Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:16, реферат
Цель работы: изучение нормативно-правовой базы, регулирующей обращение и выпуск жилищных сертификатов.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3
1 Нормативно-правовая база по выпуску и обращению жилищных сертификатов ……………............................................…………....4
2 Нормативно-правовое регулирования государственных жилищных сертификатов.....................................................................................7
3 Практика выпуска государственных жилищных сертификатов в РФ....................................................................................……………..…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..19
ПРИЛОЖЕНИЯ...………………………………………………………….20
Такая же норма применяется и
для обеспечения жильем, в порядке
эксперимента, высвобожденных работников
ликвидируемых организаций
Программа "Государственные жилищные сертификаты" рассчитана на пять лет (с 1998 по 2002 год). Планируется, что безвозмездные субсидии на покупку жилья получат 210 тыс. семей военнослужащих. По данным Министерства обороны РФ, с января по июль 1999 г. выдано 10203 сертификата, на них приобретено 6572 квартиры. В Нижегородской области, ранее других приступившей к реализации Программы ГЖС, с начала 1999 года получено 312 сертификатов и оформлено в собственность 156 квартир.
Судами Нижегородской области в 1998 - 1999 гг. рассмотрен ряд споров, связанных с осуществлением права собственности на квартиры, приобретенные по ГЖС. Так, гражданка В. обратилась с иском к бывшему супругу о признании за ней и ее несовершеннолетним сыном права собственности на треть площади квартиры за каждым. Исковые требования обосновывались тем, что квартира приобретена за счет средств федерального бюджета по ГЖС, выданному В. как военнослужащему с учетом всех членов семьи. Решением городского суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда, за каждым из бывших супругов В. признано право собственности на 1/2 долю квартиры. Принимая решение, суд исходил из того, что спорная квартира приобретена по договору купли-продажи в период брака и является общим совместным имуществом супругов. Со ссылкой на ст.ст.34 и 39 Семейного кодекса РФ суд отказал в признании права собственности на долю в квартире за несовершеннолетним сыном бывших супругов. Постановлением президиума областного суда решение городского суда и определение коллегии по гражданским делам в части признания права собственности на жилое помещение было отменено на том основании, что сумма сертификата зависит от количества членов семьи владельца, указываемых в документе.
В рассматриваемом случае сертификат был выделен на семью из трех человек. Следовательно, вывод суда о том, что денежная сумма, указанная в сертификате и использованная на приобретение квартиры, является общим имуществом супругов, является ошибочным. При новом рассмотрении дела судом было установлено, что расчет при покупке квартиры производился с целевого блокированного именного банковского счета. Сумма, указанная в сертификате, оказалась достаточной для оплаты приобретаемой квартиры в полном объеме, собственных средств на покупку квартиры супругами израсходовано не было. Поэтому суд обоснованно признал право собственности на указанную квартиру за всеми членами семьи в равных долях.
На вопрос о том, какими правами наделяются в отношении квартиры, приобретаемой по ГЖС, члены семьи владельца сертификата, дан ответ в п.10 постановления Правительства РФ от 29 марта 1999 г., которым установлено, что приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. Однако формулировка неточна. С очевидностью имелась в виду общая долевая собственность только тех членов семьи, с учетом которых определялась сумма безвозмездной субсидии и которые поименованы в самом сертификате. Квартира может быть оформлена только в общую долевую собственность членов семьи, но никак не в общую совместную собственность, поскольку последняя возникает лишь на имущество, приобретенное супругами в браке на общие средства. Но безвозмездную субсидию нельзя считать совместными средствами супругов. Другие члены семьи в силу закона вообще не выступают в качестве субъектов общей совместной собственности. Поэтому в договоре купли-продажи должны быть указаны доли сособственников в праве собственности на приобретаемую квартиру.
Неверно было бы ограничиться указанием на то, что квартира поступает в общую собственность владельца сертификата и поименованных в нем членов семьи. Приобретение жилья в собственность с использованием средств безвозмездной субсидии - право, а не обязанность гражданина. Поэтому за любым лицом, поименованным в сертификате, следует признать право на отказ от оформления приходящейся на него доли квартиры в собственность, что не лишает такого члена семьи права вселиться в приобретенную квартиру в качестве постоянного пользователя жилого помещения. Разумеется, подобный отказ от права, принадлежащего несовершеннолетнему члену семьи, невозможен иначе, чем в порядке, установленном ст.ст.28, 37 ГК.
Конечно, не всегда владелец сертификата может приобрести жилое помещение в пределах размера субсидии. Зачастую ему требуются дополнительные средства. В таком случае он использует на эти цели собственные средства, средства членов семьи или же заемные. В подобных случаях уже на стадии заключения договора может встать вопрос об оформлении квартиры в долевую собственность, где доли членов семьи распределяются с учетом дополнительно вложенных ими средств. Нельзя исключить и судебных споров о признании права собственности на долю, отличную от той, которая была указана в договоре купли-продажи. В подобных случаях судам надлежит выяснять, за счет каких средств вносились суммы, представляющие собой разницу между суммой, выплаченной за квартиру по договору купли-продажи, и размером субсидии, указанным в сертификате. Если сверх безвозмездной субсидии на покупку квартиры были затрачены средства супругов, нажитые в браке, то при определении доли в праве собственности на квартиру надлежит руководствоваться не только нормами гражданского законодательства, но и нормами Семейного кодекса РФ. Следовательно, в подобном случае доли супругов и других членов семьи (например, их несовершеннолетних детей) в праве собственности на квартиру окажутся неравными.
3 Практика выпуска государственных жилищных сертификатов в РФ
Утвержден график выпуска и распределения в 2012 г. государственных жилищных сертификатов для обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Эти свидетельства предоставляются в рамках реализации ФЦП "Жилище".
Всего планируется выпустить 5 794 сертификата. Их количество определено расчетным путем. Наибольшее число предназначается гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, подлежащим увольнению со службы (3 328 и 1 150 штук соответственно). Кроме того, лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним граждане получат 514 сертификатов, вынужденные переселенцы - 787.
График выпуска и распределения в 2012 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, включает в себя следующие разделы:
Раздел I. - Выпуск и распределение в 2012 году государственных жилищных сертификатов в отношении категорий граждан, установленных федеральным законодательством.[Приложение А]
Раздел II. - Выпуск и распределение в 2012 году государственных жилищных сертификатов в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.[Приложение Б]
Раздел III. - Выпуск и распределение в 2012 году государственных жилищных сертификатов в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц.[Приложение В]
Раздел IV. - Выпуск и распределение в 2012 году государственных жилищных сертификатов в отношении граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.[Приложение Г]
Раздел V. - Выпуск и распределение в 2012 году государственных жилищных сертификатов в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.[Приложение Д]
Заключение
Действующее гражданское законодательство выделяет три разных явления, имеющих одно название — жилищный сертификат.
Одно из значений данного термина определено в Положении о выпуске и обращении жилищных сертификатов (утв. Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. «О выпуске и обращении жилищных сертификатов») как особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника.
Такие жилищные сертификаты являются ценными бумагами и регулируются Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». В статье 143 ГК РФ, где перечисляются документы, признаваемые ценными бумагами, или в другом законе жилищный сертификат не называется ценной бумагой. Но поскольку согласно п. 2 Положения это особый вид облигации, то его квалификацию в качестве ценной бумаги можно считать обоснованной. По своей правовой природе жилищный сертификат также отвечает всем предусмотренным признакам ценной бумаги: это документ (или бездокументарная ценная бумага), удостоверяющий имущественное право (денежное или товарное), осуществление или передача которого возможны только при его предъявлении.
Регулируется жилищный сертификат рядом нормативных актов подзаконного уровня, кроме того, поскольку это вид облигации, к нему применимы и нормы гражданского законодательства, регулирующие обращение облигаций. Так же, как и облигации, жилищные сертификаты являются эмиссионными ценными бумагами, поскольку выпускаются массами (выпусками), внутри которых каждая ценная бумага удостоверяет одинаковый объем прав. Как и любая облигация, жилищные сертификаты могут быть именными и предъявительскими и не могут быть ордерными. Относясь к эмиссионным ценным бумагам, жилищные сертификаты могут выпускаться как в документарной (в виде письменного документа, содержащего все необходимые реквизиты), так и в бездокументарной (в виде записи на электронном носителе в реестре держателей, который ведется эмитентом) форме.
Другое понятие жилищного сертификата было введено в законодательство Инструкцией ФКЦБ от 12 мая 1995 г. о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных сертификатов на территории РФ, которая, помимо жилищных сертификатов — ценных бумаг, — предусматривает существование жилищных сертификатов иного рода (обязательств), не являющихся ценными бумагами. В соответствии с Инструкцией жилищные сертификаты — это любые ценные бумаги или обязательства, номинированные в единицах общей площади жилья и имеющие также индексируемую номинальную стоимость в денежном выражении, размещаемые среди граждан и юридических лиц, дающие право их владельцам при соблюдении определенных в проспекте эмиссии условий требовать от эмитента их погашения путем предоставления в собственность помещений, строительство (реконструкция) которых финансировалось за счет средств, полученных от размещения указанных ценных бумаг или обязательств. Несмотря на отсутствие в данном определении прямого разграничения двух типов жилищных сертификатов, исследователи отмечают, что толкование нормативных актов позволяет прийти к такому выводу, что «общедоступные (коммерческие) жилищные сертификаты являются ценными бумагами, а льготные (государственные) жилищные сертификаты, на основании которых определенным категориям граждан предоставляются субсидии на приобретение жилья или другие жилищные льготы, не обладают признаками ценных бумаг и, соответственно, не могут признаваться таковыми».
Таким образом, указанной Инструкцией предусмотрен помимо уже рассмотренных жилищных сертификатов — ценных бумаг еще один вид жилищных сертификатов — обязательств по предоставлению субсидий на приобретение жилого помещения.
Такие жилищные сертификаты
в настоящее время урегулирован
Указами Президента РФ от 30 сентября 1997
г. N 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения
жильем военнослужащих и некоторых других
категорий граждан» <3> и от 28 июня 1999
г. N 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых
со службы сотрудников органов внутренних
дел Российской Федерации, Государственной
противопожарной службы Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, учреждений
и органов уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации,
а также граждан, уволенных со службы из
указанных органов и учреждений» установлено,
что приоритетной формой бюджетного финансирования
расходов по обеспечению жильем для постоянного
проживания определенных категорий граждан
являются выпуск и погашение государственных
жилищных сертификатов.
Порядок выпуска и погашения сертификатов определяется Правительством РФ. Сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы. Форма бланка сертификата и порядок его заполнения утверждаются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов РФ и Министерством обороны Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» <6> его функции выполняет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) определяет порядок получения, учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов.
Список используемой литературы
Информация о работе Нормативно-правовая база жилищных сертификатов