Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:17, контрольная работа
Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня и осуществляют контроль за ее соблюдением. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного, т.е. для кредитных организаций также устанавливается лимит кассы.
Организация кассового обслуживания кредитных организаций.
-Взаимоотношения учреждений ЦБ с кредитными организациями
-Договор на кассовое обслуживание кредитных организаций
-Порядок кассового обслуживания филиалов, не имеющих корреспондентских субсчетов в расчетно-кассовых центрах, и дополнительных офисов кредитных организаций
-Кассовое обслуживание кредитной организации в расчетно-кассовом центре
-Расчетно-кассовые центры
2.Основы системы денежно-кредитного регулирования
- Понятие системы денежно-кредитного регулирования
- Денежно-кредитное регулирование
- Государственное регулирование денежного оборота
3.Используя данные «Бюллетеня банковской статистики» проанализировать состояние рынка межбанковских кредитов, охарактеризовать ставки по привлечению и предоставлению кредитов.
4.Список литературы
2. Основы системы денежно-кредитного регулирования
1.1. Понятие системы денежно-
Идея регулируемого денежного обращения восходит к теоретическим взглядам известного шотландского финансового авантюриста XVIII века Джона Ло. Но подлинные подходы к регулированию денежного обращения были обусловлены критикой теоретических представлений, пытавшихся затушевать разделение между деньгами и кредитом как экономическими категориями.
Вплоть до 20-х годов минувшего
века это разделение представлялось
столь очевидным и столь важным
для текущих проблем денежного
оборота и банковской деятельности,
что теорию, способную затушевать
это различие, объявляли не только
бесполезной, но и противоречащей фактам.
Смешение денег как законных платежных
средств и бухгалтерских
Данный подход укоренился в большей степени и на длительный срок в отечественных представлениях, обусловленных ведением планового хозяйства. Но и по сей день, эти представления имеют место в высказываниях известных ученых, несмотря на кардинальные изменения либерального толка в российской экономике за последнее десятилетие.
Сущность денег проявляется в процессе их движения в денежном обороте. Но, регулируя денежный оборот, сущность денег подвергается достаточно легко и часто искажению. И это не сводится только к невыполнению ими той или иной функции.
В то же время денежный оборот, намеренно
обслуживая кругооборот товаров, представляется
как движение денег в наличной
и безналичной форме. Но, применяя
регулирование (осуществляя воздействие)
со стороны государства или
Постоянный переход друг в друга наличной и безналичной его частей обогащает содержание денежного оборота.
Однако в не меньшей степени постоянное регулирование способно не только «дополнительно» обогатить, но и обескровить денежный оборот, закупорить его каналы.
Оборот кредита входит составной частью в денежный оборот. Выяснение вопроса содержания «кредита» может и усложнить и одновременно облегчить процесс регулирования.
Все эти положения верны, но, как
представляется, все в меньшей
степени отражают новые реалии современной
экономической жизни и
Оно обозначает два различных понятия:
Сочетание механизмов, способствующих воспроизводству целого с учетом существующих структур и общественных форм. Сквозная категория теории систем как возможная основа теории самоорганизации.
Составляющими системы денежно-кредитного регулирования являются:
· элементы - объекты и субъекты, компоненты системы (ограниченное число);
· свойства - качества элементов, дающие
возможность количественного
· связи - соединение элементов и свойств в единое целое;
· структуры как наиболее существенные,
устойчивые связи между элементами
и как форма организации
· стимулировать к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;
· способствовать привлечению инвестиций;
· обеспечивать формирование необходимого объема финансовых ресурсов;
· учитывать формирование конкурентных отношений;
· иметь механизмы, позволяющие снизить негативные (проинфляционные) процессы в денежном обороте.
Система регулирования должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тенденций в динамике денежного оборота. Денежные параметры устанавливаются на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования, устанавливаемым на федеральном и региональном уровнях.
Это требование предусматривает достижение
следующих результатов: создание ситуации
определенности в отношении будущих
денежных потоков, что снижает риски
инвестирования; проведение в течение
регулируемого периода
1.2. Денежно-кредитное
Активное и сознательное вмешательство
со стороны государства (политика экономической
стабилизации и расширение правовых
регламентаций) и столь же активное
и сознательное противодействие
данному вмешательству
Широко распространенный термин «регулирование» применяется в основном для обозначения государственной экономической политики. Возможности и жизнеспособность любого института зависят от того, опирается ли он одновременно на всю систему правил и механизмов (в отличие от выделения одного из факторов - сокращения издержек обращения или несовершенства информации).
В историческом плане исследователи проблем регулирования исходят из так называемой холистской концепции общественной связи и в то же время не отрицают необходимости четкого установления опосредствующих факторов, которыми определяются коллективное и индивидуальное поведение.
Государственное регулирование осуществляется в целях:
а) защиты экономических интересов участников денежного оборота;
б) достижения баланса интересов субъектов регулирования;
в) развития конкурентной среды на денежном рынке;
г) создания экономических стимулов,
обеспечивающих снижение издержек обращения
и повышение эффективности
д) создания условий для привлечения инвестиций.
Государственное регулирование денежного оборота осуществляется исходя из следующих принципов:
а) создание участникам денежного
оборота условий для развития
и модернизации средств и сетей
связи (отношений), координация экономически
обоснованных затрат, связанных с
оказанием предоставляемых
б) установление участникам денежного оборота обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый при оказании услуг;
в) удовлетворение платежеспособного спроса на банковские услуги, защита интересов пользователей услуг от необоснованного повышения цен.
Денежно-кредитное
1) определение целей
2) решение вопросов формирования
и утверждения прогнозного
3) проведение мониторинга
Эти три компонента в совокупности обеспечивают возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению управления денежным оборотом.
Цели, инструменты и эффективность
государственного вмешательства в
денежно-кредитные отношения
Поэтому важной задачей государства становится контроль за кредитом с целью поддержания непрерывного характера накопления в рыночной экономике.
Одновременно в экономической
практике сложилась некая дилемма,
перед которой оказались
Кейнсианцы видели, какие последствия для государственного управления имел переход к интенсивному накоплению, ориентированному на массовое потребление. Но они полагали, что такой режим лишен каких бы то ни было противоречий и, следовательно, его прочность и длительная сохранность гарантированы.
Что до «слепого», то это не кто иной, как консерватор-неоклассик (монетарист), который верит, что, в конечном счете, возьмут верх добрые старые механизмы конкурентного регулирования. Не располагая полной и строго выверенной макроэкономической моделью, данная теория редко может дать ответы на проблемы регулирования оборота денег.
В то же время возникает и другая дилемма -- «близорукого» и «дальнозоркого».
Порой неоправданно большое значение
придается степени открытости экономики
и возникающей в этой связи
неопределенности при осуществлении
регулирования. Так бывает, например,
когда противопоставляют
3. Проанализировать состояние рынка межбанковских кредитов, охарактеризовать ставки по привлечению и предоставлению кредитов.
Таблицы “Средние объявленные ставки по привлечению кредитов (MIBID), средние объявленные ставки по пре
доставлению кредитов (MIBOR) и средневзвешенные фактические ставки по предоставленным кредитам (MIACR)” и
“Объявленные ставки по привлечению кредитов (MIBID)объявленные ставки по предоставлению кредитов (MIBOR)и фактические ставки по предоставленным кредитам
MIACR)” содержат ставки, по которым кредитные органи
зации намереваются привлекать/предоставлять и фактически предоставляют кредиты на межбанковском рынке наусловные стандартные сроки (1 день, от 2 до 7 дней, от 8 до
30 дней, от 31 до 90 дней, от 91 до 180 дней и от 181 днядо1 года). В таблицах показаны среднемесячные уровни,внутримесячная динамика и диапазон ставок по межбан$
ковским кредитам, предоставленным на различные сроки.
Используя данные таблицы “Объявленные ставки по привлечению кредитов (MIBID), объявленные ставки по предоставлению кредитов (MIBOR) и фактические ставки по
предоставленным кредитам (MIACR)”, можно проанализировать движение объявленных ставок по привлечению кредитов в сопоставлении с объявленными ставками по их
предоставлению и фактически сложившимися ставками по
предоставленным кредитам. В целом данные таблицы в их
увязке с другими показателями Бюллетеня могут быть использованы для комплексного анализа ситуации на финансовом рынке.
Источник информации: ежедневная информация по выборке кредитных организаций — основных участников московского межбанковского кредитного рынка.
Наряду с публикацией в ежемесячном издании Банка
России “Бюллетень банковской статистики” данные о став
ках по межбанковским кредитам публикуются также в еженедельном издании “Вестник Банка России” и размещаются
в представительстве Банка России в сети Интернет
Характеристика отдельных показателейСредние объявленные ставки MIBID (Moscow Inter_
bank Bid) и MIBOR (Moscow Interbank Offered Rate) расчитываются как средние арифметические за месяц от ежедневно заявляемых банками ставок привлечения и разме$
щения межбанковских кредитов.
Средневзвешенная ставка MIACR (Moscow Interbank
Actual Credit Rate) рассчитывается как средневзвешенная
за месяц по объемам фактических сделок по предоставлению межбанковских кредитов.
Объявленные ставки по привлечению/предоставле_
нию кредитов рассчитываются на каждую дату по каждому
сроку как средние арифметические величины от ежедневно
объявляемых ставок по привлечению/предоставлению кредитов на соответствующий срок по всем включаемым в расчет банкам. При этом в расчет не принимаются ставки по
кредитам, привлекаемым/предоставляемым собственным
Для каждого стандартного срока объявленные ставки попривлечению/предоставлению кредитов рассчитываютсякак средняя арифметическая по формуле:
Информация о работе Организация кассового обслуживания кредитных организаций