Чэнду, Сиани и Нанкине, что обеспечивает
независимость НБК от государственного
и партийного аппарата в сфере денежно-кредитной
политики и банковского надзора и снижает
риски на внугренних финансовых рынках.
Реформа банковского сектора этого периода
позволила оздоровить банковскую систему
страны, обремененную высокорисковыми
кредитами, связанными с вмешательством
местных правительств в работу центрального
банка.
Реструктуризация системы Народного банка Китая позволила осуществить передачу ему от Государственного управления валютного контроля всей полноты ответственности и контроля за операции в иностранной валюте кредитных организаций.
Сеть учреждений Народного банка Китая 2003 г. насчитывала 448 отделений с числом работников 189 тыс. человек [2].
В «единую централизованную банковскую систему», кроме НБК и его филиалов, в настоящее время входят 20 отделений финансового контроля, два главных управления по осуществлению банковских операций и свыше 1600 городских и уездных отделений центрального байка страны.
В настоящее время в Народном банке Китая образовано 18 департаментов: офис главы НБК, юридический департамент, департамент монетарной политики, департамент финансового рынка, бюро финансовой стабильности, департамент финансовых обследований и статистики, департамент казначейства и бухгалтерского учета, департамент платежей и расчетов, департамент науки и технологий, бюро управления валютой, золотом и серебром (совместно с подразделением Госсовета КНР по борьбе с фальшивомонетничеством), бюро государственного казначейства, международный департамент, департамент внутреннего аудита, департамент управления персоналом, исследовательское бюро, бюро управления кредитной информацией, бюро по противодействию отмыванию денег (бюро безопасности) и департамент пропаганды комитета Коммунистической партии Китая в НБК.
В системе Народного банка Китая продолжается создание действующей в режиме реального времени информационной системы, доступ к которой имеют Государственный комитет по реформе и развитию. Министерство финансов и комиссии по финансовому регулированию.
В настоящее время, структура подразделений, функции, состав и порядок работы НБК определяются Госсоветом с соответствующим уведомлением ПК ВСНП. Допускается создание специальных управлений.
Возглавляет деятельность Народного банка Китая председатель, который выбирается высшим законодательным органом — Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) по представлению премьера Госсовета.
На основании решения ВСНП назначение на должность и освобождение от нее осуществляет Председатель КНР. Бюджет НБК включается в центральный бюджет страны и подконтролен финансовым ведомствам Госсовета. Доходы НБК за каждый отчетный год полностью перечисляются в центральный бюджет КНР. Убытки НБК компенсируются за счет ассигнований из того же бюджета [2].
В соответствии с решениями XVII съезда КПК Народный банк Китая выполняет следующие функции:
1) разработка соответствующих законов и нормативных документов, определение правил функционирования финансовых институтов, выпуск положений и инструкций, связанных с исполнением НБК его функций;