Организация кассового обслуживания кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня и осуществляют контроль за ее соблюдением. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного, т.е. для кредитных организаций также устанавливается лимит кассы.

Содержание работы

Организация кассового обслуживания кредитных организаций.
-Взаимоотношения учреждений ЦБ с кредитными организациями
-Договор на кассовое обслуживание кредитных организаций
-Порядок кассового обслуживания филиалов, не имеющих корреспондентских субсчетов в расчетно-кассовых центрах, и дополнительных офисов кредитных организаций
-Кассовое обслуживание кредитной организации в расчетно-кассовом центре
-Расчетно-кассовые центры
2.Основы системы денежно-кредитного регулирования
- Понятие системы денежно-кредитного регулирования
- Денежно-кредитное регулирование
- Государственное регулирование денежного оборота
3.Используя данные «Бюллетеня банковской статистики» проанализировать состояние рынка межбанковских кредитов, охарактеризовать ставки по привлечению и предоставлению кредитов.
4.Список литературы

Файлы: 1 файл

учение о центральном банке.docx

— 38.40 Кб (Скачать файл)

 

2. Основы системы денежно-кредитного регулирования

1.1. Понятие системы денежно-кредитного  регулирования 

Идея регулируемого денежного  обращения восходит к теоретическим  взглядам известного шотландского финансового  авантюриста XVIII века Джона Ло. Но подлинные подходы к регулированию денежного обращения были обусловлены критикой теоретических представлений, пытавшихся затушевать разделение между деньгами и кредитом как экономическими категориями.

Вплоть до 20-х годов минувшего  века это разделение представлялось столь очевидным и столь важным для текущих проблем денежного  оборота и банковской деятельности, что теорию, способную затушевать это различие, объявляли не только бесполезной, но и противоречащей фактам. Смешение денег как законных платежных  средств и бухгалтерских статей, которые отражают контрактные (договорные) отношения, связанные с этими  законными платежными средствами, приводило  к серьезным ошибкам в практике регулирования.

Данный подход укоренился в большей  степени и на длительный срок в  отечественных представлениях, обусловленных  ведением планового хозяйства. Но и  по сей день, эти представления  имеют место в высказываниях  известных ученых, несмотря на кардинальные изменения либерального толка в  российской экономике за последнее  десятилетие.

Сущность денег проявляется  в процессе их движения в денежном обороте. Но, регулируя денежный оборот, сущность денег подвергается достаточно легко и часто искажению. И  это не сводится только к невыполнению ими той или иной функции.

В то же время денежный оборот, намеренно  обслуживая кругооборот товаров, представляется как движение денег в наличной и безналичной форме. Но, применяя регулирование (осуществляя воздействие) со стороны государства или субъектов  рынка, мы непосредственно модифицируем формы движения денег.

Постоянный переход друг в друга  наличной и безналичной его частей обогащает содержание денежного  оборота.

Однако в не меньшей степени постоянное регулирование способно не только «дополнительно» обогатить, но и обескровить денежный оборот, закупорить его каналы.

Оборот кредита входит составной  частью в денежный оборот. Выяснение  вопроса содержания «кредита» может  и усложнить и одновременно облегчить  процесс регулирования.

Все эти положения верны, но, как  представляется, все в меньшей  степени отражают новые реалии современной  экономической жизни и современного денежного оборота. Денежно-кредитное  регулирование фактически означает способность денег и кредита  как равновеликих элементов денежного  оборота оказывать упорядоченное  воздействие на экономические процессы.

 

Оно обозначает два различных понятия:

 

Сочетание механизмов, способствующих воспроизводству целого с учетом существующих структур и общественных форм. Сквозная категория теории систем как возможная основа теории самоорганизации.

 

Составляющими системы денежно-кредитного регулирования являются:

 

· элементы - объекты и субъекты, компоненты системы (ограниченное число);

 

· свойства - качества элементов, дающие возможность количественного описания системы;

 

· связи - соединение элементов и  свойств в единое целое;

 

· структуры как наиболее существенные, устойчивые связи между элементами и как форма организации системы, где важная роль придается состоянию, поведению, равновесию, устойчивости, развитию системы и ее функций. Система  выступает как совокупность связанных  и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих отдельное  целое, имеющее новые свойства, отсутствующие  у ее элементов. Система денежного  регулирования должна обеспечивать выполнение потребностей участников денежного  оборота:

 

· стимулировать к снижению издержек, повышению качества оказываемых  услуг;

 

· способствовать привлечению инвестиций;

 

· обеспечивать формирование необходимого объема финансовых ресурсов;

 

· учитывать формирование конкурентных отношений;

 

· иметь механизмы, позволяющие  снизить негативные (проинфляционные) процессы в денежном обороте.

 

Система регулирования должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость  изменения тенденций в динамике денежного оборота. Денежные параметры  устанавливаются на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования, устанавливаемым на федеральном  и региональном уровнях.

 

Это требование предусматривает достижение следующих результатов: создание ситуации определенности в отношении будущих  денежных потоков, что снижает риски  инвестирования; проведение в течение  регулируемого периода мероприятий  по снижению издержек и расходование полученных в результате экономии средств  на возврат заемных средств; достижение экономической определенности для  потребителей услуг.

1.2. Денежно-кредитное регулирование  как сочетание механизмов, способствующих  воспроизводству рыночной экономики

Активное и сознательное вмешательство  со стороны государства (политика экономической  стабилизации и расширение правовых регламентаций) и столь же активное и сознательное противодействие  данному вмешательству субъектов  рынка обусловили внедрение механизмов регулирования.

Широко распространенный термин «регулирование»  применяется в основном для обозначения  государственной экономической  политики. Возможности и жизнеспособность любого института зависят от того, опирается ли он одновременно на всю  систему правил и механизмов (в  отличие от выделения одного из факторов - сокращения издержек обращения или  несовершенства информации).

В историческом плане исследователи  проблем регулирования исходят  из так называемой холистской концепции общественной связи и в то же время не отрицают необходимости четкого установления опосредствующих факторов, которыми определяются коллективное и индивидуальное поведение.

Государственное регулирование осуществляется в целях:

а) защиты экономических интересов  участников денежного оборота;

б) достижения баланса интересов  субъектов регулирования;

в) развития конкурентной среды на денежном рынке;

г) создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение издержек обращения  и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота, дальнейшего  развития и модернизации средств  и сетей электронной связи, расширения рынка банковских услуг и улучшения  их качества;

д) создания условий для привлечения инвестиций.

Государственное регулирование денежного  оборота осуществляется исходя из следующих  принципов:

а) создание участникам денежного  оборота условий для развития и модернизации средств и сетей  связи (отношений), координация экономически обоснованных затрат, связанных с  оказанием предоставляемых регулируемых услуг;

б) установление участникам денежного  оборота обоснованной нормы прибыли  на капитал, используемый при оказании услуг;

в) удовлетворение платежеспособного  спроса на банковские услуги, защита интересов  пользователей услуг от необоснованного  повышения цен.

Денежно-кредитное регулирование  должно основываться на системе, состоящей  из трех частей:

1) определение целей деятельности  субъектов регулирования; 

2) решение вопросов формирования  и утверждения прогнозного планирования;

3) проведение мониторинга субъектов  регулирования. 

Эти три компонента в совокупности обеспечивают возможность реализовать  свои обязанности по качественному  обеспечению управления денежным оборотом.

Цели, инструменты и эффективность  государственного вмешательства в  денежно-кредитные отношения непосредственно  зависят от конкретных особенностей способа экономического регулирования. Так, когда господствует конкурентный (рыночный) режим регулирования, государство  ограничивается тем, что гарантирует  устойчивость денежных отношений. Увеличивающийся  «отрыв» кредита от денежной базы требует новых актов вмешательства  со стороны государства.

Поэтому важной задачей государства  становится контроль за кредитом с целью поддержания непрерывного характера накопления в рыночной экономике.

Одновременно в экономической  практике сложилась некая дилемма, перед которой оказались представители  известных экономических теорий (кейнсианцы и монетаристы), которую можно, несколько утрируя, обозначить как дилемму «кривого» и «слепого».

Кейнсианцы видели, какие последствия для государственного управления имел переход к интенсивному накоплению, ориентированному на массовое потребление. Но они полагали, что такой режим лишен каких бы то ни было противоречий и, следовательно, его прочность и длительная сохранность гарантированы.

Что до «слепого», то это не кто иной, как консерватор-неоклассик (монетарист), который верит, что, в конечном счете, возьмут верх добрые старые механизмы конкурентного регулирования. Не располагая полной и строго выверенной макроэкономической моделью, данная теория редко может дать ответы на проблемы регулирования оборота денег.

В то же время возникает и другая дилемма -- «близорукого» и «дальнозоркого».

Порой неоправданно большое значение придается степени открытости экономики  и возникающей в этой связи  неопределенности при осуществлении  регулирования. Так бывает, например, когда противопоставляют гибкость, проявляемую в защитных целях, гибкости наступательной; быструю либерализацию  внешнеэкономических связей - умеренному протекционизму; сокращение государственного вмешательства - изменению его целей  и инструментов. «Близорукость» происходит оттого, что в данном случае «за  деревьями можно не увидеть леса»  и что, по всей вероятности, не всегда оправданно преобладает детерминизм (наличие причинно-следственных связей). Однако возможно впасть в другую крайность, отстаивая идею механической смены  одного способа развития регулирования  другим. Представление денежных отношений  как категорический императив (безусловный  принцип поведения) скрывает опасность  «дальнозоркости».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проанализировать состояние рынка межбанковских кредитов, охарактеризовать ставки по привлечению и предоставлению кредитов.

Таблицы “Средние объявленные  ставки по привлечению кредитов (MIBID), средние объявленные ставки по пре

доставлению кредитов (MIBOR) и  средневзвешенные фактические ставки по предоставленным кредитам (MIACR)”  и

“Объявленные ставки по привлечению кредитов (MIBID)объявленные ставки по предоставлению кредитов (MIBOR)и фактические ставки по предоставленным кредитам

MIACR)” содержат ставки, по которым кредитные органи

зации намереваются привлекать/предоставлять и фактически предоставляют кредиты на межбанковском рынке наусловные стандартные сроки (1 день, от 2 до 7 дней, от 8 до

30 дней, от 31 до 90 дней, от 91 до 180 дней и от 181 днядо1 года). В таблицах показаны среднемесячные уровни,внутримесячная динамика и диапазон ставок по межбан$

ковским кредитам, предоставленным на различные сроки.

Используя данные таблицы  “Объявленные ставки по привлечению  кредитов (MIBID), объявленные ставки по предоставлению кредитов (MIBOR) и фактические  ставки по

предоставленным кредитам (MIACR)”, можно проанализировать движение объявленных  ставок по привлечению кредитов в  сопоставлении с объявленными ставками по их

предоставлению и фактически сложившимися ставками по

предоставленным кредитам. В целом данные таблицы в их

увязке с другими показателями Бюллетеня могут быть использованы для комплексного анализа ситуации на финансовом рынке.

Источник информации: ежедневная информация по выборке кредитных  организаций — основных участников московского межбанковского кредитного рынка.

Наряду с публикацией  в ежемесячном издании Банка

России “Бюллетень банковской статистики” данные о став

ках по межбанковским кредитам публикуются также в еженедельном издании “Вестник Банка России” и размещаются

в представительстве Банка  России в сети Интернет

Характеристика  отдельных показателейСредние объявленные ставки MIBID (Moscow Inter_

bank Bid) и MIBOR (Moscow Interbank Offered Rate) расчитываются как средние арифметические за месяц от ежедневно заявляемых банками ставок привлечения и разме$

щения межбанковских кредитов.

Средневзвешенная  ставка MIACR (Moscow Interbank

Actual Credit Rate) рассчитывается как средневзвешенная

за месяц по объемам  фактических сделок по предоставлению межбанковских кредитов.

Объявленные ставки по привлечению/предоставле_

нию кредитов рассчитываются на каждую дату по каждому

сроку как средние арифметические величины от ежедневно

объявляемых ставок по привлечению/предоставлению кредитов на соответствующий срок по всем включаемым в расчет банкам. При  этом в расчет не принимаются ставки по

кредитам, привлекаемым/предоставляемым  собственным

Для каждого стандартного срока объявленные ставки попривлечению/предоставлению кредитов рассчитываютсякак средняя арифметическая по формуле:

Информация о работе Организация кассового обслуживания кредитных организаций