Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:59, курсовая работа
Центральный Банк России можно представить, как единую систему, имеющую разного рода филиалы в каждом административном центре страны. Без таких филиалов как расчетно-кассовые центры, территориальные учреждения, центральные операционные управления - Центральному банку, было бы сложно справиться с теми задачами и функциями, которые он выполняет на сегодняшний день.
Введение…………………………………………………………………………..……..3
1 Цели и задачи Центрального Банка………………………………………..…............5
2 Основные принципы организационной структуры…………………..………….....10
3 РКЦ и другие организации, входящие в структуру Банка России……..………….16
Заключение………………………………………………………………………………21
Глоссарий………………………………………………………………………….……..23
Список использованных источников……………………………………………..…….25
Список сокращений………………………………………………………………….…..27
Приложение А………………………………………………………………….…...........28
Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.
Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, которые носят качественный характер, и ориентированы на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.
В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 23 департамента :
- Административный департамент;
- Сводный экономический департамент;
- Юридический департамент;
- Департамент исследований, информации и статистики;
- Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
- Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;
- Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;
- Департамент пруденциального банковского надзора;
- Департамент подготовки персонала;
- Департамент по организации банковского санирования;
- Департамент методологии и организации расчетов;
- Департамент регулирования денежного обращения;
- Департамент эмиссионно-кассовых операций;
- Департамент информатизации;
- Департамент внутреннего аудита и ревизий;
- Департамент операций на открытом рынке;
- Департамент контроля за деятельностью кредитных организации на финансовых рынках;
- Департамент валютного регулирования и валютного контроля
- Департамент инспектирования кредитных организаций;
- Департамент телекоммуникаций;
- Департамент полевых учреждений;
- Департамент иностранных операций;
- Департамент общественных связей.
Основными подразделениями Банка России являются:
- Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;
- Главное управление безопасности и защиты информации;
- Главное управление недвижимости;
- Управление специальной связи.
Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления. 2
Принципы организации
Внешние принципы - это система действующих законов и норм международного права; степень независимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.
Внутренние принципы - это организационная структура, где выделено 23 департамента (вышеперечисленные); распределение ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав. Эти принципы организации деятельности Центрального банка вытекают из функций Совета директоров, который во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.
Совет директоров - это высший исполнительный орган Центрального банка России, который отвечает за практическую реализацию его целей и задач. Он принимает решения по таким вопросам, как:
- создание и ликвидация учреждений и организаций Банка России;
-установление обязательных нормативов для кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке»;
- величина резервных требований, порядок формирования резервов кредитными организациями;
- изменение процентных ставок Банка России;
- определение лимитов операций на открытом рынке;
- участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
- применение прямых количественных ограничений;
- выпуск и изъятие банкнот и монет из обращения, общий объем выпуска наличных денег;
- внесение в Государственную Думу предложений об изменении уставного капитала Банка России;
- утверждение порядка работы Совета директоров и назначение главного аудитора Банка России;
- утверждение внутренней структуры Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
- определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.
Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления направлены на реализацию денежно-кредитной политики и проявляются в том, что Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства и координирует свою политику с Министерством экономики, Министерством Финансов и Правительством в целом. Банк России осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами без взимания комиссионного вознаграждения, с бюджетом субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.
Все эти задачи Банк России решает
с помощью созданного при нем
Национального банковского
Структура управления Центральным Банком образует некую систему, которая состоит из трех видов блоков:3
1. Фундаментальный:
- Сущность, статус и задачи ЦБ;
- Принципы организационного построения.
2. Организационный:
- Структура органов управления;
- Полномочия органов управления;
- Инфраструктура ЦБ.
3. Регулирующий:
- Законодательство;
- Ведомственные нормативные акты.
Выделяют несколько принципов организационного построения ЦБ:
Первый принцип: принцип централизации деятельности. Так как деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром выступает Совет директоров, который определяет основные направления деятельности ЦБ, руководит и управляет всей его системой.
Второй принцип: принцип централизованного построения, он позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые властью, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев организационной структуры ЦБ как системы.
Третий принцип, это разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления. Тесно связано с принципом централизованного построения. Соблюдение этого принципа на практике заключается в построении вертикальной структуры управления ЦБ.
Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме НБС, Совета директоров), как первого уровня органов структуры, выделяют: 2 уровень (Национальные банки, главные управления, головные РКЦ и РКЦ), 3 уровень (полевые учреждения) и 4 уровень (учреждения инфраструктуры: вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности и др.).
По последним данным структура Банка России на начало 2010 года образуют 1037 подразделений, в том числе: центральный аппарат, 79 территориальных учреждений, 623 подразделения расчетной сети, 5 Отделений и Операционное управление Московского главного территориального управления, Первое операционное управление, Межрегиональный центр безопасности, Центральное хранилище, 123 полевых учреждения, 4 информационно-вычислительных подразделения и другие вспомогательные подразделения.
Четвертый функциональный принцип. Поскольку ЦБ представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.
Пятый принцип: принцип согласования с интересами других экономических субъектов. При обособленности статуса центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы выполнению его главных целей и задач. Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка.
Так, по российскому
Центральный банк представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят: центральный аппарат; территориальные учреждения; расчетно-кассовые центры; вычислительные центры; полевые учреждения; центральные хранилища; учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. (См. приложение А)
Расчетно-кассовые центры являются структурными
подразделениями
Организованные по региональному принципу РКЦ включают:
1) Головной расчетно-кассовый
2) Межрайонный расчетно-кассовый центр;
3) Районный расчетно-кассовый центр.
Каждый РКЦ имеет:
а) Наименование, включающее названия того населенного пункта, где он территориально функционирует, и соответствующего территориального управления, в состав которого он входит;
б) Идентификационный код;
в) Печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.
РКЦ выполняет следующие
- Обеспечивает межбанковские и внутри - банковские расчеты кредитных учреждений, расположенных на территории его обслуживания;
- Проверяет реализацию коммерческими банками требований обязательного резервирования, достоверность расчетов, своевременность и полноту проведенных перечислений;
- Участвует в предоставлении коммерческим банкам кредитов Банка России (в порядке передоверия);
- Во взаимодействии со специализированными службами доставки обеспечивает централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутри - региональном и межрегиональном уровнях и др.
Головные РКЦ производят, кроме вышеназванных названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг.
Таким образом, РКЦ организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства РФ и Центрального банка РФ. Для реализации возложенных на них функций расчетно-кассовые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счета и осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах. Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию о состоянии текущей ликвидности коммерческих банков.
В Банке России с 2003 года проводится
программа оптимизации
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности.
Полевые учреждения стоят особняком в организационной структуре Банка России. Это связано с "двойным" подчинением полевых учреждений центральному банку и органам Министерства обороны Российской Федерации. С одной стороны, полевые учреждения выступают составной частью системы Банка России, решения о создании и ликвидации полевых учреждений принимает Совет директоров Банка России (по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации). С другой стороны, полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые, руководствуясь военным законодательством, должны соблюдать принцип единоначалия. Согласно банковскому законодательству, полевые учреждения являются воинскими учреждениями и в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны Российской Федерации.
Информация о работе Организационные структуры управления современным банком