Организационные структуры коммерческих банков, преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть сущность организационной структуры коммерческого банка, проанализировать преимущества и недостатки той или иной организационной структуры.
Автор ставил перед собой при написании данной работы следующие задачи:
раскрыть сущность и виды организационной структуры коммерческих банков.
провести сравнительный анализ структур банков.
предложить программу практической реализации реорганизации коммерческих банков.
охарактеризовать организационные структуры коммерческих банков РБ и выделить проблемы их совершенствования.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды организационной структуры коммерческих банков
2. Сравнительный анализ структур банков. Выбор организационной структуры и практическая реализация программы структурной перестройки коммерческих банков
3. Организационные структуры коммерческих банков в РБ, проблемы их совершенствования матричной структуры
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

банковское дело.doc

— 953.00 Кб (Скачать файл)

 

Важной  проблемой, предопределяющей формы  организации лизинга внутреннего  или международного (экспорт и  импорт) является определение и оптимальный  выбор источников поступления и  поставок машинно-технических изделий лизингополучателем (внутреннее производство, ввоз и вывоз).

 

В республике практически отсутствует производство основных видов оборудования необходимых  для предприятий различного профиля.

 

Не менее  серьезной проблемой остается неуклонное старение парка сельхозмашин. Ее предполагается решить за счет контрактов с западными фирмами, а также поставок на лизинговой основе с казахстанских заводов.

 

В условиях роста неплатежей и взаимной задолженности  предприятий, т.е. резкого снижения платежной дисциплины серьезной задачей и проблемой стоящей перед банками и лизинговым фондом является разработка механизма возврата бюджетных и других средств, выделенных для проведения лизинговых операций. Эта задача является составной частью более общей проблемы - создание действенной системы обеспечения выполнения обязательств путем предоставления гарантий, залога имущества и страхования коммерческих рисков при лизинговых сделках.

 

За истекший период работы лизинговых компаний стали наглядны моменты, которые тормозят темпы развития лизинга, а соответственно, и тормозится обновление основных средств в Казахстане. Для реализации некоторых государственных программ, например, импортозамещения, развития малого предпринимательства и т.д., крайне необходимой развитие лизинга в целом. [50]

 

Серьезным тормозом в развитии лизингового  бизнеса в Казахстане является недостаточная  разработка законодательно-нормативной  базы. Основной, регулирующий все аспекты  этого сложного экономического явления  документ - Закон РК «О лизинге» (от 5 июля 2000г.). Но сейчас мы являемся свидетелями непоследовательности и недостаточной эффективности действия механизма государственной поддержки и стимулирования лизингового бизнеса в Казахстане. Особенно ярко они проявляются в отсутствии координации рычагов и инструментов инвестиционной, налоговой, учетной и амортизационной политике государства в отношении лизинга.

 

Поэтому важно усовершенствовать  нормативно-правовую базу в республике по вопросам лизинга, устранить возникнувшие несоответствия, а также внести дополнения и изменения в законодательство о лизинге, соответствующие нормам международного права [51 ].

 

Для этого требуется принять  меры по сохранению и совершенствованию  института предоставления налоговых  льгот для любого вида лизинга, по исключению статей в нормативных правовых актах или преданию им четких редакций, не позволяющих допускать различного их трактования. Очень важно обеспечить идентичность подхода в определении терминов «финансовый лизинг» и «вознаграждение по финансовому лизингу» в налоговом и гражданском законодательстве и т. д.

 

Сегодня же наглядно прослеживаются терминологические разночтения  в ряде законодательных актов, таких  как Гражданский Кодекс РК (Особенная  Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 года № 2368 « 9-1 предмет лизинга - имущество, определяемое в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лизинге и ввозимое в Республику Казахстан в соответствии с договором лизинга », а законодательство Республики Казахстан оперирует исключительно понятием «финансовый лизинг».

 

Сделка, описанная выше, не попадает под понятие финансового лизинга, данного в Налоговом кодексе  и в законе Республики Казахстан  «О финансовом лизинге », и в связи  с этим, оборудование - предмет лизинга - не попадает под режим временного ввоза, предусмотренный для предметов лизинга.

 

Данная операция исключительно  выгодна для государства, т.к. устаревшее и отслужившее свой срок оборудование заменяется заводом изготовителем  на высокотехнологичное, новое оборудование с более высокими техническими показателями.

 

Заметим также, что налоговое законодательство обязует лизингополучателя выкупать предмет лизинга (Статья 74 « Передача по договору лизинга, заключённому в  соответствии с законодательством  Республики Казахстан, основных средств, подлежащих амортизации, является финансовым лизингом, если она отвечает следующим условиям: 1)передача основных средств в собственность лизингополучателя и предоставление права лизингополучателя на приобретение основных средств по фиксированной цене определены договором лизинга»), что противоречит нормам гражданского права, ограничивая права сторон по Гражданскому Кодексу Республики Казахстан и Закону «О Финансовом лизинге ».

 

Следующим несоответствием является невозможность применения ускоренной амортизации для предметов лизинга в течение срока договора, которая применяется для стимулирования внедрения новой техники во всём мире. Субъект малого предпринимательства не сможет взять в лизинг помещение, т.к. амортизационный коэффициент 8, предусмотренный Налоговым Кодексом, позволит выкупить помещение лишь через 11 лет, т.к. срок амортизации для договора финансового лизинга составляет не менее 80% службы предмета лизинга (Статья 74 «передача по договору лизинга, заключённому в соответствии с законодательством Республики Казахстан, основных средств, подлежащих амортизации, является финансовым лизингом, если она отвечает следующим условиям ...2) срок финансового лизинга превышает 80% срока полезной службы основных средств »). При существующих ставках (20-25% годовых), предприниматель заплатит за полученную недвижимость в 3-4 раза больше, чем при простом её приобретении. Исключение составляет:

 

1) срок амортизации сельскохозяйственной  техники, который в соответствии  с Законом Республики Казахстан от 8 января 2003 года №375-2 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан « О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», определён сроком (надо полагать эксплуатации),

 

2) срок финансового лизинга превышает 80% срока полезной службы основных средств, за исключением финансового лизинга по сельскохозяйственной технике, срок которого должен составлять не менее 3 лет.

 

В любом случае, ограничение существенно  тормозит развитие лизинга недвижимости, включая землю, которая амортизации вообще не подлежит, поскольку приобретение помещения неразрывно связано с приобретением земельного участка под ним, а последнее невозможно исходя из существующего в Налоговом Кодексе определения лизинга (Статья 74 «передача по договору лизинга, заключённому в соответствии с законодательством Республики Казахстан, основных средств, подлежащих амортизации, является финансовым лизингом...». Согласно же статье 82 Налогового кодекса, к активам, не подлежащим амортизации, относятся:

 

земельные участки;

 

объекты незавершённого строительства;

 

неустановленное оборудование;

 

основные средства и материальные активы, не используемые налогоплательщиком в производстве товаров, выполнении работ, предоставлении услуг;

 

доля участия в юридическом лице любой организационно-правовой формы;

 

основные средства, стоимость которых  ранее полностью отнесена на вычеты в соответствии с налоговым законодательством  Республики Казахстан, действовавшим  до 1 января 2000 года;

 

основные средства, введённые в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта, стоимость которых отнесена на вычеты в соответствии со статьями 138-140 Кодекса.

 

Лизинг в Казахстане лишен того гибкого режима налогообложения, который  способствует его развитию. Налоговое  законодательство пока не учитывает особенностей лизингового бизнеса. В этом отношении Казахстан значительно отстает даже от РК. Лизинговые компании сталкиваются с тем, что почти вся плата за лизинг от лизингополучателей по законодательству должна быть отнесена на доходы, за исключением вычетов на амортизацию. В этом случае в чистом виде лизинговая операция будет недостаточно рентабельной из-за подоходного налога. В законе нет также никакого прямого указания на предмет освобождения лизинговых операций и от уплаты налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин и тормозов при временном вводе машин и оборудования на территорию Республики по лизинговым контрактам. Не предусмотрено в нем и введение таких налоговых льгот, как «инвестиционный налоговый кредит». При введении в Казахстане, используя опыт США, такой налоговой льготы, из суммы налога на прибыль можно было бы высчитать в % объемы новых инвестиций в машины и оборудование со сроком службы 3 года и 10% со сроком службы 5-15 лет [52].

 

Необходимо ввести такой вид  лизинга, как «вторичный лизинг» и корректировки определения финансового лизинга в части обязательности передачи лизингополучателя ранее купленной у продавца техники (сезонные, оптовые и прочие скидки продавцов; возможность учёта производственной специфики, спроса и предложения на остро дефицитную технику, возможность привлечения профессионалов для выбора и закупки оборудования). Экономия времени по доставке, предпродажной подготовке и сборке техники, появится возможность реальной оценки потенциальным лизингополучателем качества товара, его состояния, технических характеристик и пр., а также возможность осуществления закупа предмета лизинга лизингодателем у определенного поставщика по оптовой цене является экономически выгодным как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. В сравнении, если бы приобретение каждой отдельной единицы производилось по определенному заказу лизингополучателя.

 

Кроме того, нет четкости в законодательстве касательно перехода рисков в связи  с переходом права владения и  пользования лизингополучателю - с момента получения предмета лизинга (как подсказывает логика и правила делового оборота) или же с момента регистрации договора лизинга, согласно закона (ст.5 «Право временного владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме с момента государственной регистрации договора лизинга»).При осуществлении ряда лизинговых сделок, например, международный лизинг или возвратный лизинг.

 

Необходимо поднять вопрос и  о возможности ратификации Оттавской  Конвенции, что даст дополнительные и необходимые гарантии иностранным инвесторам по осуществлению лизинговых сделок в Казахстане. Признавая, что экономическая и социальная реформы являются важнейшей областью государственной политики, считаю необходимым внести соответствующие изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов по вопросам лизинга в максимально короткие сроки, включив в рабочую группу специалистов, изучающих лизинг и знающих практические проблемы развития лизинга.

 

С учетом существующей в настоящее  время Республике Казахстан нормативно - правовой базы лизинга и ее дальнейшего развития предусматривается увеличение доли лизинга к 2006г. в общем объеме инвестиций до 30% со следующей разбивкой по годам: 2002г.-20%, 2003г.-25%, 2004г.- 28%, 2005г.-29%, 2006г.-30%.

 

 

 

Рисунок 3.2.1 -доля лизинга в общем  объеме инвестиций

 

В сравнении с опытом развитых стран  это половина достигнутого ими в  настоящее время. Лизинг в большинстве  стран в общем, объеме инвестиций составляет 40-50%.

 

Без решения существующих и вновь возникающих проблем развитие лизинга трудно, точнее даже невозможно рассчитывать на успешную работу уже созданных и создаваемых лизинговых компаний, банковских структур и развитие внутреннего рынка лизинговых услуг.

 

Таким образом, лизинговый бизнес в  Казахстане сталкивался в тот период и сталкивается сейчас с рядом проблем, таких как:

 

Отсутствие квалифицированных  кадров специалистов в этой области;

 

Расплывчатая и противоречивая во многом нормативно-законодательная  база развития лизинга в Казахстане;

 

Высота банковских процентных ставок и маржи лизинговых компаний;

 

Высокая степень рисков, возникающих  в ходе реализации лизинговых инвестиционных проектов;

 

Обеспечение полной возвратности выделенных для осуществления лизинговых операций бюджетных средств и др. [53].

 

 

Заключение

 

Причиной широкого распространения  лизинга является ряд его преимуществ  по сравнению с другими формами  инвестирования. Основными из них  являются:

 

- инвестирование в форме имущества  в отличие от денежного кредита  снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;

 

- лизинг предполагает 100-процентное  кредитование и не требует  немедленного начала платежей, что  позволяет без резкого финансового  напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;

 

- часто предприятию проще получить  имущество по лизингу, чем ссуду  на его приобретение, так как  лизинговое имущество выступает  в качестве залога;

 

- лизинговое соглашение более  гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;

 

- для лизингополучателя уменьшается  риск морального и физического  износа и устаревания имущества,  так как имущество не приобретается  в собственность, а берется  во временное пользование; так  как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества;

 

- лизинговое имущество не числится  у лизингополучателя на балансе,  что не увеличивает его активы  и освобождает от уплаты  налога на это имущество;

 

- лизинговые платежи относятся  на издержки производства (себестоимость)  лизингополучателя и соответственно  снижают налогооблагаемую прибыль;

 

- производитель получает дополнительные  возможности сбыта продукции,  так как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую систему.

Информация о работе Организационные структуры коммерческих банков, преимущества и недостатки