Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 18:06, контрольная работа
Вплоть до 2000 г. на отечественном рынке отсутствовали специализированные расчетно-клиринговые палаты, а все риски, связанные с проведением расчетов по итогам торгов концентрировались в рамках биржевых институтов. Риски, ассоциированные с клиринговой деятельностью, растут с ростом оборотов. Клиринговая деятельность, будучи совмещенной с организацией торговли, не позволяет торговым системам в полной мере развивать рынок за счет внедрения новых технологий. Внедрение таких технологий как расчеты с центральным контрагентом, организация клиринга и расчетов по сделкам с частичным обеспечение связаны с ростом рисков, которыми нужно профессионально управлять в рамках отдельного института.
Клиринг и расчеты классифицируются в зависимости от степени централизации на клиринг отдельной биржи (наиболее распространенный), межбиржевой клиринг (клиринг на рынке государственных ценных бумаг и валютном рынке в РФ) и межгосударственный клиринг.
В зависимости от биржевого товара (актива) клиринг и расчеты можно разделить на:
1) клиринг рынка ценных бумаг:
— рынка государственных ценных бумаг;
— рынок корпоративных акций и облигаций.
2) клиринг рынка фьючерсных контрактов:
— с базовым активом – курс доллара США;
— с базовым активом – индекс ценных бумаг;
— прочие производные финансовые инструменты (деривативы).
3) клиринг валютного рынка;
4) клиринг товарного рынка.
Главными недостатками межбанковских расчетов стали сбои и задержки платежей в РКЦ. Одной из их причин является рутинная бумажная технология межхозяйственных расчетов. При акцептной форме расчетов, а также расчетах платежными поручениями, на которые в совокупности приходилось свыше 90% платежного оборота, используются расчетные документы в 5-ти и более экземплярах при каждой оплате, что обусловливает большой поток бумажных носителей финансово - денежной информации. Помимо высокой трудоемкости подобных расчетных операций больше вероятность совершения различного рода ошибок при их проведении. Характерные из них: неполное комплектование документов, подлежащих отправке вместе с банковскими авизо; утеря и разукомплектование их в ходе пересылки, сортировки и обработки в банках РКЦ; засылка не по адресу.
Все эти трудности и недостатки особенно обострились в начальный период внедрения межбанковских расчетов отлаживания работы РКЦ. Возникли многочисленные неувязки, сбои в платежах и задержки поступления средств на корреспондентские счета банков и расчетные счета их клиентов. Замедлилось также зачисление налоговых и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Коммерческие банки и их клиенты часто не знали реального состояния своих счетов на начало операционного дня, что затрудняло прогнозирование и планирование их деятельности. Осложнилось размещение банками друг у друга депозитов, кредитов ввиду длительного нахождения денежных сумм в пути и уплаты дополнительно ссудных процентов.
Задержки в расчетно-кассовых центрах возникают по следующим причинам: передачей банками документов в РКЦ после истечения установленного операционного дня; необходимостью выяснения с банками принадлежности переводов денежных средств; неудовлетворительным качеством оформления банками документов (неясным оттиском гербовой печати, не проставленными реквизитами банков и их клиентов, а также шифрами расчетных операций); оформлением авизо РКЦ устаревшими печатями.
Однако неточности и ошибки, сбои, хотя и в меньших масштабах, к сожалению, продолжают иметь место. Например:
1. Имеются случаи не зачисления или зачисления не в полной сумме на корреспондентские счета банков платежей в пользу их клиентов.
2. Допускаются факты зачисления на корреспондентские счета банков денежных сумм, не принадлежащих им, или сумм, не соответствующих суммам, обозначенным в документах.
3. Продолжается практика несвоевременной проводки РКЦ по корсчетам банков документов, которые они ежедневно доставляют в РКЦ, что представляет собой серьезное нарушение расчетной дисциплины.
4. В ряде РКЦ бытует практика зачисления средств на корсчета банков без расчетных документов клиентов. По-видимому, это происходит потому, что при сортировке банковской почты не проверяется, ко всем ли поступившим авизо приложены расчетные документы, клиентов. Зачисленные же без документов клиентов на корреспондентские счета банков суммы не могут быть проведены по счетам клиентуры, поскольку по реквизитам, имеющимся в корсчете, невозможно определить принадлежность денежных средств. Поэтому при разработке выписок из корсчетов банки вынуждены суммы, зачисленные на их корсчета без приложений, учитывать на счете № 904 , "Прочие дебиторы и кредиторы" как невыясненные поступления. Такие суммы часто достигают сотни миллионов рублей и по некоторым оценкам составляют до 10% баланса коммерческих банков. В результате страдают интересы и клиентуры и самих банков. Из-за не зачисления средств на счета клиентов у последних нередко срывается выполнение обязательств по платежам партнерам по хозяйственным сделкам, по платежам в бюджет и внебюджетные фонда, по кредитам банков и т.п. Штрафы банков и РКЦ за несвоевременное и неправильное зачисление (списание) средств клиентов исчисляются в миллионных суммах.
5. При розыске сумм платежей во многих случаях возникает необходимость запросов дубликатов авизо, в том числе и телеграфных. Но нередко дубликаты авизо теряются в каналах РКЦ. По этой причине банки филиалы "А" вынуждены посылать дубликаты телеграфных, а в ряде случаев и почтовых авизо, непосредственно коммерческим банкам - своим корреспондентам (филиалам "Б"). РКЦ же такие телеграммы и почтовые авизо от банков к проводу не принимает, что вызывает задержку в зачислении средств и ущемляет интересы клиентов.
Причины столь неблагополучного положения дел в области межбанковских расчетов во многом кроются в перегруженности РКЦ, вследствие не отработанной технологии электронного обмена.
Замедление в межбанковских расчетах нередко происходит из-за сбоев в работе органов связи. В ряде регионов фактические сроки пробега почтовых авизо превышают нормативные. РКЦ не всегда и в полном объеме предъявляют штрафы к почте. В этой связи некоторые банкиры-практики предлагали увеличить плату органам Минсвязи за введение особого режима прохождения банковских документов.
И все же более всего обусловил плохое качество межбанковских расчетов слабый уровень их технического обеспечения.
Основной причиной плохого качества межбанковских расчетов является отставание в уровне технической оснащенности участников расчетов
Переход банков на расчеты через корреспондентские счета не был подготовлен заранее в организационно-техническом плане. Так, во многих РКЦ практически отсутствовала какая-либо автоматизация расчетных операций, не было помещений, телефонов, персонала. Даже в крупных городах РКЦ и коммерческие банки не связаны единой компьютерной сетью.
Объем ежедневного документооборота при межбанковских расчетах весьма значителен. Система обработки и передачи банковской информации на базе ЕС ЭВМ не позволяет осуществлять передачу данных по сетям на коммутируемых каналах связи, обладает низкой надежностью и требует больших затрат на эксплуатацию; необходимо вмешательством специалистов банка на всех уровнях обработки и передачи данных.
Из-за слабой технической оснащенности РКЦ большой объем операций выполняется вручную. Между тем квалифицированный операционный работник может обработать в день лишь около 500 документов. Один же день задержки в их обработке "стоит" от 10 до 300 млрд. руб. За каждый месяц, пока идет платежное поручение, банк теряет 10% своей прибыли.
Важно отметить и такое обстоятельство. Неудовлетворительное техническое обеспечение межбанковских расчетов в значительной мере препятствует проведению комплексной автоматизации банковской деятельности, а значит и внедрению новых услуг (например, кредитных карточек) клиентуре, принципиально невозможных при традиционной технологии. Характерной особенностью работы банков является большая зависимость их друг от друга. Отсюда практически теряют свое значение нововведения банков, способствующие ускорению выполнения отдельных операций при отсутствии единого, налаженного, базирующегося на современных технических средствах, механизма межбанковских коммуникаций, а также соответствующих правовых норм.
Для укрепления материально-технической базы подразделений Банка России принимаются необходимые меры. Главное управление Банка России заменило прежние устаревшие ЭВМ на современную банковскую технику. Банком России в некоторых регионах проводятся эксперименты, связанные с внедрением системы электронных платежей по сч. 872 Внедрена система прямого ввода информации о платежах коммерческих банков через компьютерные связи посредством модемов, что ускоряет расчеты примерно на 30%.
Рассмотренные выше нарушения в межбанковских расчетах вызваны, главным образом, плохой работой РКЦ. Но в ряде случаев они происходят и по вине коммерческих банков.
Заключение
Российский фондовый рынок, который к настоящему времени уже прошел первичный период формирования своей инфраструктуры ставит перед расчетно-клиринговой системой новые цели: снижение уровня рисков биржевых операций при одновременном отказе от полного контроля обеспечения, а также сокращение транзакционных издержек профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов
Достижение этих целей определяет изменения существующей системы клиринга на фондовом рынке в направлении создания эффективной системы управления рисками при отказе от стопроцентного обеспечения с переходом к схеме централизованного клиринга. Однако на пути к построению полноценной клиринговой системы нужно решить достаточно много проблем, в числе которых – применимость норм современного законодательства в данной области.
Второй существенной проблемой является отсутствие приоритета у организации осуществляющей централизованный клиринг в отношении обращения взыскания на имущество неплатежеспособных контрагентов (банкротов). Существующий порядок реазизации предусматривает очередность и порядок обращения взыскания, не соответствующие роли клиринговой организации, от которой зависят все прочие участники рынка.
Несмотря на все пробелы в законодательстве и технологические сложности, в октябре 2005 г. ММВБ учрдила клиринговую организацию – АКБ «Национальный клиринговый центр» (НКЦ), работа которого будет отвечать не только нормам российского законодательства, но и западным стандартам, применимым к клиринговым системам. Для нормальной работы в России клиринговая организация должна иметь право осуществлять широкий спектр банковских операций, в том числе:
– открытие и ведение счетов для учета средств, поступающих от участников клиринга;
– привлечение средств участников клиринга во вклады;
– размещение привлекаемых средств в банковские депозиты;
– предоставление кредитов, в том числе овердрафтов по счетам участников клиринга, допустившим неисполнение обязательств в установленные сроки и др.
Создание Национального клирингового центра поможет выявить все «болезни роста» российского клиринга, а также выработать технологии, которые помогут сделать российский фондовый рынок более привлекательным и для внутренних, и для зарубежных инвесторов.
Список литературы
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
2. Положение Банка России № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемым с использованием платежных карт».
3. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебное пособие.- М.: МЭСИ, 2008.
4. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. - М.: Финансы и статистика, 2004.
5. Банковское дело /Под ред. Лаврушина О.И.- КНОРУС, 2006.
6. Банковские информационные системы: Учебник /Под ред. В.В.Дика.- М.: Маркет ДС, 2006.
7. Деньги, кредит, банки. Учебник под редакцией Лаврушина О.И. –М.: КНОРУС, 2008 г.
8. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.
Размещено на Allbest.ru